Богатое дедушкино наследство и продажа Мечты

Богатое дедушкино наследство и продажа Мечты

Автор Сергей Геннадьевич Сигачёв (блогер жж periskop).

Вчерашняя громкая новость про продажу Китаю прав собственности и конструкторской документации на сверхтяжелый самолёт советского производства Ан-225 «Мрия» вызвала немалое бурление. Я же сразу обратил внимание, что фирма-посредник из Гонконга, которая купила права — классическая «прокладка», маскирующаяся брендом под китайский авиастроительный гигант. Этакий «Абибас» на барахолке с тремя фирменными полосками, косящий под «Адидас».

Поскольку сейчас новость о продаже прав и собственности подтверждена солидными государственными китайцами, включая телеканал CCTV, то можно говорить о том, что рисунок сделки очень похож на прежние перепродажи советских технологий наследниками УССР.

Так же — через «прокладку» и с минимизацией возможных рисков — был продан тяжёлый авианесущий крейсер «Варяг», аналогично утекли с «Южмаша» советские ракетные технологии, которое потом помогли китайцам в их ракетно-космической программе.

Действительно — продавай дедушкино наследство, пока оно что-то стоит. При этом «дедушку» (СССР) можно нещадно ругать, валить его символы и старательно от него на словах отказываться. Но советские технологии, что неудивительно, чего-то стоят даже спустя четверть века после исчезновения единого государства — потому что сейчас раскошелиться на фундаментальные исследования и запуск столь масштабных проектов таким госуродцам, как Новая Украина, практически нереально. Да и Старая Украина до госпереворота 2014 г. тоже не была способна даже на простое воспроизводство советского наследия — а только на эксплуатацию его ресурса или банальную распродажу. Конечно, украинские «антоновцы» сейчас стали отказываться от факта продажи прав — но это уже задним числом, когда новость была широко растиражирована. Китайские источники факт продажи прав подтверждают, так что оправдание выглядит неубедительно.

Я было хотел разобрать событие поподробнее, благо мне в ФБ китаеведы накидали множество интересных фактов, но сегодня «Лента» выложила по этому поводу отличную статью — так что там всё предельно понятно разжёвано.

Немного цитат оттуда, для понимания сути события:

[…] Соглашение о передаче образца знаменитого самолета Ан-225 «Мрия» и документации к нему, а также о возможном совместном производстве, подписанное гонконгской компанией Airspace Industry Corporation of China (AICC) (中國空域產業集團) и украинской компанией «Антонов», привлекло гипертрофированное внимание публики и СМИ не только в Китае, но и в России и на Украине.

Отчасти это связано с определенным символизмом происходящего: Китай приобретает права на один из символов индустриальной мощи СССР, один из немногих оставшихся предметов гордости украинской промышленности. В реальности, однако, произошла давно ожидаемая, открыто готовившаяся сделка, из которой никто не делал ни малейшего секрета. Руководство «Антонова» заявляло о подготовке соглашения еще в мае.

Сделка заключена по стандартной модели между предприятием украинского ВПК и китайской фирмой-прокладкой, зарегистрированной в Гонконге (или Макао), ровно так же, как в 1998 году за 20 миллионов долларов был продан советский авианесущий крейсер «Варяг» в состоянии примерно 70-процентной готовности, ныне — первый китайский авианосец «Ляонин». Таким образом с Украины в Китай за последние 26 лет ушло за бесценок колоссальное по своим масштабам военно-техническое наследие, описания которого хватит на большую книгу.

Название Airspace Industry Corporation of China подобрано специально, чтобы походить на Aviation Industry Corporation of China (AVIC). AVIC — китайский государственный авиапромышленный гигант с сотнями тысяч сотрудников и обширными интересами в смежных отраслях промышленности. Airspace Industry Corporation of China, с которой подписал соглашение «Антонов», — гонконгская импортно-экспортная компания с арендованным в одном из небоскребов офисом.

Как это часто бывает, для легализации передачи документации подписано фиктивное, заведомо невыполнимое рамочное соглашение, предполагающее развертывание производства «Мрий» в китайском городе Лучжоу, провинция Сычуань, уже к 2019 году. Соответствующее соглашение подписано в Пекине представителями Airspace Industry Corporation of China, правительства города Лучжоу и «Антонова» 30 августа.

Единственный Ан-225, принадлежащий сейчас «Антонову», был собран в 1988 году. Возобновление производства столь сложной машины после 30-летнего перерыва было бы нелегкой задачей даже для авиационно-промышленного гиганта уровня Airbus, Boeing или российской ОАК.

Потребовалось бы заново сформировать производственную кооперацию и глубоко переработать проект самолета под выпускаемые в настоящее время агрегаты, компоненты и материалы, а потом провести всесторонние испытания нового, по существу, самолета. Это годы работы даже для лидеров отрасли. Для участников соглашения это задача нерешаемая.

Согласно заявлению «Антонова», соглашения с китайцами предусматривают также достройку остающегося на предприятии с советского времени в 70-процентной готовности второго экземпляра Ан-225. Это наиболее реальная часть соглашения, если, разумеется, необходимые для достройки компоненты машины остаются на складах «Антонова» (что вполне возможно).

Таким образом, итогом сделки станет появление у китайцев одного летающего образца Ан-225 и документации на него. При этом известно, что Китай уже на протяжении нескольких лет ведет работы над сверхтяжелым шестидвигательным транспортным самолетом. Изображения продувки модели такой машины в аэродинамической трубе появлялись в китайских СМИ в 2012 году или даже ранее.

Сейчас самым тяжелым китайским самолетом является Y-20, транспортная машина несколько более тяжелая, чем российский Ил-76 МД90-А, и оснащенный российскими двигателями Д-30КП2. Машины такого класса считаются достаточными для большинства видов военных перевозок. Известно также об интересе китайцев к самолетам уровня Ан-124 и американского C-5A Galaxy. Знакомство с материалами по Ан-225, видимо, поможет и в этой работе.

Но для чего китайцам нужна сама «Мрия»? Ан-225 слишком уникален и сложен в эксплуатации для массового транспортного самолета (хотя единственный вариант, остающийся на Украине, используется для перевозки разных особо габаритных грузов). Самолет был порождением советской космической программы. […]

В общем, остаётся открытым только вопрос, зачем китайцам такой узконишевый уникальный самолёт.

Или для космической программы, или для разработки собственных сверхтяжёлых военно-транспортников. Однако для второго проще было как-то добыть аналогичные материалы по «Руслану» Ан-124, как мне представляется.

А так — схема понятна: очередная уникальная советская технология по дешевке слита платежеспособному покупателю с амбициями.

Источник



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
796
2425
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика