Душу отвёл. Порка чиновником школьных директоров

Душу отвёл. Порка чиновником школьных директоров

Автор Игорь Витальевич Олин — директор средней школы в поселке Вахруши в Кировской области, учитель истории, замечательный публицист и блогер, настоящий народный учитель.

Видео с экзекуцией директоров столичных школ в Департаменте образования г. Москвы, на которое вчера коллеги дали ссылку, на первый взгляд, представляет узкопрофессиональный интерес. Его и посмотрели всего-навсего менее двух сотен человек. Куда там до 20 миллионов соглядатаев «империи Медведева». Но всё же, по-моему, эти явления неразрывно связаны, и дикий «разнос» несчастных директоров предельно ярко характеризует современную государственную систему, которая порождает коррупцию в самых уродливых и чудовищных формах, которая при всех потугах сохранить внешнюю благопристойность окончательно прогнила, и где в выражениях лиц, интонациях, монологах её деятелей сквозит вселенская спесь и полнейшее пренебрежение к людям.

В стране, где чиновник средней руки с абсолютной уверенностью в собственном праве и правоте, ошалевший от власти и безнаказанности, может публично и методично унижать подчиненных, втаптывать их в грязь, а те, уважаемые и авторитетные руководители, в ответ способны лишь блеять, вряд ли что-то изменится в лучшую сторону в ближайшее время. Тем более если они призваны заниматься воспитанием подрастающего поколения.

Видеосюжет продолжительный, состоит из пяти «актов возмездия» со стороны главы московского департамента И. И. Калины в отношении специально вызванных для показательной порки директоров школ. Плети Калины — его развязная, хамская манера общения по принципу «я — начальник, ты — дурак»; «крокодиловы слёзы» и такой же крокодиловый пафос мнимого защитника интересов семьи; убогие шутки, натужные остроты и, главное, повторяемый на все лады рефрен: «Я могу вас уволить». Директора заикаются и дрожат, едва сдерживая всхлипы после каждого удара. Когда камера показывает зал, то хорошо видны улыбающиеся и получающие от зрелища удовольствие молодые дамы, кои, предположительно, сразу предпочли школе структуры департамента и получают наглядный урок взаимодействия органа управления образованием с подведомственными учреждениями.

Подносчиком розог и шпицрутенов работает заведующая городским методическим центром. Эта старая дива лазает по электронным журналам и смотрит, что учителя задали школьникам на дом. За свою резвость, являющуюся в глазах начальства «методической работой», она получает зарплату. На сей раз она накопала 6 тыс. упоминаний слова «принести», и избранные ею случаи (принести конструктор, емкости под рассаду — пакеты из-под молока или сока, какие-то продукты питания, транспортиры, изделие «Чебурашка») стали предметом крайнего возмущения и осуждения Калины. Глава департамента усмотрел здесь покушение на благосостояние москвичей, аморальные действия (учителей начальных классов, в основном), несовместимые с педагогической деятельностью, и несоответствие занимаемым должностям руководителей.

С одной стороны, московские школы — другая реальность. Остаток на счете одной из них по итогам прошлого года составил 93 миллиона рублей — три бюджета нашей школы (хотя не гигантской, но не самой маленькой, 900 учащихся), а если взять одни учебные расходы, то такие деньги мы получим за 180 лет. Столичные учебные заведения действительно могут многое приобрести. И доходы педагогов там другие, и заработки московских директоров нам не снились. Но дело в другом. Если из общения, из школы, уходит взаимоуважение и самоуважение, их сменяет менторский тон, диктат, отношения выстраиваются на страхе, школа превращается в казарму — там образования больше нет. Там есть дрессировка, а всё что ей достигается, как заметил Я.Корчак, слишком ненадежно.

Ведь спор вырос из-за пустяков. Коррупцию «бытовую» опять углядели? Удивительно, никакой реакции на фильмы «Фонда борьбы с коррупцией» и многомиллиардные состояния и подобная мелочность — какие-то горшочки под рассаду, транспортиры, конструкторы… Торговать ими учительницы что ли станут? Непонятно, так ты её спроси, учительницу. Нет, сразу выговор и угрозы увольнения. И этот стиль воспроизводится сверху донизу, по вертикали. Глава департамента издевается над директорами, директора — над учителями, учителя — над детьми. Впрочем, при серьёзном разговоре с Собяниным сам Калина, думается, будет выглядеть не лучше распекаемых им руководителей. И не сказать, что он непроходимо туп, просто тот, кто любит унижать других, не преминет унизиться сам. К месту снова вспомнить мудрое изречение Г. Померанца: «Дьявол рождается с пеной на губах ангела… Когда я это понял, считаю, что стиль полемики важнее предмета полемики».

Данную проблему (если она вообще есть) даже и с участием главы системы московского образования можно было обсудить не по образцу «тройки» или «двойки», выносящей приговор «врагам народа», а конструктивно, не порождая страх и ненависть. Но, повторюсь, для этого варианта чиновники должны уважать людей.

В заключение приведу мнение одного из читателей ресурса «Педсовет»: «Товарищи, мы в каком театре абсурда живём??? Это вот КТО руководит образованием наших детей? Исаак Иосифович — он кто? Главный запретитель? Почему нельзя написать „принесите Чебурашку“? Я, родитель, сделал бы Чебурашку с удовольствием. Я, родитель, пишу, что директор ГБОУ № (указан) Москвы взяточница, аморальная личность и врёт, как дышит, угнетает весь педсостав, кроме собственных лизоблюдов, эксперименты ставит над детьми — где реакция? Реакции ноль. Такого директора Департамент Калины прикрывает всеми силами».

Игорь Олин 

Источник 


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Свобода. Культура. Школа

Образование — качественное или злокачественное?

О школе, где нации не нужно учиться

Наука и образование: экспансия экономизма

Образование погибло

Советская школа на путях подготовки к войне: переломный 1936 год



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
2420
10233
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика