Коррупция или что-то другое?

Коррупция или что-то другое?

Событие: Президент "Роснефти" Игорь Сечин отказался публиковать декларацию о доходах. Не раскрыли пока эту информацию и несколько других руководителей госкомпаний, в том числе "Газпрома" и РЖД. Напомним, что согласно Указу Президента от 8 июля 2013 г. "Вопросы противодействия коррупции", все топ-менеджеры госкомпаний обязаны предоставлять подобную информацию.

Комментирует Генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.физ.-мат. н., д.пол.н., проф. Степан Сулакшин

Пресса сообщает, что крупные корпорации (такие, например, как РосНефть, РЖД, Газпром и др.) не опубликовали данные о доходах и имуществе руководства. Как будто бы по духу указа Президента от 8 июля 2013-го года «Вопросы противодействия коррупции»  они обязаны это сделать…

Однако выясняются немаловажные детали. Если их предварительно обобщить, то они означают, что совершенно обоснованные президентские инициативы по обеспечению прозрачности деятельности топ-менеджмента крупнейших госкорпораций страны наталкиваются на, прямо скажем, - саботаж. Он носит различную природу: прямое невыполнение приказа отдельными чиновниками и руководителями, сокрытие и фальсификация данных и т.п. То есть, представляется, что, поскольку указ распространяется «только на государственные компании, корпорации и другие государственные организации», созданные федеральными законами, то, основываясь на организационно-правовых особенностях статуса указанных выше крупных компаний, их выводят из под такого фильтра прозрачности. Но ведь указ писали и согласовывали целый ряд государственных инстанций.

Этот тип политического саботажа, когда «высшая воля» искажается, подменяется – становится характерным. 


Еще один заметный пример связан с запретом государственным чиновникам иметь зарубежные «соблазны» в виде счетов в банках, недвижимости и иной собственности. Однако, после баталий в Парламенте, челночной дипломатии в треугольнике Администрация президента – Правительство – Государственная Дума чиновники (а ведь именно они принимают соответствующие законы) оставили для себя лазейку, а именно – вырезали запрет на заграничное имущество. Понятно, что счета можно легко «отмыть» и переписать. В конце концов, перевести их под российскую юрисдикцию, как это сейчас делается банками и лицами, лиц, попавшими под международные санкции. Однако с имуществом так просто не обойдешься – быстро продать и затем перевести средства затруднительно, да и живут там уже дети, сватья, зятья. Сами чиновники тоже проводят значительную часть своего свободного времени там, на выходные летают туда на собственных самолетах.

Игра на законодательной казуистике в отношении обязательности публикации сведений о доходах не случайна. Дело в том, что в России беспрецедентное для стран мира социальное расслоение населения по доходам.

Государство просто самоустранилось от управления доходностью своих крупнейших корпораций, в основном связанных с природной рентой. Оно устранилось и от налогового регулирования справедливого перераспределения от богатых и сверхбогатых к остальным частям общества. Особенно вопиющим это выглядит, повторим, когда речь идет о доходах за счет природной ренты. Богатства недр, по всем мыслимым правилам справедливости, принадлежат всей стране, всему ее народу, должны служить всем нуждам российского государства. А по факту распределяются в пользу ничтожного количества ее населения. Делается это не только путем манипуляции с законами в плане их прозрачности, что не случайно, конечно, поскольку дело неправедное нужно скрывать и о доходах в этом отношении отчитываться нельзя. Это делается иными, латентными способами, например так. Корпорации с полной или частичной долей государственной собственности отдают государству вовсе не пропорциональную доле его собственности долю прибыли этих корпораций, а максимум 15-20%. Остальное остается в собственности корпорации, а точнее сказать, в собственности топ-менеджмента компании.


Цифры, которые иногда оглашаются, вызывают удивление. Например, руководители и высшие чины таких корпораций получают оплату за свои не такие уж частые заседания в правлении этих компаний порядка 7 млн рублей в месяц. Конечно это плата за корпоративную лояльность, но это еще и рента с безнадежно больного коррупцией и либерализмом российского государства.

Природная рента, которая должна, повторимся, принадлежать народу и государству, скрытым образом приватизирована, поскольку лицензия для разработчиков недр выдается с очень хитрым содержанием, а именно с переводом прав государственной собственности на ресурсы в момент их залегания в естественных условиях в собственность разработчика недр на момент их добычи и складирования для продажи.

Этакая скрытая приватизация! Поэтому и продажа природных ресурсов, принадлежащих стране, производится уже новым собственником и в своих интересах. И если посчитать, что достается России от ее природных ресурсов, то самой оптимистичной оценкой можно считать не более 50%, остальное приватизировано и раскладывается по карманам. А поскольку эти суммы баснословны, то их, разумеется, надо скрывать, чем и занимаются соответствующие корпорации, их лоббисты в различных инстанциях с помощью вот таких несуразных и урезанных законов, хотя и преследующих благие цели борьбы с коррупцией. 


При этом называть выше обозначенные механизмы в чистом виде коррупцией неправомочно. Никакого нарушения законов в прямом смысле не происходит, но происходит более страшная вещь. Созданные всей этой системой кланово-корпоративного расхищения страны законы, по существу, представляют собой неявные механизмы приватизации России, ее природных ресурсов, ее доходов, ее государствености. Это новое политическое явление. В таких масштабах подобные вещи наблюдались разве только в диктаторских неустойчивых режимах слаборазвитых стран. Это означает опасную тенденцию сворачивания России как мировой современной державы к состоянию и статусу такого рода неустойчивых государств. Скрытая приватизация российского государства, которую мы в наших научных дискуссиях обозначили как «Рента №6», - новое российское явление, явление опасное, явление, которое неизбежно приведет к дестабилизации страны. 


Хотелось бы надеяться, что Президент страны, порождающий отдельные импульсы, нацеленные на ее оздоровление, эти скрытые уловки разглядит. Кто-то из патриотичных и добросовестных помощников доложит ему о подобных схемах и несуразностях, и он, возможно, наведет в этой сфере порядок. Но совершенно очевидно, что такая глобальная «растащиловка», социальная несправедливость и скрытая приватизация страны являются факторами неустойчивости российской государственности. Они должны быть искоренены.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1811
5327
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика