Коррупция или что-то другое?

Коррупция или что-то другое?

Событие: Президент "Роснефти" Игорь Сечин отказался публиковать декларацию о доходах. Не раскрыли пока эту информацию и несколько других руководителей госкомпаний, в том числе "Газпрома" и РЖД. Напомним, что согласно Указу Президента от 8 июля 2013 г. "Вопросы противодействия коррупции", все топ-менеджеры госкомпаний обязаны предоставлять подобную информацию.

Комментирует Генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.физ.-мат. н., д.пол.н., проф. Степан Сулакшин

Пресса сообщает, что крупные корпорации (такие, например, как РосНефть, РЖД, Газпром и др.) не опубликовали данные о доходах и имуществе руководства. Как будто бы по духу указа Президента от 8 июля 2013-го года «Вопросы противодействия коррупции»  они обязаны это сделать…

Однако выясняются немаловажные детали. Если их предварительно обобщить, то они означают, что совершенно обоснованные президентские инициативы по обеспечению прозрачности деятельности топ-менеджмента крупнейших госкорпораций страны наталкиваются на, прямо скажем, - саботаж. Он носит различную природу: прямое невыполнение приказа отдельными чиновниками и руководителями, сокрытие и фальсификация данных и т.п. То есть, представляется, что, поскольку указ распространяется «только на государственные компании, корпорации и другие государственные организации», созданные федеральными законами, то, основываясь на организационно-правовых особенностях статуса указанных выше крупных компаний, их выводят из под такого фильтра прозрачности. Но ведь указ писали и согласовывали целый ряд государственных инстанций.

Этот тип политического саботажа, когда «высшая воля» искажается, подменяется – становится характерным. 


Еще один заметный пример связан с запретом государственным чиновникам иметь зарубежные «соблазны» в виде счетов в банках, недвижимости и иной собственности. Однако, после баталий в Парламенте, челночной дипломатии в треугольнике Администрация президента – Правительство – Государственная Дума чиновники (а ведь именно они принимают соответствующие законы) оставили для себя лазейку, а именно – вырезали запрет на заграничное имущество. Понятно, что счета можно легко «отмыть» и переписать. В конце концов, перевести их под российскую юрисдикцию, как это сейчас делается банками и лицами, лиц, попавшими под международные санкции. Однако с имуществом так просто не обойдешься – быстро продать и затем перевести средства затруднительно, да и живут там уже дети, сватья, зятья. Сами чиновники тоже проводят значительную часть своего свободного времени там, на выходные летают туда на собственных самолетах.

Игра на законодательной казуистике в отношении обязательности публикации сведений о доходах не случайна. Дело в том, что в России беспрецедентное для стран мира социальное расслоение населения по доходам.

Государство просто самоустранилось от управления доходностью своих крупнейших корпораций, в основном связанных с природной рентой. Оно устранилось и от налогового регулирования справедливого перераспределения от богатых и сверхбогатых к остальным частям общества. Особенно вопиющим это выглядит, повторим, когда речь идет о доходах за счет природной ренты. Богатства недр, по всем мыслимым правилам справедливости, принадлежат всей стране, всему ее народу, должны служить всем нуждам российского государства. А по факту распределяются в пользу ничтожного количества ее населения. Делается это не только путем манипуляции с законами в плане их прозрачности, что не случайно, конечно, поскольку дело неправедное нужно скрывать и о доходах в этом отношении отчитываться нельзя. Это делается иными, латентными способами, например так. Корпорации с полной или частичной долей государственной собственности отдают государству вовсе не пропорциональную доле его собственности долю прибыли этих корпораций, а максимум 15-20%. Остальное остается в собственности корпорации, а точнее сказать, в собственности топ-менеджмента компании.


Цифры, которые иногда оглашаются, вызывают удивление. Например, руководители и высшие чины таких корпораций получают оплату за свои не такие уж частые заседания в правлении этих компаний порядка 7 млн рублей в месяц. Конечно это плата за корпоративную лояльность, но это еще и рента с безнадежно больного коррупцией и либерализмом российского государства.

Природная рента, которая должна, повторимся, принадлежать народу и государству, скрытым образом приватизирована, поскольку лицензия для разработчиков недр выдается с очень хитрым содержанием, а именно с переводом прав государственной собственности на ресурсы в момент их залегания в естественных условиях в собственность разработчика недр на момент их добычи и складирования для продажи.

Этакая скрытая приватизация! Поэтому и продажа природных ресурсов, принадлежащих стране, производится уже новым собственником и в своих интересах. И если посчитать, что достается России от ее природных ресурсов, то самой оптимистичной оценкой можно считать не более 50%, остальное приватизировано и раскладывается по карманам. А поскольку эти суммы баснословны, то их, разумеется, надо скрывать, чем и занимаются соответствующие корпорации, их лоббисты в различных инстанциях с помощью вот таких несуразных и урезанных законов, хотя и преследующих благие цели борьбы с коррупцией. 


При этом называть выше обозначенные механизмы в чистом виде коррупцией неправомочно. Никакого нарушения законов в прямом смысле не происходит, но происходит более страшная вещь. Созданные всей этой системой кланово-корпоративного расхищения страны законы, по существу, представляют собой неявные механизмы приватизации России, ее природных ресурсов, ее доходов, ее государствености. Это новое политическое явление. В таких масштабах подобные вещи наблюдались разве только в диктаторских неустойчивых режимах слаборазвитых стран. Это означает опасную тенденцию сворачивания России как мировой современной державы к состоянию и статусу такого рода неустойчивых государств. Скрытая приватизация российского государства, которую мы в наших научных дискуссиях обозначили как «Рента №6», - новое российское явление, явление опасное, явление, которое неизбежно приведет к дестабилизации страны. 


Хотелось бы надеяться, что Президент страны, порождающий отдельные импульсы, нацеленные на ее оздоровление, эти скрытые уловки разглядит. Кто-то из патриотичных и добросовестных помощников доложит ему о подобных схемах и несуразностях, и он, возможно, наведет в этой сфере порядок. Но совершенно очевидно, что такая глобальная «растащиловка», социальная несправедливость и скрытая приватизация страны являются факторами неустойчивости российской государственности. Они должны быть искоренены.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
1122
4963
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика