Корейский полуостров: что это было?

Корейский полуостров: что это было? Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

За минувшее лето Корейский полуостров стал пристальным объектом внимания всего мира. Сначала тревогу вызвал вспыхнувший в июне корона вирус MERS в Южной Корее. Угроза распространения вируса оказалась настолько высокой, что туристам было рекомендовано воздержаться от посещения Южной Кореи, власти республики стали закрывать учебные заведения, отменять массовые мероприятия, а Президент Южной Кореи отложил запланированный визит в США.Затем ситуацию обострило противостояние Северной и Южной корейских республик. Напряжение было настолько сильным, что появлялись опасения о начале боевых действий, что на фоне многолетних переговоров по ядерной проблематике с КНДР выглядело скорее как угроза мирового, а не регионального масштабов.

Конфликт на Корейском полуострове на этот раз разрешился благополучно, но это далеко не первый случай обострения ситуации. В чем же причины нового витка, и какова специфика этого инцидента?


Обострение

17 августа начались масштабные ежегодные совместные военные учения Южной Кореи и США в районе Корейского полуострова, в которых были задействованы 50 тысяч южнокорейских и 3 тысяч американских военнослужащих. Очередные учения обострили отношения с северным соседом, который объявил, что такого рода учения «мало отличаются от объявления войны» и пригрозил ответным ударом. Применения оружия не последовало, но провокацию совершили 20 августа, когда были подвержены артиллерийскому обстрелу с территории КНДР позиции южнокорейских военных, которые в ответ выпустили несколько артиллерийских снарядов. Параллельно с этим впервые за последние 11 лет в демилитаризованной зоне возобновили работу южнокорейские громкоговорители, ведущие пропаганду против северокорейских властей. Напряженность достигла своего апогея, когда 21 августа был отдан приказ северокорейским лидером привести войска в полную боевую готовность, тогда же появилась информация о том, что КНДР готовится провести испытание баллистических ракет средней и меньшей дальности. На этом фоне кратковременно были приостановлены учения Южной Кореи и США, однако после проведения двусторонних консультаций, связанных с КНДР, учения возобновили. На следующий день вооруженные силы КНДР стали разворачивать артиллерийские орудия на границе демилитаризованной зоны, параллельно с этим предпринимая усилия на дипломатическом поле в виде обращения в ООН с просьбой о созыве экстренного совещания по поводу совместных учений США и Кореи. Ответная сторона только обострила обстановку через показательные авиа вылеты в рамках учений. Однако уже 22 августа стороны сели за стол переговоров. Итог оказался взаимовыгоден: Южная Корея прекратила работу громкоговорителей на демаркационной линии с КНДР. Пхеньян отменил приказ о полувоенном положении и выразил сожаление относительно инцидента с двумя южнокорейскими солдатами, что в итоге и привело к обострению ситуации. Сеул не исключил возможность снятия санкций с КНДР путем диалога. Однако по итогам встречи представители КНДР указали на свой главный козырь в переговорах — это наличие ядерного оружия: по мнению Ким Чен Ына соглашение «было достигнуто никак не за столом переговоров, а за счет колоссального военного мускула с наличием ядерных средств сдерживания в целях самообороны».

Подобный инцидент, спровоцировавший цепную реакцию в виде ряда провокаций сторон и отказа сразу задействовать переговорный процесс, в истории корейского полуострова обычен. Однако каждый раз сложно спрогнозировать, когда хрупкий мир все же даст трещину и из искры провокаций способно будет разгореться пламя вооруженного конфликта. Тактика США по сохранению тлеющего конфликта может в итоге привести к непредсказуемым последствиям, насаждению хаоса в регионе геополитических интересов России и Китая.


Война под прикрытием

Конфликт также можно рассмотреть в плоскости повторения опыта Холодной войны, когда противостояние СССР и США осуществлялось не в открытую, а на региональном уровне через поддержку противоборствующих государств. В новой ситуации — это уже конфликт, в который косвенно вовлечены США и Россия, следовательно обострение отношений следует рассматривать как спланированную игру мускулами. На одной стороне — Южная Корея, которую активно поддерживают Штаты. На другой — КНДР с российским протекторатом. В июне, в частности, было объявлено о готовности Северной Кореи и Россииподписать до конца года два документа — договор о взаимной правовой помощи по уголовным делам и соглашение о предотвращении опасной военной деятельности. Ранее в октябре прошлого года между странами было подписано соглашение о реконструкции в течение 20 лет корейской железной дороги. Стоимость проекта оценивалась в $25 млрд, при этом расходы Корея должна была покрывать поставками угля, редкоземельных и цветных металлов и других ресурсов. Информации о ходе реализации проекта в дальнейшем не поступало. В 2013 году Москва полностью простила стране государственный долг и перешла на расчеты в рублях в торговле.

Обсуждаемое размещение на территории Южной Кореи американских ПРО по аналогу с Восточной Европой вписывается в логику противостояния России с военным треугольником США-Япония-Южная Корея. Толчком к созданию такого военного союза в случае с Японией выступит проблема Курил. Недавняя поездка премьер-министра и реакция Японии на это только доказывают, что это вопрос чрезвычайно чувствительный для японо-российских отношений. Усиление военного сотрудничества с Южной Кореей будет проходить в контексте сближения России с КНДР. Таким образом, комбинация, при которой корейский полуостров станет полем противоборства двух государств, становится все более близкой к реальности, особеннов свете переориентации Северной Кореи с КНРна Россию после охлаждения двусторонних отношений, вызванных третьими ядерными испытаниями в феврале 2013 года.


Угроза ядерной войны

Конфликт вокруг КНДР имеет свою специфику: в случае его появления сложно спрогнозировать последствия из-за возможного наличия у КНДР ядерного оружия. В интервью Интерфаксу посол КНДР в Москве Ким ХенЧжун прямо указал на то, что «КНДР уже является ядерным государством и по форме и по содержанию».

В середине июня Южная Корея сообщила, что республика КНДР осуществила пуски трех ракет малой дальности в рамках учений, направленных на отражение атаки с моря. Ранее аналогичные пуски были осуществлены в феврале и мае этого года. В июле последовала новая информация, в которой утверждалось, что Пхеньян планирует запустить новую баллистическую ракету. По дальности полета она может превзойти Unha-3, запущенную в декабре 2012 года, которая по сообщениям вывела на околоземную орбиту искусственный спутник, хотя согласно резолюциям Совета Безопасности ООН пуски ракет с использованием баллистической технологии запрещены для КНДР. По ожиданиям новый пуск может быть приурочен к 70-й годовщине Трудовой партии Кореи — 10 октября. Эти же опасения выдвигают и американские исследователи, отмечающие активность в районе космодрома. О возможном запуске в этот день посол Кореи ответил — «мы свободны делать то, что хотим». КНДР, позиционирующая ядерное оружие как возможный щит от атаки со стороны США, вряд ли в ближайшем будущем при условии сохранения правящего режима, пойдет на пересмотр этого подхода.


Иранский сценарий?

На фоне успехов «ядерной сделки» с Ираном, который фактически согласился на внешние требования, ряд западных стран продвигают идею возобновления переговорного процесса по ядерной программе КНДР.Нейтрализация корейской ядерной угрозы лежит в плоскости тех же механизмов, что были применены в отношении Ирана. На активизацию этого состороны КНДР могли быть направлены новые военные учения США с южным соседом, а сам конфликт должен был подтолкнуть мировое сообщество к необходимости решения корейской ядерной проблемы, которая в любой момент может обернуться катастрофическими последствиями.

Однако позиция Северной Кореи бескомпромисснее, нежели иранского лидера: ядерное оружие для республики — это щит от исходящей от США угрозы. По словам посла КНДР, США «разместили более 1 тыс. ядерных боеголовок на территории Южной Кореи, что на протяжении последних более чем 60 лет ставило КНДР под постоянную угрозу». Дважды в год в феврале и августе они проводят широкомасштабные учения с Южной Кореей, в ходе которых отрабатывается нанесение ядерных ударов по территории КНДР и захвата Пхеньяна.

КНДР уже выступал со своим предложением по решению ядерной проблемы: страна готова была приостановить ядерные испытания в обмен на отказ США от совместных учений с Южной Кореей. В ответ получили очередные военные учения в феврале под кодовыми названиями KeyResolve и FoulEagle.

В июле Южная Корея заявила, что ожидает возобновления шести сторонних переговоров по денуклеаризации Корейского полуострова при согласии Пхеньяна, который не выразил пока готовности. И стимулировать этот процесс в этой логике должна Россия: по словам посла Южной Кореи — «мы надеемся на помощь России с тем, чтобы пригласить Северную Корею за стол переговоров». А тогда уже и партнерство с Россией на коротком временном интервале позволит российскими усилиями решить проблему, как позволило разоружить Сирию, договориться о ядерной программе с Ираном.


Дискредитация режима

Обострение ситуации также стоит рассматривать в контексте продолжительной политики по дискредитации правящего режима. На это направлены многочисленные заявления о нарушении прав человека в республике, о казнях. В июле южнокорейское агентство Yonhap сообщило, что за период правления действующего руководителя Ким Чен Ына в стране было казнено 70 человек, многие рабочие вынуждены бежать в Южную Корею.

Такого рода тактика уже давно была апробирована в Ираке, Сирии, на Кубе. Если первые два государства были погружены в вооруженный конфликт, то история с Кубой представляет собой другой пример, когда основной акцент сделан на попытке трансформации сознания властной верхушки и жителей страны в целях переориентации на проамериканские стандарты поведения. В КНДР это реализуется под вывеской образцово-показательной жизни общества потребителей Южной Кореи, куда по сообщениям направляются в поисках счастливой жизни северокорейские трудовые мигранты.

Конфликт на Корейском полуострове выходит за рамки регионального уровня, представляя собой геополитическое противостояние нескольких держав. Новая шахматная игра разворачивается вокруг того, какую роль в этом конфликте займет Россия: миссию посредника, которому отведена задача устранения угрозы в виде разоружения и тем самым ликвидации режима, или роль надежного партнера, от которой отказался Китай из-за непредсказуемости внешнеполитического маневра северокорейского лидера.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Стратегические документы в военной сфере США и России: сравнение

Сирия: что дальше?

США: «Империя санкций»

Экспансия Китая через институты БРИКС



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
367
888
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика