Как не должен и как должен выглядеть ФКЗ «О Конституционном Собрании»

Как не должен и как должен выглядеть ФКЗ «О Конституционном Собрании» Балашов Сергей Александрович — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Чтобы поменять основы Конституции, необходим ФКЗ о Конституционном Собрании. От качества содержания закона зависит будущее страны, ее безопасность.


Как не должен выглядеть ФКЗ «О Конституционном Собрании»:

Так как положения глав 1, 2 и 9 (т.н. «каркас») Конституции России не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, частью 2 статьи 135 Конституции России предусмотрено принятие ФКЗ «О Конституционном Собрании» и созыв Конституционного Собрания. В Государственную Думу было внесено уже пять законопроектов, посвященных Конституционному Собранию, но ни один из них не был принят даже в первом чтении.

Позицию власти в концентрированном виде обозначил В. Н. Плигин, который в 2012 году сказал, что принятие данного ФКЗ при отсутствии надобности в созыве Конституционного Собрания (при отсутствии инициативы, внесенной в парламент России), входит в противоречие «со смыслом статьи 135 Конституции Российской Федерации, устанавливающей гарантии неизменности действия демократических институтов Российской Федерации в виде дополнительных усложнённых процедур пересмотра глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации» .

Эта позиция не могла быть неизвестна депутату Е. А. Федорову, но 2 сентября 2015 года он внес свой законопроект «О Конституционном Собрании Российской Федерации» в Государственную Думу.

Может быть, позиция власти поменялась за три года? Представляется, что нет. О неизменности «каркаса» Конституции говорил Президент и на встрече с заведующими кафедрами конституционно-правовых дисциплин 7 ноября 2013 года, и в Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года, и на встрече с судьями Конституционного Суда 8 декабря 2014 года.

Получается, что депутат сознательно внес в Государственную Думу законопроект, который не будет принят. Более того, который объективно не может быть принят, потому что содержание проекта противоречит Конституции РФ.

Помимо слабой юридической техники законопроекта, в нем повторяются ошибки предыдущих проектов законов «О Конституционном Собрании»:

1) Конституционное Собрание названо временно действующим представительным и законодательным органом Российской Федерации. Таковым оно не может являться, потому что статьей 94 Конституции РФ единственным федеральным законодательным органом названо Федеральное Собрание;

2) в финансовом обосновании не содержится норм, которые определяли бы источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, хотя такие нормы должны содержаться в соответствии с частью 1 статьи 83 Бюджетного Кодекса.

Так же законопроект имеет несколько уникальных недочетов, которые явно обозначены в заключении Правительства на проект закона Федорова:

1) Президент назван Председателем Конституционного Собрания, хотя Конституцией 1993 года это не предусмотрено;

2) установлено, что подписание новой Конституции Российской Федерации происходит в присутствии членов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, хотя данный суд уже не существует;

3) в статье 17 устанавливается, что новую конституцию подписывают Президент и Председатель Конституционного Собрания, хотя по логике законопроекта это должен быть один и тот же человек.

Представляется необходимым коротко представить содержание законопроекта.

Частью 1 статьи 4 законопроекта установлено, что в состав Конституционного Собрания включаются по должности руководители представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения Российской Федерации. Частью 2 статьи 6 установлено, что вручение удостоверений членов Конституционного Собрания, которое происходит в торжественной обстановке в присутствии высших должностных лиц государства, осуществляется за пятнадцать дней до дня созыва Конституционного Собрания.

Получается, что, не считая представителей от муниципальных образований Крыма и Севастополя, минимальное количество членов Конституционного Собрания — 22 777 человек. Чтобы успеть вручить удостоверения членов Конституционного Собрания этим людям за отведенные законопроектом 15 дней, необходимо вручать удостоверения непрерывно, все 24 часа в сутки.

После получения удостоверений, 23 тысячи членов Конституционного Собрания проводят, видимо, на стадионе первое заседание. По итогам заседания может быть принято решение о подтверждении неизменности Конституции, если это будет поддержано двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания. Как будут считать голоса, не сказано.

Если такое решение не принято, то для разработки проекта Конституции Российской Федерации члены Конституционного Собрания направляют Президенту Российской Федерации свои предложения.

После сбора предложений Президент готовит проект Конституции и либо вносит подготовленный проект на рассмотрение в Конституционное Собрание, либо выносит на всенародное голосование.

Если же Президент отправил проект новой Конституции в Конституционное Собрание, и проект не был поддержан более чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов Конституционного Собрания, то Президент выносит проект на всенародное голосование.

В случае принятия новой Конституции, ее подписывает Президент в торжественной обстановке в присутствии членов Конституционного Собрания, членов Совета Федерации, членов Правительства Российской Федерации, судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, иных высших должностных лиц Российской Федерации, т. е. опять, по-видимому, на стадионе.

После такого «перевода» законопроекта с юридического языка на русский, пусть сами читатели ответят на вопрос об адекватности и реализуемости проекта закона, учитывая также и такие моменты:

1) данное законопроектом полномочие Президенту готовить проект новой Конституции противоречит части 3 статьи 135 Конституции РФ, в которой четко сказано, что Конституционное Собрание разрабатывает проект новой Конституции;

2) данное законопроектом полномочие Президенту выносить проект новой Конституции на всенародное голосование, если до этого проект не был одобрен в Конституционном Собрании, противоречит части 3 статьи 135 Конституции РФ.

В итоге законопроект депутата Федорова:

1) внесен с четким пониманием автора, что проект закона не будет принят;

2) трижды противоречит Конституции РФ;

3) имеет низкую юридическую технику, множество описок, недочетов, ошибок;

4) содержит явно невыполнимые условия функционирования Конституционного Собрания.


Как должен выглядеть ФКЗ «О Конституционном Собрании»:

Центр Сулакшина разработал проект ФКЗ «О Конституционном Собрании», который максимально соответствует таким принципам правотворчества как демократичность, профессионализм, справедливость, баланс интересов, суверенность.

Конкурентными преимуществами проекта являются:

1) согласованность с Конституцией РФ;

2) перечисление документов, которые должны быть приложены к инициативе об изменении Конституции: решение инициаторов о внесении предложения в Государственную Думу, обоснование необходимости пересмотра Конституции, перечень законов РФ, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребуется в случае принятия инициативы;

3) установление временных рамок функционирования Конституционного Собрания;

4) ограничение периодичности внесения в Государственную Думу предложений о пересмотре Конституции РФ;

5) механизм формирования состава Конституционного Собрания. Например, члены Конституционного Собрания определяются путем случайной выборки из списков граждан РФ, предложенных высшими федеральными органами всех ветвей власти;

6) прозрачность жеребьевки, которая достигается благодаря прямой трансляции процедуры проведения случайной выборки, осуществляемой в режиме реального времени в сети Интернет, в теле- и радио-программах;

7) установление запрета для члена Конституционного Собрания замещать должности депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации, руководителя органа государственной власти Российской Федерации, руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, привлекаться к осуществлению правосудия в качестве судьи; а также принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;

8) определение места пребывания Конституционного Собрания — город Нижний Новгород, расположение которого оптимально по совокупности экономического, географического и транспортного факторов;

9) регулирование вопросов, касающихся формирования и деятельности Конституционного Собрания в условиях военного или чрезвычайного положения;

10) определение принципов работы Конституционного Собрания — независимость, открытость, свободное обсуждение и коллективное решения вопросов, ответственное отношение к принятию решений;

11) четкая регламентация порядка работы Конституционного Собрания над проектом новой Конституции РФ;

12) установление необходимости направления Конституционным Собранием запроса в Конституционный Суд Российской Федерации об оценке соответствия проекта новой Конституции РФ целям обеспечения суверенитета и безопасности РФ, цивилизационной идентичности и государственной целостности РФ, социального, гуманитарного, экономического, регионального, политического и внешнеполитического развития РФ.

Предметом регулирования проекта являются: порядок внесения и рассмотрения предложений о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ; порядок и сроки созыва Конституционного Собрания и осуществления им своих полномочий; порядок принятия Конституционным Собранием решений; порядок разработки и принятия новой Конституции РФ; порядок роспуска Конституционного Собрания; определение статуса членов Конституционного Собрания.

Стоит отметить, что законопроект разрабатывался с учетом положительного опыта предыдущих законопроектов федерального уровня.

С пакетом законодательной инициативы по учреждению в России Конституционного Собрания можно ознакомиться здесь.


Еще по теме

Научный макет новой Конституции России

ПЗИ по учреждению в России Конституционного Собрания

Статья Степана Сулакшина "Конституцию России надо менять радикально" в Независимой

Конституцию России 1993 года нельзя не менять

Послание президента Федеральному собранию и смена Конституции

К вопросу о Конституционном собрании



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
2074
9660
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика