Децентрализация России необходима?

Децентрализация России необходима?

Балашов Сергей Александрович — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Как предлагают децентрализовать Россию депутаты от фракции ЛДПР? К чему могут привести подобные инициативы и будут ли поддержаны в Государственной Думе России?

6 августа 2015 года в Государственную Думу РФ был внесен проект федерального конституционного закона «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации города федерального значения Новокузнецк». Разработчиком законопроекта является депутат А. Н. Диденко, состоящий во фракции ЛДПР.

Стоит отметить, что за весь период существования Государственной Думы был внесен лишь один аналогичный законопроект в 2014 году также депутатом фракции ЛДПР. Проектом ФКЗ предусматривалось образовать в составе России новый субъект город федерального значения Новосибирск. Данная инициатива в конце 2014 года была отклонена Государственной Думой.

Представляется, что такая же судьба ждет и актуальный законопроект по двум причинам:
1) неоднозначность идеи и возможные негативные последствия ее реализации;
2) юридически безграмотное оформление инициативы, игнорирование законодательства РФ.

Для обоснования необходимости создания третьего города федерального значения важно привести серьезные аргументы, но этого не было сделано ни в пояснительных записках к законопроектам, ни в публичных выступлениях депутатов. Единственный аргумент в виде ссылок на численность населения и размер города в случае с Новосибирском, конечно, имел воздействие на парламентариев, но в случае с Новокузнецком выглядит нелепо.

Отдельно стоит отметить, что пояснительные записки написаны по одному плану и содержат одинаковые предложения. Создается ощущение, что ЛДПР все равно, какой город признавать «городом федерального значения». Это подтверждается также тем, что с администрацией субъектов РФ по вопросам создания нового города федерального значения никто консультаций не проводил, т. е. инициативы были внесены в отрыве от реального положения дел, от волеизъявления жителей субъектов России, на территории которых планировались изменения.
В то время как происходит обсуждение объединения Москвы и Московской области для более эффективного управления, авторы инициатив, наоборот, предлагают плодить бюрократию, делить транспортные системы, бюджет.

С исторической точки зрения создание нового города федерального значения неоправданно. Так в Конституции РСФСР 1978 г. было выделено только два города республиканского подчинения: Москва и Ленинград. Создание же сибирского города федерального значения в будущем может привести к дезинтеграционным процессам. В этом смысле показательна следующая фраза в конце обоих пояснительных записок: «необходимость децентрализации России давно назрела и нуждается в законодательном закреплении».

Раскрывая юридическую сторону инициативы, необходимо отметить, что образование в составе России нового субъекта регламентировано Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

В части 2 статьи 1 данного ФКЗ установлено, что образование в составе Российской Федерации нового субъекта — это процедура, которой предусматривается изменение состава субъектов Российской Федерации и которая не связана с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части.

Образование нового субъекта возможно лишь в форме объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации. Поэтому обе инициативы противоречат действующему федеральному законодательству.

Помимо этого, не соответствуют действительности и финансово-экономические обоснования к обоим проектам ФКЗ, в которых написано, что приведение в жизнь этих инициатив не потребует ряда дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В самих законопроектах предусматривается создание органов государственной власти на территории городов федерального значения[1]: парламента, судебных органов, исполнительных. На их создание и деятельность необходимы дополнительные бюджетные денежные средства, поэтому в любом случае дополнительные финансовые затраты будут иметь место.

В итоге: инициативы о создании сибирского города федерального значения приведут к пагубным последствиям при попытке их реализации и противоречат действующему законодательству РФ.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Создание органов государственной власти регламентировано в ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ
Децентрализация [Видео]

Что принесет ТОР?


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
987
5242
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика