Амнистия в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов

Амнистия в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов

Эксперт Центра Балашов С.А.

9 мая 2015 года страна праздновала 70-летие победы советского народа в Великой Отечественной войне. Традиционно было принято Постановление об амнистии. Изначально в Государственную Думу было внесено три проекта (фракцией ЛДПР, фракцией СР, президентом) Постановления об объявлении амнистии.

Возникают закономерные вопросы, требующие четкого ответа: а какой в принципе должна быть амнистия, чтобы от результатов ее проведения не пострадала социальная справедливость? Есть ли необоснованное и чрезмерное вмешательство Президента в работу Государственной Думы? Осужденные по каким статьям не могут рассчитывать на амнистию? Чем различаются проекты Постановления об амнистии и какие неточности содержат?

Содержание проектов в основном похожее: большая часть статей, осужденным по которым невозможно претендовать на амнистию, являлась одинаковой; субъектный состав амнистии также был идентичен - женщины, имеющие несовершеннолетних детей, беременные, женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет, лица, имеющие 1, 2 группы инвалидности, несовершеннолетние.

В то же время каждый проект имел свои отличия от остальных.

По проекту ЛДПР дополнительно амнистировать собирались мужчин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, инвалидов 3 группы. Предусматривалось освободить несовершеннолетних от дополнительных видов наказаний, кроме наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В соответствии с проектом Постановления амнистированы были бы около  50 тыс. граждан.

Основными проблемами проекта были:

·  неравное положение мужчин и женщин, т.к. амнистируют женщин, которые имеют несовершеннолетних детей, а мужчин - тех, которые имеют детей в возрасте до 3-х лет;

·  неоправданное добавление в список лиц, подлежащих амнистии, инвалидов 3 группы;

·  несогласованность пункта 6 проекта Постановления Уголовному Кодексу РФ, а именно положению, что к несовершеннолетним не может быть применено ни в качестве основного, ни в качестве дополнительного наказание в виде лишения права занимать определенные должности.

По проекту СР дополнительно амнистировать собирались ветеранов ВОВ, бывших узников концлагерей и иных мест принудительного содержания, лиц, которые принимали участие в боевых действиях по защите Отечества либо которые проходили службу в составе действующей армии, лиц, награжденных орденами или медалями СССР либо Российской Федерации, больных туберкулезом, которые отнесены к 1 или 2 группе диспансерного учета.

Предусматривалось, что осужденные, выполнившие обязательства по возврату имущества и (или) возмещению убытков потерпевшим, по определенному списку статей могут рассчитывать на амнистию. Однако если в результате некоторых преступлений против собственности или отмывания денежных средств или иного имущества был причинен ущерб бюджетной системе РФ, то лицо не подпадало бы под амнистию.

Проектом также устанавливалось, что с лиц, у которых более чем на половину истек срок погашения судимости на момент принятия Постановления об амнистии, снималась бы судимость.

В соответствии с проектом Постановления амнистированы были бы около 300 тыс. граждан.

Основными проблемами этого проекта являлись:

·  абсолютная амнистия ветеранов, участников боевых действий, узников и награжденных;

·  несправедливое и неоправданное погашение судимости;

·  проблемы с юридической техникой.

Следовало бы пункт 15 Постановления, который является, по сути, общей нормой, т.к. устанавливает, что действие Постановления об амнистии не распространяется на осужденных за преступления, которые далее перечислены, разместить выше специальных норм, а именно пунктов 13 (про возврат имущества и возмещение убытков) и 14 (про ущерб бюджету). А также дополнить пункт 15 словами – «если иное не предусмотрено настоящим Постановлением».

По проекту Президента дополнительно амнистировать собирались мужчин старше 55 и женщин старше 50 лет, больных онкологическими заболеваниями 3 или 4 клинической группы, лиц, которые участвовали в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, лиц, которые подверглись радиоактивному облучению из-за аварии. В то же время амнистия ветеранов, участников боевых действий, узников и награжденных не являлась абсолютной и была ограничена несколькими условиями, так указанные лица должны были быть впервые осужденными к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести.

Предусматривалось освободить осужденных от дополнительных видов наказаний, кроме дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством.

Действие Постановление не распространялось на осужденных, которые совершили некоторые преступления, предусмотренные еще Уголовным Кодексом РСФСР.

В соответствии с проектом Постановления амнистированы были бы около 260 тыс. граждан.

Проект Президента являлся наиболее «щадящим» в силу как снижения возраста на пять лет, с достижением которого возможна амнистия, так и включения в список лиц, подлежащих амнистии, онкологических больных, а также установки, что амнистия не охватывает лиц, которые освободились от наказания после 2005 года в порядке помилования или в соответствии с актами об амнистии и вновь совершили умышленное преступление. В иных проектах установлено, что те лица, что освободились от наказания после 1993 года по вышеперечисленным основаниям и вновь совершили умышленное преступление, не подлежат амнистии.

Конституцией установлено, что Президент осуществляет помилование, а ГД объявляет амнистию. Нет ли в такой ситуации, когда президент предлагает проект Постановления об амнистии, момента вмешательства президента в вопросы ведения ГД?

Представляется, что на этот вопрос должен быть дан отрицательный ответ. Так в соответствии с частью 1 статьи 182 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания РФ проекты Постановления об амнистии вносятся в ГД и рассматриваются ею в порядке, который установлен для законопроектов. А президент является одним из субъектов, обладающих правом законодательной инициативы.

По итогам голосования был выбран президентский проект, в который депутаты во втором чтении принялись вносить поправки. Были приняты поправки про амнистию награжденных государственными наградами СССР и (или) РФ (причем, как видно из стенограммы заседания 24 апреля в ГД, награжденные – это лица, которые были когда-то награждены, а не те, что на момент принятия Постановления имеют награды), про амнистию лиц, которые были облучены радиацией в связи с катастрофой на производственном объединении «Маяк», технические поправки.

Одна из отклоненных поправок была такой – после слов «в связи с 70-летием Победы» добавить слова «советского народа».

Стоит отметить, что предполагаемое название Постановления об амнистии преемственно для либеральной России. Однако поправка обоснована. В ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» одним из дней воинской славы названо 9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов (1945 год).

По какой существенной причине эта поправка была отклонена депутатами? Внятного ответа ни у полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Минха Г. В., ни у председателя Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству  Крашенинникова П. В. нет. Крашенинников, например, считает, что данная поправка на реализацию Постановления никак не влияет, поэтому она лишняя. Конечно, что зря бумагу изводить!

Перечень статей, на осужденных по которым амнистия не распространяется, содержащийся в конечном варианте Постановления об амнистии, включает в себя практически все статьи из двух непринятых проектов Постановлений.

Какие же статьи не вошли в конечный список?

Больше всего статей было забраковано от проекта фракции СР и касались либо нарушений избирательных прав, либо преступлений против государственной власти, интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления.

Статьи, предложенные ЛДПР, но не включенные в конечный список, касались преступлений в сфере экономической деятельности; одна из них была существенной – статья 175 «приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем».

Так как амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, существует вероятность несправедливого освобождения виновного.

Представляется правильным тщательно выбирать статьи, осужденные по которым могут быть освобождены от наказания, чтобы амнистия в честь памятной даты не умаляла социальную справедливость. Также возможно смягчать наказание виновным в более общественно опасных преступлениях, например, ограничение свободы заменять обязательными или принудительными работами, сокращать неотбытый срок наказания. По статьям, в которых описываются наиболее общественно опасные составы преступления амнистию не проводить. Иначе повальной амнистией «сводятся на нет» по сути две важные цели наказания: карательная и исправительная.

А в принципе амнистия – это полезный для общества инструмент? Если учесть, что количество оправдательных приговоров около 0,4%, а коррупционная составляющая судебной системы не является чем-то исключительным, то можно прийти к выводу, что амнистия полезна. В то же время из-за своего не индивидуализированного характера, из-за той же коррупционной составляющей, из-за того, что власть не мыслит масштабно и не создает те же банальные рабочие места для освободившихся лиц - амнистия может только навредить обществу.

Поэтому необходимо более продумано подходить к вопросу амнистии, как в плане содержания амнистии, так и в плане сопровождающих амнистию мероприятий по социальной адаптации осужденных.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
4109
14107
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика