ФСКН: быть или не быть

ФСКН: быть или не быть

Эксперт Центра Наталия Шишкина

В СМИ появилась информация о слиянии ФСКН, ФМС и МВД, масштабном сокращении кадров ФСКН в связи с необходимостью оптимизации расходов бюджета. Инициатива, по данным СМИ, принадлежит Минфину, хотя официально ФСКН и ФМС не подтвердили подлинность информации.

Информация о слиянии ФСКН и МВД не нова – ещё в 2012 году заговорили о слиянии ФСКН, МВД и СК. А осенью 2014 года – о создании Объединенного следственного комитета. Впервые идея была выдвинута Д. Козаком в 2003 году, в 2007 году вновь вспомнили об этом проекте после подписания Президентом указа о создании Следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ.

В 2013 году в очередной раз заговорили о создании Объединенного следственного комитета, и эта идея уже была поддержана Советом безопасности России, но введение подобного института предполагалось в 2017 году из-за дефицита средств. По подсчетам,  для слияния требовалось около 100 млрд. рублей.

На этот раз речь идет не о создании объединенного ведомства, а  практически о ликвидации ФСКН.

Чего шумим?

Основной причиной слияния ФСКН, ФМС и МВД именно сейчас называют необходимость экономии средств путем традиционных массовых сокращений, в основном затрагивающих наркополицейских, лишь малая часть которых будет переведена на работу в уголовный розыск. Тем более что в структуре самого МВД проходит «оптимизация», в ходе которой высвободившихся сотрудников либо отправляют на пенсию, либо в Крым, либо служить в другие управления, либо – если повезло меньше – действительно увольняют. 

С одной стороны, при слиянии все службы в составе МВД могли бы работать быстрее и слаженнее. К тому же, сотрудники МВД нередко занимались той же работой, что и ФСКН, да и с нелегальной иммиграцией часто боролись сотрудники МВД. 

 «Раздутость» полицейского аппарата в России известна – в пересчете на душу населения один из самых высоких показателей количества полицейских, по данным некоторых рейтинговых агентств – наибольший в мире.  При этом эффективность работы правоохранительных органов была и остается не самой высокой.

Изменение количества не раскрытых преступлений от общего количества зарегистрированных, по данным МВД

Сокращение управленческого аппарата может стать положительным результатом возможной новой реформы – если, конечно, не будут допущены ошибки реформы прошлой, когда масштабное сокращение сотрудников МВД проводилось преимущественно за счет «полевых» сотрудников.

Опыт прошлого

Кого-то сокращение количества сотрудников правоохранительных органов и общего количества преступлений по данным официальной статистики приводит к выводу, что за годы реформы выросла эффективность работы правоохранительных органов.

Здесь есть важный момент: падает количество зарегистрированных преступлений, но никто не знает, сколько в действительности совершается преступлений. Так же, как никто не знает, сколько осталось тех, кто совершил преступления и не был привлечен к ответственности. То есть падение количества зарегистрированных преступлений может быть признаком увеличения латентной преступности. Особенно, когда речь касается преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков – по оценкам экспертов, выявляется только 10-15% таких преступлений.

Количество полицейских, зарегистрированных преступлений и выявленных лиц, совершивших преступления, по данным Генеральной прокуратуры РФ и УНП ООН

Проведенная реформа  МВД уже принесла свои негативные последствия: недостаток сотрудников патрульно-постовой службы и инспекторов по делам несовершеннолетних, рост уровня уличной преступности и ДТП.

Россия входит в пятерку стран, лидирующих по количеству убийств, краж, грабежей, ДТП со смертельном исходом на душу населения, занимает пятое место по организованной преступности.

Несмотря на это, отношение к МВД у россиян улучшилось, так что этот пункт прошлой реформы выполнен. На имидж потрачено достаточно большое количество ресурсов – причем именно в целях пропаганды позитивного имиджа (т.е. образа), а не создания позитивной действительности с реальными ее показателями. Больше внимания стало уделяться работе со СМИ – и это хорошо, если бы одновременно увеличивалась и эффективность ведомства, и Россия опускалась бы в рейтингах стран по показателям преступности, а не инвестиционного климата. 

Постоянное реформирование и перереформирование системы правопорядка не могло не сыграть своей роли в увеличении латентной преступности – которой не может не быть хотя бы потому, что прошлая реформа выкосила ряды далеко не управленцев. А учитывая сложную экономическую обстановку, которая сама по себе является криминогенным фактором, ситуация представляется тревожной. 

ФСКН – какие «за»?

ФСКН изначально создавалось в условиях осложнения наркоситуации с целью борьбы с организованной преступностью. Согласно итогам деятельности ФСКН, именно они имеют наибольший вклад в дело борьбы с наркопреступностью. Конечно, было немало накладок, и ситуация с наркотиками в стране остается неблагоприятной. Согласно мониторингу  Государственного антинаркотического комитета, около 6% населения, или 8,5 миллионов человек, употребляют наркотики. Количество состоящих на учете наркоманов увеличилось в 8 раз с 1992 года. 

При этом смертность от потребления наркотических и психотропных веществ, по словам главы ФСКН В. Иванова, удалось сократить на треть. От общего количества умерших в возрасте 15-35 лет, 15% погибли из-за наркотиков. Наркотизация населения представляет сейчас прямую угрозу национальной безопасности России, особенно с учетом увеличивающегося количества синтетических наркотиков и их разновидностей.

ФСКН является той структурой, которая профессионально на протяжении уже 11 лет занимается именно этой проблематикой. Что будет, если оставить только 7 тысяч специалистов из 27? Вряд ли стоит ожидать, что поток наркотиков внезапно иссякнет, а наркоманы и наркодилеры одумаются, убоявшись слияния ФСКН с МВД. Скорее уж наоборот.

Будет ли лучше, если сократить сотрудников, профессионально занимающихся незаконным оборотом наркотиков, знающих тонкости работы по выявлению таких преступлений и преступников? И главное – ради чего, экономии средств бюджета? Стоит ли экономить на устранении прямой угрозы национальной безопасности страны, и не обернется ли такая экономия ещё большими потерями?

Выводы

Всё это подводит к выводу, что реформа органов правопорядка должна проводиться, но не так, как это делается сейчас. В конце концов, странно совпадение, что откровенно прозападные оппозиционеры выдвигают требование, которое по факту реализуется в России с 2009 года после реформы МВД  Д. Медведева. 

Да и поднятие вопроса о ликвидации ФСКН сейчас выглядит странно – 3 февраля Президент подписал ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». В нем, в числе прочего, указано,  что решение о включении психотропного или наркотического вещества в Реестр принимается федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ. То есть ФСКН теперь получил право запрещать новые психоактивные вещества, и ликвидация ведомства выглядит нелогичным шагом. Что-то опять не продумано, опять какие-то импровизации? Или «вброс» информации в СМИ в поисках пределов допустимого?

Хотя, учитывая то, как проводилась прошлая реформа МВД, может, это и не удивительно – российские реформы часто и внезапные, и даже эпатажные. 

Конечно, звучат заверения в том, что под увольнение попадут преимущественно сотрудники управляющих аппаратов, но свежо предание – да верится с трудом. Уже имеется и опыт сокращений, и опыт расформирования Налоговой полиции в 2003 году – большая часть штата которой и стала штатом ФСКН – реформа очередного перераспределения штатных единиц может окончиться подобным же переливанием из пустого в порожнее и обратно. Только с далеко идущими последствиями для национальной безопасности страны и человеческого капитала, что напрямую может сказаться на дальнейшем развитии России.

Интересно задуматься – а будут ли чиновники из числа финансистов сокращать свой, не менее раздутый управленческий аппарат ради высвобождения бюджетных средств? Не говоря уже о сокращении постоянно растущих расходов на оплату труда постоянно растущего количества чиновников.

По теме:

Тест детей на наркотики - а вы позволите?


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
1457
7143
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика