Корейский полуостров: что это было?

Корейский полуостров: что это было? Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

За минувшее лето Корейский полуостров стал пристальным объектом внимания всего мира. Сначала тревогу вызвал вспыхнувший в июне корона вирус MERS в Южной Корее. Угроза распространения вируса оказалась настолько высокой, что туристам было рекомендовано воздержаться от посещения Южной Кореи, власти республики стали закрывать учебные заведения, отменять массовые мероприятия, а Президент Южной Кореи отложил запланированный визит в США.Затем ситуацию обострило противостояние Северной и Южной корейских республик. Напряжение было настолько сильным, что появлялись опасения о начале боевых действий, что на фоне многолетних переговоров по ядерной проблематике с КНДР выглядело скорее как угроза мирового, а не регионального масштабов.

Конфликт на Корейском полуострове на этот раз разрешился благополучно, но это далеко не первый случай обострения ситуации. В чем же причины нового витка, и какова специфика этого инцидента?


Обострение

17 августа начались масштабные ежегодные совместные военные учения Южной Кореи и США в районе Корейского полуострова, в которых были задействованы 50 тысяч южнокорейских и 3 тысяч американских военнослужащих. Очередные учения обострили отношения с северным соседом, который объявил, что такого рода учения «мало отличаются от объявления войны» и пригрозил ответным ударом. Применения оружия не последовало, но провокацию совершили 20 августа, когда были подвержены артиллерийскому обстрелу с территории КНДР позиции южнокорейских военных, которые в ответ выпустили несколько артиллерийских снарядов. Параллельно с этим впервые за последние 11 лет в демилитаризованной зоне возобновили работу южнокорейские громкоговорители, ведущие пропаганду против северокорейских властей. Напряженность достигла своего апогея, когда 21 августа был отдан приказ северокорейским лидером привести войска в полную боевую готовность, тогда же появилась информация о том, что КНДР готовится провести испытание баллистических ракет средней и меньшей дальности. На этом фоне кратковременно были приостановлены учения Южной Кореи и США, однако после проведения двусторонних консультаций, связанных с КНДР, учения возобновили. На следующий день вооруженные силы КНДР стали разворачивать артиллерийские орудия на границе демилитаризованной зоны, параллельно с этим предпринимая усилия на дипломатическом поле в виде обращения в ООН с просьбой о созыве экстренного совещания по поводу совместных учений США и Кореи. Ответная сторона только обострила обстановку через показательные авиа вылеты в рамках учений. Однако уже 22 августа стороны сели за стол переговоров. Итог оказался взаимовыгоден: Южная Корея прекратила работу громкоговорителей на демаркационной линии с КНДР. Пхеньян отменил приказ о полувоенном положении и выразил сожаление относительно инцидента с двумя южнокорейскими солдатами, что в итоге и привело к обострению ситуации. Сеул не исключил возможность снятия санкций с КНДР путем диалога. Однако по итогам встречи представители КНДР указали на свой главный козырь в переговорах — это наличие ядерного оружия: по мнению Ким Чен Ына соглашение «было достигнуто никак не за столом переговоров, а за счет колоссального военного мускула с наличием ядерных средств сдерживания в целях самообороны».

Подобный инцидент, спровоцировавший цепную реакцию в виде ряда провокаций сторон и отказа сразу задействовать переговорный процесс, в истории корейского полуострова обычен. Однако каждый раз сложно спрогнозировать, когда хрупкий мир все же даст трещину и из искры провокаций способно будет разгореться пламя вооруженного конфликта. Тактика США по сохранению тлеющего конфликта может в итоге привести к непредсказуемым последствиям, насаждению хаоса в регионе геополитических интересов России и Китая.


Война под прикрытием

Конфликт также можно рассмотреть в плоскости повторения опыта Холодной войны, когда противостояние СССР и США осуществлялось не в открытую, а на региональном уровне через поддержку противоборствующих государств. В новой ситуации — это уже конфликт, в который косвенно вовлечены США и Россия, следовательно обострение отношений следует рассматривать как спланированную игру мускулами. На одной стороне — Южная Корея, которую активно поддерживают Штаты. На другой — КНДР с российским протекторатом. В июне, в частности, было объявлено о готовности Северной Кореи и Россииподписать до конца года два документа — договор о взаимной правовой помощи по уголовным делам и соглашение о предотвращении опасной военной деятельности. Ранее в октябре прошлого года между странами было подписано соглашение о реконструкции в течение 20 лет корейской железной дороги. Стоимость проекта оценивалась в $25 млрд, при этом расходы Корея должна была покрывать поставками угля, редкоземельных и цветных металлов и других ресурсов. Информации о ходе реализации проекта в дальнейшем не поступало. В 2013 году Москва полностью простила стране государственный долг и перешла на расчеты в рублях в торговле.

Обсуждаемое размещение на территории Южной Кореи американских ПРО по аналогу с Восточной Европой вписывается в логику противостояния России с военным треугольником США-Япония-Южная Корея. Толчком к созданию такого военного союза в случае с Японией выступит проблема Курил. Недавняя поездка премьер-министра и реакция Японии на это только доказывают, что это вопрос чрезвычайно чувствительный для японо-российских отношений. Усиление военного сотрудничества с Южной Кореей будет проходить в контексте сближения России с КНДР. Таким образом, комбинация, при которой корейский полуостров станет полем противоборства двух государств, становится все более близкой к реальности, особеннов свете переориентации Северной Кореи с КНРна Россию после охлаждения двусторонних отношений, вызванных третьими ядерными испытаниями в феврале 2013 года.


Угроза ядерной войны

Конфликт вокруг КНДР имеет свою специфику: в случае его появления сложно спрогнозировать последствия из-за возможного наличия у КНДР ядерного оружия. В интервью Интерфаксу посол КНДР в Москве Ким ХенЧжун прямо указал на то, что «КНДР уже является ядерным государством и по форме и по содержанию».

В середине июня Южная Корея сообщила, что республика КНДР осуществила пуски трех ракет малой дальности в рамках учений, направленных на отражение атаки с моря. Ранее аналогичные пуски были осуществлены в феврале и мае этого года. В июле последовала новая информация, в которой утверждалось, что Пхеньян планирует запустить новую баллистическую ракету. По дальности полета она может превзойти Unha-3, запущенную в декабре 2012 года, которая по сообщениям вывела на околоземную орбиту искусственный спутник, хотя согласно резолюциям Совета Безопасности ООН пуски ракет с использованием баллистической технологии запрещены для КНДР. По ожиданиям новый пуск может быть приурочен к 70-й годовщине Трудовой партии Кореи — 10 октября. Эти же опасения выдвигают и американские исследователи, отмечающие активность в районе космодрома. О возможном запуске в этот день посол Кореи ответил — «мы свободны делать то, что хотим». КНДР, позиционирующая ядерное оружие как возможный щит от атаки со стороны США, вряд ли в ближайшем будущем при условии сохранения правящего режима, пойдет на пересмотр этого подхода.


Иранский сценарий?

На фоне успехов «ядерной сделки» с Ираном, который фактически согласился на внешние требования, ряд западных стран продвигают идею возобновления переговорного процесса по ядерной программе КНДР.Нейтрализация корейской ядерной угрозы лежит в плоскости тех же механизмов, что были применены в отношении Ирана. На активизацию этого состороны КНДР могли быть направлены новые военные учения США с южным соседом, а сам конфликт должен был подтолкнуть мировое сообщество к необходимости решения корейской ядерной проблемы, которая в любой момент может обернуться катастрофическими последствиями.

Однако позиция Северной Кореи бескомпромисснее, нежели иранского лидера: ядерное оружие для республики — это щит от исходящей от США угрозы. По словам посла КНДР, США «разместили более 1 тыс. ядерных боеголовок на территории Южной Кореи, что на протяжении последних более чем 60 лет ставило КНДР под постоянную угрозу». Дважды в год в феврале и августе они проводят широкомасштабные учения с Южной Кореей, в ходе которых отрабатывается нанесение ядерных ударов по территории КНДР и захвата Пхеньяна.

КНДР уже выступал со своим предложением по решению ядерной проблемы: страна готова была приостановить ядерные испытания в обмен на отказ США от совместных учений с Южной Кореей. В ответ получили очередные военные учения в феврале под кодовыми названиями KeyResolve и FoulEagle.

В июле Южная Корея заявила, что ожидает возобновления шести сторонних переговоров по денуклеаризации Корейского полуострова при согласии Пхеньяна, который не выразил пока готовности. И стимулировать этот процесс в этой логике должна Россия: по словам посла Южной Кореи — «мы надеемся на помощь России с тем, чтобы пригласить Северную Корею за стол переговоров». А тогда уже и партнерство с Россией на коротком временном интервале позволит российскими усилиями решить проблему, как позволило разоружить Сирию, договориться о ядерной программе с Ираном.


Дискредитация режима

Обострение ситуации также стоит рассматривать в контексте продолжительной политики по дискредитации правящего режима. На это направлены многочисленные заявления о нарушении прав человека в республике, о казнях. В июле южнокорейское агентство Yonhap сообщило, что за период правления действующего руководителя Ким Чен Ына в стране было казнено 70 человек, многие рабочие вынуждены бежать в Южную Корею.

Такого рода тактика уже давно была апробирована в Ираке, Сирии, на Кубе. Если первые два государства были погружены в вооруженный конфликт, то история с Кубой представляет собой другой пример, когда основной акцент сделан на попытке трансформации сознания властной верхушки и жителей страны в целях переориентации на проамериканские стандарты поведения. В КНДР это реализуется под вывеской образцово-показательной жизни общества потребителей Южной Кореи, куда по сообщениям направляются в поисках счастливой жизни северокорейские трудовые мигранты.

Конфликт на Корейском полуострове выходит за рамки регионального уровня, представляя собой геополитическое противостояние нескольких держав. Новая шахматная игра разворачивается вокруг того, какую роль в этом конфликте займет Россия: миссию посредника, которому отведена задача устранения угрозы в виде разоружения и тем самым ликвидации режима, или роль надежного партнера, от которой отказался Китай из-за непредсказуемости внешнеполитического маневра северокорейского лидера.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Стратегические документы в военной сфере США и России: сравнение

Сирия: что дальше?

США: «Империя санкций»

Экспансия Китая через институты БРИКС



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3036
10858
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика