Минимальный размер оплаты труда планируется уменьшить?

Минимальный размер оплаты труда планируется уменьшить?

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Балашов Сергей Александрович

Что такое и каким должен быть минимальный размер оплаты труда? Каким образом будет меняться МРОТ в «посткризисный» период?

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов 22 июля был опубликован законопроект, подготовленный Министерством труда России, который предусматривает изменение статьи 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Сейчас он находится на этапе антикоррупционной экспертизы.

Минимальный размер оплаты труда – это минимальная месячная заработная плата работника, который полностью отработал за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности). 

Законопроектом предлагается установить, что МРОТ в 2016 году будет равен 6675 рублям в месяц, в 2017 году – 7142 рублям в месяц, а в 2018 году – 7606 рублям в месяц. В пояснительной записке сказано, что такое увеличение – лишь индексация на размер прогнозируемой инфляции. В тоже время повышение МРОТ коснется порядка 0,9 млн. работников в 2016 году, 1,3 млн. работников в 2017 году и 1,9 млн. работников в 2018 году.

С одной стороны, на фоне кризиса и споров в Правительстве о размере индексации пенсий, данное повышение стоит рассматривать позитивно, но с другой стороны, существуют требования закона к минимальному размеру оплаты труда. Так частью 1 статьи 133 Трудового Кодекса РФ установлено, что МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. А статьей 421 предусматривается, что порядок и сроки повышения МРОТ до размера, предусмотренного частью первой статьи 133, устанавливаются федеральным законом.

За почти 14 лет существования Трудового Кодекса, такой федеральный закон не был принят. Попытка правда была – в 2014 году Министерством труда был подготовлен соответствующий законопроект. Проектом закона предусматривалось, что в 2017 году МРОТ и величина прожиточного минимума сравняются. Но законопроект так и не был внесен в Государственную Думу.

Одной из причин такого положения вещей можно назвать нежелание исполнительной власти нести какую-либо ответственность за возможный срыв сроков, которые были бы установлены в законе, доведения МРОТ до величины прожиточного минимума.

Представляется, что нельзя однозначно утверждать, что предусмотренная законопроектом индексация МРОТ фактически не ухудшит положение работника, хотя бы потому что индексация основана на прогнозе. Особняком стоит проблема, что официальный уровень инфляции ниже того, что обычный россиянин наблюдает в магазинах. Основная причина – продукты питания при расчете инфляции составляют всего 36,51% от всех входящих в индекс потребительских цен товаров. Но именно инфляция продовольственных товаров наиболее существенно ударяет по всем категориям граждан, особенно по малоимущим.

В то же время нельзя считать панацеей увеличение МРОТ до величины прожиточного минимума. Потребительская корзина, на основе которой и рассчитывается величина прожиточного минимума, содержит такое малое количество продуктов, что немногим больше количества продуктов в пайке немца, плененного в Великую Отечественную Войну. Поэтому стоит также прилично увеличить величину прожиточного минимума.

Выводы:

·  Статья 7 Конституции РФ «Социальное государство» пока остается простой декларацией. Полностью признать политику РФ, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, трудно;

·  Представляется, что предполагаемого роста МРОТ недостаточно для поддержания существующего уровня потребления лицами, что этот МРОТ получают.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

Минимальный размер оплаты труда в России

Прожиточный минимум: изменения

Почему инфляция не поспевает за ценами. Как рассчитывается инфляция?

Государственное регулирование ценообразования









Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
1124
4979
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика