Гейдар Джемаль

Гейдар Джемаль

Автор Наталия Игоревна Шишкина — эксперт Центра Сулакшина.

В начале декабря после долгой болезни скончался известный мусульманский и общественный деятель Гейдар Джемаль. Российское политическое поле и поле общественной жизни потеряло ещё одну пусть и неоднозначную, но несомненно яркую фигуру.

В России в фокусе внимания как правило находится Русская православная Церковь и вера, в то время как иные традиционные вероисповедания народов России не настолько известны. Хотя население России менее склонно к стереотипам об исламе и исламофобии, тем не менее, по мере использования темы терроризма, связанного с искажением ислама, ситуация накаляется. Что уж говорить, если доходит до обвинений в экстремизме глав республик. И в этих условиях фигура человека, исповедующего ислам, тем более столь открыто оголяющего существующие и возможные проблемы России, не может не быть достаточно яркой.

Гейдар Джемаль возглавлял Межрегиональное общественное движение Исламский комитет, занимаясь исламской политической деятельностью еще с советского периода. В 1990 году основал независимый информационный центр «Тавхид», тогда же стал одним из инициаторов образования Исламской партии возрождения. Десять лет был в составе президиума Российского исламского наследия.

Детство прошло в семье, как выражался сам Г. Джемаль, номенклатурной, в основном с бабушкой. Дед по отцу возглавлял комитет по борьбе с бандитизмом НКВД Закавказской республики, затем был Председателем Верховного Суда Азербайджанской ССР. Дед по материнской линии был директором Малого театра, а позже заместителем министра культуры СССР. У Гейдара Джемаля была достаточно большая, доставшаяся от дедушки, домашняя библиотека, а увлечение философией и политикой проявилось ещё в младшем подростковом возрасте. Видимо, это увлечение позже и привело его в так называемый «Южинский круг» в конце 1960-х, когда Гейдар Джемаль стал активно участвовать в посиделках диссидентов, поэтов, литераторов, философов у Юрия Мамлеева в коммуналке в Южинском переулке.

В это окружение Гейдар Джемаль попал уже после исключения из Института стран Азии и Африки по причине «буржуазного национализма», когда подрабатывая корректором познакомился с Ильёй Москвиным, приведшим Г. Джемаля в «Южинский кружок».

По-видимому, именно тогда начали закрепляться и революционные воззрения Гейдара Джемаля, который характеризовал государственную структуру того времени как жестко полицейскую. В целом его позиция уже тогда была антисоветской, он старался избегать вовлечения в комсомольскую деятельность, отказался давать присягу в Армии. Тогда же началось и формирование Гейдара Джемаля как политической фигуры, сознательно отказавшийся и открестившийся от государства. Это сильно отличает его от политической элиты России, большая часть которой была как раз в числе партийной номенклатуры, или является наследницей партийной среды конца советского периода.

Имея антисоветские воззрения, Гейдар Джемаль тем не менее не являлся сторонником либерализма и той системы политической власти, которая традиционно противопоставляется советскому периоду и пришла ему на смену. Будучи человеком достаточно образованным, он понимал и позже говорил, что такое устроение государства, такая общественно-политическая формация является тупиковой для развития России и смена её неизбежна.

Важно отметить, что сам Г. Джемаль считал ислам наибольшим вызовом мировой системе, третьим клубом, противостоящим миру, в котором нет такого количества и власти авторитетов, как в других мировых религиях. По существу, единственным авторитетом он называет Коран и Сунну Пророков. Учитывая, что личность формировалась в окружении, которую сам Гейдар Джемаль оценивал как враждебную, а мать обладала тяжелым и жестким характером с номенклатурным (в деда) уклоном, такая идеология не могла не привлечь. Кроме того, цель ислама по Г. Джемалю — закончить историю, восстановить справедливость. Ислам дал Гейдару Джемалю свободу от «клерикальной догматики» ради великой цели.

Из-за раннего увлечения философией и политикой, главной характерной чертой всей деятельности и идей Г. Джемаля следует назвать фундаментальность. В отличие от большинства современных общественно-политических объединений и деятелей, Гейдар Джемаль мог мыслить и интересовался глобальными и метафизическими вещами больше, чем отдельными конкретными вопросами. Хотя последние он и комментировал, но его деятельность только лишь к этому не сводилась.

Что ещё несомненно — так это постоянная и неизменная революционность Гейдара Джемаля. Видимо, именно она заставила его активно принимать участие в событиях 2011 года на Болотной площади и открыто выступить против Президента России. Это был пассионарий, революционная концепция которого имела сильный религиозный компонент, но не ограничивалась им.

Хотя роль религии и исламского просвещения, которое осуществлял Исламский комитет, трудно переоценить. По существу, это был один из факторов, который не позволил слишком широко распространиться исламофобии, что для России было бы даже опаснее, чем для Европы.

Кстати говоря, саму Россию Гейдар Джемаль видел как носительницу знаковой мировой миссии под предводительством воинов (моджахеды), с которыми придется считаться всему миру. Надо понять, что три главных игрока политического поля по Гейдару Джемалю — буржуазия, воины и клерикалы. Ни клерикалы, ни буржуазия не должны быть у власти.

Сама Россия, по мнению Г.Джемаля, не должна стремиться «стать полноправным членом цивилизованного мира», за что ему приписывается русофобия, хотя имелось в виду отсутствие стремления России стать частью мира активного либерализма, основанного на отрицании высшего смысла жизни, гедонизме и индивидуализме. В то же время, либерализм исчезает, на смену приходит клерикализм, традиционализм, которые Гейдар Джемаль так же не приемлет. Гейдар Джемаль был человеком, которого уважали и сторонники, и оппоненты, что выделяет его из того моря посредственностей на политическом поле России, к которому, видимо, по истечении времени придется привыкнуть.

Несмотря на неоднозначность высказываний и идей Гейдара Джемаля, за которые против него даже возбуждали уголовные дела по статьям экстремизм и оправдание терроризма, невозможно переоценить тот вклад, который он внес в политическую сферу России. Его идеи об исламе как революции духа, ответы на вопросы мусульман, которые удерживали их от поспешных и разрушительных выводов, сочетались и с достаточно жесткими словами и идеями, которые недоброжелатели называли исламистскими, русофобскими и антисемитскими. Даже после смерти человека нашлось немало тех, кто изошел ядом в адрес Гейдара Джемаля или напомнил об одиозных его высказываниях и идеях, часто поверхностно разобранных или и вовсе сфабрикованных ради провокации.

Хотя фигура Гейдара Джемаля достаточно противоречива, и отношение к нему было и остается крайне неоднозначным, невозможно не признать одного: этот человек был способен объединять вокруг себя значительное число последователей, а его взгляды были гораздо глубже, чем позиционируемые как высокие достижения мысли и мудрости идеи современной российской власти. Со смертью Гейдара Джемаля российская политика несомненно оскудела, и, по-видимому, продолжит оскудевать и дальше.

Некоторые цитаты.

Об искусстве: «Либеральное мировоззрение поставило искусство в какую-то эксклюзивную позицию некоторой свободы от всех норм и некоторой сферы вседозволенности как бы самовыражения. Творческое самовыражение получает какие-то эксклюзивные права. Вместе с тем не стоит забывать, что искусство есть такая же сфера войны, такая же сфера противоборства умов и цивилизаций, как и любая другая, включая просто силовой фронт».

О манипуляции над обществом: «Традиционалистская матрица более устойчива и консервативна потому, что покоится на факторах, которые невозможно изменить по произволу властителей. Что же касается либералов, то у либералов восприятие мира пиксельное, потому что там нет никакой системной укоренённости. Ну если есть системная укорененность в сенсуализме, она не дает гарантии против манипуляции».

О либерализме, Путине и будущем России: «Наша страна расколота. Внутри либеральной системы есть небольшая группа сторонников традиционных ценностей, в которую, в частности, входит Владимир Путин, который хотел бы общаться с традиционалистами… И при этом хочет повысить свои акции в „акционерном либеральном обществе“ с уровня пролетариев до уровня хотя бы миноритариев. А в этом обществе не допускается повышения статуса… Благодаря этому система обречена, потому что рано или поздно США как мажоритарии первой группы тоже вынуждены будут понизить свой статус. В результате начнется масштабный страшный кризис, где изменятся все основные факторы и указатели, возникнут новые легитимности. Либерализм будет выброшен, уйдет. Если же рухнет либерализм США, у России будет два варианта. Либо прекратить существование в качестве великой территории от Балтики до Сахалина, либо переформатироваться и получить новую игру в обновленном мире.»

Об отношениях России-США: «В России до сих пор не понимают простых вещей. В 2001 году, когда в США случился теракт 11 сентября, Путин сразу выскочил и заявил, что мы подставляем Америке плечо. И все мастера культуры — с Америкой. И где мы теперь, 14 лет спустя? Где в результате подставления плеча оказалась Россия? Мы стали объектом троллинга, санкций, изоляции, и это все углубляется и рассчитано на ликвидацию российской субъектности. То есть задача — ликвидировать Россию как субъект мировой политики».

О вреде либерального мышления для России: «России надо очень мощно перестроиться, но она, к сожалению, вряд ли это сделает. Потому что либеральное мышление будет тлеть до самого печального конца. Но если бы Россия это сделала, она бы опередила Китай в его проектах и застолбила себя как организатора, как точку сборки всего евразийского пространства. К сожалению, пока эта сборка идет вокруг Шанхая».



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
4244
17088
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика