Каспийское море: а как делить-то будем?

Каспийское море: а как делить-то будем? Сегодня в Астрахани проходит четвертый Каспийский саммит, где встречаются главы МИД России, Ирана, Казахстана, Туркменистана и Азербайджана. На самммите обсуждаются вопросы взаимодействия прибрежных государств Каспийского бассейна и намечаются планы сотрудничества между ними. Как сообщает администрация Астраханской области, на саммит также прибыл глава НК "Лукойл" Вагит Алекперов.

Ключевые вопросы для обсуждения, как считают эксперты - это вопрос о статусе Каспийского моря вследствие серьезного конфликтного потенциала в регионе и наличие спорных нефтяных месторождений. Каспийский регион - стратегически важный транспортно-коммуникационный участок Евразии, в котором сосредоточено множество сухопутных и водных маршрутов.

Неудивительно, что правовой статус Каспия не определен до сих пор. Сейчас он регулируется только Договором между РСФСР и Персией от 26 февраля 1921 года и Договором о торговле и мореплавании между СССР и Ираном от 25 марта 1940 года.
Они закрепляют свободу судоходства и рыболовства для всех Прикаспийских государств и запрет нахождения в нём судов иных стран. Однако в документах не регламентированы вопросы распределения ресурсов, военной и природоохранной деятельности. Да и существующий порядок вещей устраивает не все прибрежные государства.

Со времен первого саммита, который прошел в апреле 2002 года в Ашхабаде, делалось несколько предложений и попыток разграничить территорию бассейна, однако значительного успеха в переговорах достигнуто не было. Посол по особым поручениям МИД России Игорь Братчиков сообщил: «Я бы сказал, что именно по вопросам, которые будут касаться будущего правового статуса Каспийского моря, на конференции глав МИД было серьёзное продвижение вперёд. И этот прогресс предстоит закрепить на предстоящем саммите».

По словам помощника Президента РФ Юрия Ушакова в ходе встречи будет подписано совместное заявление Президентов. Оно "закрепляет на высшем уровне принципы взаимодействия Прикаспийских государств на море". Ушаков отметил, что затем зафиксированные положения заявления будут учтены в итоговой конвенции о правовом статусе Каспия.

По итогам встречи будет принято официальное коммюнике, которое, как сообщил Ушаков, "отразит все итоги взаимодействия и обсуждения Астраханского саммита". Также он отметил, что участники саммита планируют подписать три пятисторонних межправительственных соглашения: соглашение о сотрудничестве в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Каспийском море, соглашение о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря, а также соглашение о сотрудничестве в области гидрометеорологии Каспийского моря. Последний документ "предусматривает создание региональной системы обмена информацией о состоянии Каспийского моря в интересах обеспечения безопасности и жизнедеятельности в прибрежных районах", добавил помощник Президента РФ.

"Саммиту предшествовала очень интенсивная активная работа экспертов, поэтому в результате саммита мы сможем выйти на весьма важные для дальнейшего сотрудничества на Каспии результаты. Достигнут значительный прогресс, близкий к прорыву в подготовке конвенции о правовом статусе Каспия. Если работа в Астрахани завершится успешно, то будет открыта прямая работа к подписанию конвенции на следующем саммите, который пойдет в Казахстане",- доложил Ушаков.

По его словам, ключевым вопросом, который стоит перед пятеркой прикаспийских стран, является выработка правового статуса Каспийского моря. Именно с этой целью ещё в 1996 году была образована специальная рабочая группа, проведшая 38 заседаний, последнее из которых состоялось в Москве в августе, добавил Ушаков.


Комментирует эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Игорь Путинцев


Перспективы всеобъемлющего урегулирования правового статуса Каспийского моря весьма туманны. Существует целый комплекс противоречий, связанный, прежде всего, с разграничением недр акватории.

Во-первых, Азербайджан и Туркмения не могут поделить спорные шельфовые месторождения нефти – в первую очередь, группу месторождений «Азери – Чираг – Гюнешли» (АЧГ), которые с 1997 г. разрабатываются Азербайджаном совместно с западным консорциумом. Помимо этого, спорным является месторождение «Сердар» («Кяпаз»), которое пока не разрабатывается. Попытки компромиссного урегулирования этих споров крайне сложны: даже если провести линию раздела, то так или иначе возникнет вопрос о частичном возмещении Азербайджаном нефтяных доходов, не полученных Туркменией. Азербайджан уже добыл более 2,3 млрд барр. нефти на месторождении АЧГ, заработав, по приблизительной оценке, около 150 млрд долл. В настоящее время на АЧГ добывается около 75 % общего объёма азербайджанской нефти. Естественно, Баку не рассматривает возможность серьёзных уступок в этом споре.

Во-вторых, наиболее логичная концепция раздела дна Каспия (раздела по срединной линии) торпедируется Ираном, пользующимся также поддержкой Туркмении. Объяснение является простым: доля Ирана, в соответствии с такой логикой, станет наименьшей (составляя 12,5 % площади Каспия), в то время как доля его соседей – Азербайджана и Туркмении – составит соответственно 21 % и 17 %. (На долю Казахстана придётся 29,5 % площади дна Каспия, а на долю России – 20 %). Поэтому Иран выдвигает два варианта решения проблемы: либо разделить дно Каспия поровну (каждой стране по 20 %), либо поручить разработку каспийских недр консорциуму прибрежных стран. Первый вариант невыгоден, прежде всего, Казахстану и Азербайджану, второй – всем странам, кроме Ирана (не имеющего значимых месторождений вблизи своего побережья).

В-третьих, окончательный раздел дна Каспийского моря значительно осложнит положение России в конкуренции проектов крупнейших газопроводов.

В настоящее время туркменский газ не может доставляться в Европу через Азербайджан, Грузию и Турцию не только потому, что у Туркмении существует неурегулированный спор с Азербайджаном, но и потому, что другие прибрежные страны могли бы потребовать заморозки проекта. В результате, Туркмения вынуждена направлять практически все газовые потоки в Китай, Россию и Иран. Невозможность транспортировки туркменского газа по дну Каспийского моря, в конечном счёте, предопределила отказ западных стран от проекта газопровода «Набукко» вследствие нехватки газа для его заполнения. В сохранении такой ситуации заинтересованы как Россия, так и Китай. Поэтому оказывается очень жёсткое противодействие проекту Транскаспийского газопровода, который поддерживается Евросоюзом. И нет смысла в том, чтобы снимать с повестки дня международно-правовые аргументы, которые препятствуют реализации проекта.

Окончательное урегулирование правового статуса Каспия не относится к числу задач, представляющих реальный интерес для России.

Существующее положение дел вполне соответствует российским интересам: в 1998 – 2003 гг. Москва урегулировала все спорные вопросы путём заключения двусторонних соглашений с Казахстаном и Азербайджаном, оговорив раздел дна с этими странами и наличие исключительных прав на добычу природных ресурсов в пределах своего участка, составившего 20 % дна Каспия. Москва также сохраняет ключевые военные позиции на Каспийском море: российская Каспийская флотилия является наиболее мощной в акватории. А аспекты отношений, связанные с рыболовством, успешно регулируются советско-иранскими соглашениями 1921 г. и 1940 г., разрешающими рыболовство в пределах всего Каспия, за исключением зон, находящихся на расстоянии 10 морских миль от берегов другого государства. С учётом всех этих факторов, «прорывов» в урегулировании правовых споров на Каспии ожидать не приходится.

Материал подготовил Дмитрий Новиков


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1326
4086
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика