Хождение по мукам: Алексей Толстой и бессовестность

Хождение по мукам: Алексей Толстой и бессовестность

Автор Михаил Васильевич Демурин — политический аналитик, публицист, общественный деятель. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посланника 2-го класса.

Фото: Митинг. Цитата из сериала «Хождение по мукам». реж Константин Худяков. 2017. Россия.

ЛИТЕРАТУРНО-КИНОШНЫЙ РЕВАНШИЗМ ПЕРЕД КЛАССИКОЙ БЕССИЛЕН

Во вторник, 5 декабря, телеканал НТВ завершил показ так называемой экранизации романа Алексея Николаевича Толстого «Хождение по мукам». Наглость, с которой режиссёр-постановщик обошёлся с идеями и текстом любимого многими русского писателя, ошеломила.

Много что сегодня корёжится, но когда классику ломает режиссер с хорошей советской творческой историей, человек, который в своё время поставил такой фильм, как «Успех», рассказывающий об ответственности именно режиссера-постановщика, это поражает.

Ненависть к большевикам со стороны значительной части нынешней так называемой элиты понятна: они прекратили буржуазное гниение России, положили конец безответственности и компрадорству её верхов, жёстко поставили её на путь созидания. Но будьте хотя бы самостоятельны в проявлениях этой ненависти; не прикрывайтесь именем и творчеством автора, который был советским писателем и никогда этой своей идейной принадлежности не скрывал! В поздние советские времена ходили по либеральным интеллигентским кругам рассуждения о том, что Алексей Николаевич Толстой, мол, слишком уж тесно сотрудничал с властью. Не знаю, поддерживал ли такие разговоры Константин Худяков, но сами-то создатели фильма перед кем прогнулись? Перед властью новых капиталистов? Просто перед деньгами?

Перед бескультурной публикой? Не может человек культуры добровольно заниматься подобным литературным реваншизмом: вы, товарищ писатель, вот так написали, а мы всё это перепишем — защищать-то вас сегодня некому!

Алексей Толстой писал совсем не о том, что нам в течение последних двух недель попытались навязать с экрана. Не о пошлом выживании в период испытаний. И даже не о сохранении в эти тяжёлые времена близкими людьми любви и преданности друг к другу. Он писал о поиске русской интеллигенцией смысла жизни. О том, как его герои приходят к правильному пониманию своего места в переустройстве Родины на началах справедливости. Этого — судьбоносности происходившего в России в 1917–1920 годах — в новом фильме нет. А предпринятая в самом конце попытка дописать за автора судьбы его героев просто неуклюжа и вызывает логичный вопрос: а кто это вам сказал?

Нет в новой «экранизации» ни сильных ролей, ни, за редчайшим исключением, лиц, которым ты готов верить. Чтобы не быть голословным, предлагаю тем, кто смотрел новый сериал (вот уж точно: сериал), открыть страничку, посвященную художественному фильму «Хождение по мукам», поставленному в 1957–1959 годах Григорием Рошалем.

Всмотритесь в те лица, послушайте музыку, написанную к фильму Дмитрием Кабалевским. Будет время, посмотрите весь тот фильм. И вам всё станет ясно. А ходульность изменённого в угоду сегодняшней конъюнктуре сюжета нового сериала станет тем более очевидной.

Итак, новое культурное огорчение. Они, огорчения, к сожалению, стали уже делом привычным. Впрочем, чего можно было ожидать от антисистемы, навязанной нашей стране и нашему народу нуворишами? Но антисистеме в России не выжить точно так же, как попытка навязать нам искажённое представление о классическом произведении Алексея Николаевича Толстого очень быстро исчезнет из сознания русских людей. Сам роман останется, постановка 1957–1959 годов будет жить, продолжит привлекать к себе внимание экранизация 1977 года. А вот то, что сделал Константин Худяков, люди пересматривать не будут. Разве что вздрогнут иногда, вспоминая странное совпадение: в новом «Хождении по мукам» ни в руках белых, ни в руках красных мы не видим знамён — и современные наши спортсмены оказались без знамени. А как без него жить, как бороться?

Перед тем как познакомиться с новой «экранизацией», я принял противоядие в виде просмотра постановки Григория Рошаля. А сегодня открыл роман и погрузился в него. Наваждение исчезло. Ну и сильна же ты, русская классика!

P.S. Поскольку в самом конце сериала была предпринята стихотворная попытка с презрением посмеяться над низким культурным уровнем русских рабочих и работниц времён Гражданской войны, неспособных якобы отличить стихи от стихоплётства, заканчиваю свою заметку посвящением его создателям в их духе:

Что в романе Толстой написал,
Нам сегодня — до полной фени…
Мы изменим его финал:
Слишком сильно он славит Ленина.
Мы идём с буржуа в строю
Опорочить, что раньше было,
Потому что прогнать пургу —
Это денежней, чем быть гражданином.

Михаил Демурин

Источник


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Россия без советского прошлого

Исторический запрос на «нового Ленина» и современный антиленинизм

Интересное кино

Россия молодая

Фокстротом «немецкой подстилки» и фашиста поздравили нас с праздником

«Какие отвратительные рожи!»

Опять травят? Значит скоро выборы



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
335
944
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика