Либеральная героизация Егора Гайдара

Либеральная героизация Егора Гайдара Событие: В Москве открыт памятник экономисту и политику Егору Гайдару. Монумент установлен у входа в Библиотеку иностранной литературы на Николоямской улице. Автором памятника стал скульптор Георгий Франгулян.

Комментирует: д.ист.н., Багдасарян В.Э.


В Москве у входа в Библиотеку иностранной литературы установлен памятник Егору Гайдару. Что бы это значило? В народе отношение к Гайдару преимущественно негативное. Его имя называется в числе политиков, принесших наибольший вред для страны. И эта оценка дается народом, несмотря на утверждаемый в учебниках взгляд об объективной необходимости гайдаровских преобразований.

Требуется действительно богатое воображение для представления Гайдара в положительном ключе. Сокращение производства за гайдаровский 1992 год составило 19%. Это было самое масштабное падение в истории России, начиная со времен Гражданской войны. Падение индустриального сектора было еще более значительным. Гайдар сознательно реализовывал курс деиндустриализации. Он исходил из убеждения, что отечественные товары априори более низкого качества, чем на Западе, а потому делал ставку на импортозамещение. Особое неприятие с его стороны из всех составляющих прежней экономической системы вызывал разросшийся ВПК. Ввиду того, что он занимал положение системообразующего явления, удар по военно-промышленному комплексу обернулся остановкой и других отраслей. Резко растет безработица. Отказ от ценового регулирования привел к скачкообразному росту цен и фактическому обнулению денежных вкладов граждан. Это в один момент похоронило надежды на формирование среднего класса. Стремительное обнищание одних соотносится со столь же стремительным обогащением других. Кадры, представляющие бюджетные сферы - ученые, врачи, учителя, оказываются в положении «социального дна».

Результат гайдаровской политики – очевидный факт обрушения по всем направлениям. Причем, к этому обрушению правительство Гайдара вело целевым образом. В истории существует немного примеров реализации государством курса самоликвидации. Еще меньше примеров, когда за такого рода политику устанавливали бы памятники. Героизация Гайдара сегодня нужна, во-первых, для того, чтобы показать, что разрушая советскую систему государственности, действовали правильно; и, во-вторых, для обоснования целесообразности гайдарономики-2. В целом речь идет о реализации, казалось бы, бесповоротно дезавуированного в России либерального проекта.

Для этого выдвигается довод, согласно которому, разрушения гайдаровского периода являлись фактором последующего, наступавшего уже в 2000-е годы экономического роста. Одновременно сторонники гайдараномики крайне критически относятся к путинскому периоду, указывая, что эффект роста ВВП сводится к благоприятной конъюнктуре мировых цен на углеводороды. Но тогда к экономическому росту 2000-х годов Гайдар не имеет отношения. И главное – системы жизнеспособной экономики не было создано ни при самом Гайдаре, ни после него. Так что объяснение по принципу отложенного во времени успеха оказывается также несостоятельным.

Реформы Гайдара были позиционированы как научно обоснованная программа скачкообразного транзитного перехода. Но вот, оценки – нобелевских лауреатов по экономике: фактически все они в один голос заявляли об ошибочности политики «шоковой терапии».

Однако дело заключалось не только и не столько в экономике. Гайдар был радикальным элитаристом. Он, как известно, воспитывался в среде советской элиты. Принадлежностью к ней определилась его увлеченность фрондерскими концептами, презрительное отношение к большинству. Соответственно, продуцировалось и презрение к ценностям большинства. Отсюда гайдаровская постановка задачи – смены вектора истории России. Разрушить Империю, разрушить во что бы то ни стало! Памятник Гайдару является в этом смысле общественным вызовом, продолжением на уровне символики борьбы элитаристского меньшинства («креативного класса») с нереформируемым большинством.

Любая социальная система нуждается в точке отсчета. По отношению к современной России это вопрос о преемственности к более, чем тысячелетней истории российской государственности. И здесь фигура Гайдара оказывается особо индикативной. Если российскую идентичность выводить из многовековых цивилизационно-ценностных накоплений России, то фигура Гайдара - очевидное зло. Но если считать, что низвержение СССР и всего прежнего исторического опыта России было благо, то Гайдар – герой, низвергатель Левиафана. Борьба двух историософских парадигм продолжается.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
974
4739
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика