Кому выгодна реформа избирательной системы?

Кому выгодна реформа избирательной системы?

Событие: В понедельник, 24 февраля, президент Владимир Путин подписал федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». В соответствии с новым законом, в России вновь вводится смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система на выборах в Госдуму. Такая система уже существовала до 2004 – 2005 гг.: половина депутатского корпуса избиралась по одномандатным округам, другая половина – по партийным спискам.

Комментируют: Эксперты центра Игорь Путинцев и Анастасия Капитонова.


Теоретически такая система имеет ряд преимуществ: усиление личной ответственности кандидатов, расширение связей с избирателями, стимулирование работы парламентариев в регионах. Введение одномандатных округов позволит внедумским политическим партиям, в том числе и недавно созданным, иметь своих представителей в парламенте.

Однако это уже не первая реформа избирательной системы, проведённая в годы президентства Владимира Путина. В 2004 – 2005 гг. по его же инициативе принималось решение отказаться от смешанной избирательной системы. Следовательно, в основе нового решения лежат не теоретические преимущества смешанной системы (помимо преимуществ, у неё есть немало недостатков), а конкретные политические интересы. Но для начала любопытно вспомнить, какие доводы приводились руководством страны в поддержку предыдущей реформы.

Реформа 2004 г.: официальные причины

В 2007 г. президент России в послании Федеральному собранию назвал введение в России пропорциональной избирательной системы «революционным шагом» по демократизации политической жизни. Официально отказ от смешанной системы в 2004 – 2005 гг. был мотивирован тем, что необходимо стимулировать появление крупных партий и рост уже существующих за счет расширения их электорального пространства. Как считалось, партии должны обрести конкретную политическую программу с четко сформулированными целями и задачами общенационального масштаба.

Переход к пропорциональной системе объяснялся также тем, что депутаты-одномандатники вынуждены работать с постоянной оглядкой на региональные элиты и представителей бизнес-кругов, оказавших им поддержку на выборах с помощью административного ресурса и финансовых средств. Об этом открыто говорил президент Путин в 2007 г.

Еще одной причиной, которая обусловила переход к пропорциональной системе, стало предположение, что депутат, выбранный по мажоритарному принципу, вынужден преимущественно решать те задачи, которые связаны с делами его избирательного округа, что не позволяет ему  в должной мере учитывать интересы иных регионов.

Откуда сегодня появилась склонность полагать, что ситуация с региональными элитами изменилась в лучшую сторону, а сознательность депутатов-одномандатников повысилась, парламентарии не уточняют. В таком случае, чем объясняется очередное решение о смене выборной системы?

Зачем нужна новая реформа?

Казалось бы, возврат к смешанной системе выборов согласуется с проведением курса на либерализацию политической жизни. В рамках этого курса вновь была введена выборность губернаторов, облегчена процедура регистрации партий и снижен избирательный порог на выборах в Госдуму. Большинство этих мер были анонсированы президентом России Дмитрием Медведевым в декабре 2011 г. – после думских выборов и первых протестов на Болотной площади. Власть представила возврат к мажоритарно-пропорциональной системе как один из шагов навстречу той части общества, которая была охвачена протестными настроениями.

Процедура выборов в России – один из главных проблемных вопросов в диалоге власти и оппозиционно настроенной части общества. Камнем преткновения является организация избирательного процесса: внимание общественности сосредоточено на обеспечении честности выборов, а требования оппозиции – на отказе от любых попыток фальсификаций. В этих условиях, попытки нарушения выборной процедуры становятся для власти заведомо невыгодным. Соответственно, возрастает значение законных методов «модерирования» политических процессов в стране. 

Переход к смешанной системе выборов вызван, главным образом, тем, что партия власти озабочена перспективами сохранения парламентского большинства. В 2003 г., при мажоритарно-пропорциональной системе, «Единая Россия» получила 37,6 % голосов на выборах и 223 места в парламенте (120 – по партийным спискам и 103 – в одномандатных округах). Но к концу работы Госдумы четвёртого созыва во фракции «Единой России» состояло более 300 депутатов. Таким образом, партия обеспечила себе конституционное большинство за счёт вступления во фракцию «ЕР» абсолютного большинства депутатов-одномандатников. В 2007 г. партия набрала 64,3 % голосов на выборах и сохранила конституционное большинство (315 депутатских мест). В 2011 г. результат партии власти заметно ухудшился: получив 49,3 % голосов, она едва обеспечила себе простое парламентское большинство – 238 мест.

Если падение популярности «Единой России», наблюдаемое по итогам выборов 2011 г., продолжится, то на следующих парламентских выборах она не получит и обычного большинства (225 мест). В этих условиях, руководство страны вновь сделает ставку на работу с депутатами-одномандатниками. Как и в 2003 – 2007 гг., такой подход может обеспечить «Единой России» не только простое, но и конституционное большинство – независимо от результатов выборов по партийным спискам.

Вполне возможно, что возврат к смешанной системе приведёт к разделению ответственности между «Единой Россией» и Общероссийским народным фронтом. В таком случае, ОНФ сосредоточится на выдвижении кандидатов в одномандатных округах, а «Единая Россия» – на работе с партийными списками. С учётом того, что создание избирательных блоков на выборах запрещено, оппозиционные политические объединения могут столкнуться с дополнительными сложностями: у них нет действенных структур, аналогичных ОНФ, которые могли бы использоваться для усиления электоральной поддержки в округах.

Нельзя исключать и следующее предположение: решение Владимира Путина о введении пропорциональной системы в 2004 – 2005 гг. могло быть связано с его планами возглавить правительство в 2008 г. и сохранить реальную власть в стране. С учётом того, что премьерские полномочия в России являются довольно ограниченными, то главным инструментом прямого политического влияния Владимира Путина должен был стать контроль над конституционным большинством в Госдуме. Этот контроль должен был осуществляться именно из Белого дома, а не со Старой площади. И в этом отношении депутаты-одномандатники могли расцениваться как менее «благонадёжные», чем депутаты, избранные по возглавляемому Путиным единому списку. Эту версию сложно подтвердить, но с учётом опыта 2008 – 2012 гг. она представляется достаточно вероятной.

Вывод

В основе реформ избирательной системы в 2004 – 2014 гг. лежат конкретные политические интересы. Несмотря на то, что обе реформы официально обосновывались соображениями справедливости и эффективности, на практике они отражали текущие интересы государственного руководства и партии власти. В краткосрочной перспективе контроль руководства страны над политическими процессами возрастает, но в долгосрочной перспективе государственно-правовая система становится менее устойчивой.

Во-первых, разрушается представление о системности проводимых властью преобразований. То, что реформа 2011 – 2014 гг. отменяет реформу 2004 – 2005 гг., свидетельствует о том, что у власти нет долгосрочной программы преобразований государственно-правовой системы.

Во-вторых, стремление при любых обстоятельствах обеспечить политическую лояльность парламента может привести к опасному отрыву от реальности. Так, на следующих парламентских выборах «Единая Россия» может получить меньше голосов, чем в 2011 г., но при этом приобрести больше думских мест. Перед властью будет создаваться иллюзорная картина управляемости политических процессов.

Интересы долгосрочного обеспечения политической стабильности в стране требуют установления чётких правил игры. Так, избирательная система на выборах в палату представителей США не менялась с конца XVIII в., в сенат США – с начала XXв. Во Франции с момента провозглашения Пятой республики в 1958 г. мажоритарную систему не применяли лишь на парламентских выборах 1986 г. В ФРГ пропорциональная система действует с 1949 г. Конечно, свои преимущества и недостатки есть у любой выборной системы, и системы этих стран далеко не идеальны. Но при этом у населения и политического класса страны есть чёткое понимание тех условий, на основе которых строится выборный процесс. В России пока складывается иная картина: базовые элементы государственно-правового устройства страны меняются непредсказуемо.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2533
6430
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика