Как предлагается реформировать полицию?

Как предлагается реформировать полицию?

Эксперт Центра Балашов С.А.

События на Украине, на Болотной площади в России подталкивают власть расширять компетенцию правоохранительных органов для собственной защиты.

В начале июля в Государственную Думу был внесен законопроект «О внесении изменений в Федеральный Закон «О полиции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вызвал широкий общественный резонанс.

Некоторые поправки не носят концептуального характера, например, замена слова «обязан» на «должен», некоторые носят технический характер, некоторые ликвидируют пробелы в действующем регулировании. Однако есть несколько интересных моментов и новелл.

В статье 6 «законность» действующей редакции ФЗ «О полиции» установлено, что сотрудник полиции не может в оправдание своих чаще всего неправомерных деяний при выполнении служебных обязанностей ссылаться на какие-либо обстоятельства. Законопроектом же вводится закрытый перечень обстоятельств, на которые ссылаться нельзя: интересы службы, экономическая целесообразность, незаконные требования, приказы, распоряжения вышестоящих должностных лиц. Введение закрытого перечня обстоятельств не оправданно в данной ситуации, никак не обосновано авторами инициативы, создает возможность сотрудникам полиции обосновывать свои деяния ссылками на государственные или иные интересы.

Законопроектом вводятся новые обязанности полицейских, такие как:

1)   после оказания полицейским первой помощи, он должен сообщить родственнику или близкому лицу пострадавшего об оказании помощи или о направлении в медицинскую организацию не позднее 24 часов;

2)  не только пресекать, но выявлять административные правонарушения;

3)  осуществлять розыск лиц, утративших связь с родственниками; лиц, в отношении которых установлен административный надзор, не прибывших к месту его осуществления либо самовольно оставивших его;

4)  участвовать в осуществлении контроля за соблюдением лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, возложенных на них судом обязанностей;

5)  присутствовать при осуществлении лицом своего права на один телефонный разговор непосредственно после задержания в целях информирования родственника или близкого лица.

Законопроектом также устанавливается, что граждан, находящихся в общественных местах в состоянии токсического опьянения (алкогольное, наркотическое) и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, сотрудники полиции могут доставлять в организации социального обслуживания, оказывающие помощь по выведению из состояния интоксикации.

Стоит отметить, что такими организациями социального обслуживания, где выводят из состояния интоксикации, являются вытрезвители, которые давно уже перестали существовать, и восстанавливать которые в соответствии с пояснительной запиской к законопроекту никто не собирается.

Введение новых обязанностей в принципе оправданно, потому что такие обязанности были в законе «О милиции», но не были по каким-то причинам внесены в действующий ФЗ «О полиции».

Проектом предусматривается, что осуществлять личный досмотр граждан, досмотр вещей, транспортных средства полицейские смогут, если у последних имеются основания полагать, что эти граждане имеют при себе оружие, взрывные устройства, психотропные вещества. Эволюция условия досмотра показывает смягчение требований к сотрудникам полиции. Первоначально условием было наличие достаточных данных, в актуальный момент – наличие данных, а предлагается в качестве условия – основания полагать.

Это согласуется со статьями 27.7, 27.9 Кодекса об административных правонарушениях, в которых сказано, что досмотр транспортного средства, личный досмотр, досмотр вещей производится в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Однако закрепление в качестве условия досмотра каких-либо предположений сотрудников полиции, представляется необоснованным, увеличивающим субъективность в принятии решения о досмотре.

Проектом вводятся новые основания для проникновения сотрудников полиции в помещения и на земельные участки, которые могут принадлежать как гражданам, так и юридическим лицам. Проникновение возможно для задержания лиц, обвиняемых в совершении преступления, лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния. В случае осуществления проникновения сотрудник полиции будет обязан в короткий срок проинформировать собственника земельного участка или его законного представителя.

Предлагается дополнить ФЗ «О полиции» статьей 15.1 «вскрытие транспортного средства», что является новеллой. Вскрытие и проникновение будет возможно в случаях:

·  спасения жизни граждан;

·  обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

·  для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления;

·  пресечения преступления;

·  применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, если имеются основания полагать, что совершившее данное правонарушение лицо находится в состоянии опьянения;

·  проведения осмотра транспортного средства и (или) груза, если имеются основания полагать, что в транспортном средстве находятся без специального разрешения предметы или вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные;

·  проверки сообщения об угрозе террористического акта;

·  установления обстоятельств несчастного случая.

Перед вскрытием транспортного средства сотрудник полиции обязан представиться, назвать причину и основания вскрытия, разъяснить права и обязанности граждан, которые возникают в связи с данными действиями полицейского. Если законного владельца транспортного средства не было при вскрытии, то сотрудник полиции обязан обеспечить охрану транспортного средства до прибытия указанных лиц и в любом случае сообщить в течение суток о вскрытии собственнику.

Законопроектом устанавливается, что сотрудникам полиции запрещается стрелять в женщин только с видимыми признаками беременности, за исключением случаев оказания женщинами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

Согласиться с наделением полицейских правом стрелять в женщин нельзя. Потому что действующим законодательством соблюдены требования гуманности и защиты общества и предусмотрены два возможных случая, когда сотрудники полиции могут стрелять в женщин:

1)  Если оказывается последними вооруженное сопротивление, вооруженное или групповое нападение, угрожающее жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

2)  Если происходит одиночное или невооруженное нападение, которое опасно для жизни сотрудника полиции, то применение оружия возможно в качестве необходимой обороны (статья 37 УК РФ) или крайней необходимости (статья 38 УК РФ).

Проектом закона дается право полицейским на применение огнестрельного оружия при значительном скоплении граждан в случаях предотвращения террористического акта, освобождения заложников, отражения группового вооруженного нападения на критически важные объекты или объекты органов государственной власти, даже если в результате таких действий могут пострадать случайные лица. Это положение является реакцией власти на угрозу оранжевой революции в стране.

Применение огнестрельного оружия также санкционируется при попытке лица, задерживаемого полицейским с обнаженным огнестрельным оружием, совершить действия, которые могут оцениваться как противодействие. Такое предложение при его принятии приведет к узакониванию возможного полицейского произвола.

Законопроектом устанавливается, что сотрудники ОВД, которые имеют ученую степень доктора наук или преподают в образовательной организации, в том числе работают научной организации при федеральном органе, имеют право пребывать на службе на 10 лет дольше – до 65 лет. Для сравнения, максимальный возраст нахождения на службе сотрудников ОВД в СССР[1] и в РФ до 2011 года[2] – 60 лет для лиц высшего начальствующего состава (например, генерал-полковники внутренней службы).

Стоит отметить, что наметилась тенденция сохранения за собой должностей посредством повышения порогового возраста пребывания на службе. Например, совсем недавно было установлено, что на Генерального прокурора не распространяется предельный возраст нахождения на службе, и до 70 лет поднят порог для работников прокуратуры, назначаемых президентом или по его представлению.

В итоге в проекте закона наряду с необходимыми поправками в ФЗ «О полиции», с новеллами содержатся положения, с помощью которых депутаты «закручивают гайки», необоснованно расширяют компетенцию сотрудников полиции, ломают проверенный временем баланс частных и публичных интересов.

Похожие материалы:


[1] Постановление Совмина СССР от 23.10.1973 N 778 «Об утверждении Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел».

[2] Постановление ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
539
2352
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика