«Можете отпилить ему ногу!», — в школах внедряется профстандарт педагога

«Можете отпилить ему ногу!», — в школах внедряется профстандарт педагога

Разрыв между словом и делом, между пафосными декларациями и приземлённостью быта — наша давняя историческая традиция. Но никогда ещё несоответствие реалий с рождёнными в чреве бюрократии фантастическими прожектами не было столь колоссальным. Власть вещает одно, дарит ракеты, хвалится достижениями, а люди манкируют этим и выдают в ответ такие реплики, что правительство с депутатами уже много лет занимаются в основном тем, как бы заткнуть им рот. Школьное образование не стало здесь исключением.

Некие чиновники, кандидаты и доктора, разработали слащавый до приторности профессиональный стандарт педагога, ныне призванный салютационными выстрелами необъятных отчётов тешить начальственный слух, ан нет — их заглушила орудийная канонада новостей о всё более непримиримом противостоянии сторон образовательного процесса.

«Воспитание и обучение детей — настоящее искусство, коим в той или иной мере обязан овладеть каждый учитель».

29 января 2019 г. в подмосковных Химках учительница физкультуры, разозлившаяся на первоклассника, который долго завязывал шнурки, «пошутила»: «Сегодня у нас день каннибала. Кто хочет человеческого мяса? Можете отпилить ему ногу!». После чего другие дети стали избивать упавшего мальчика, в том числе ногами по голове. Пострадавшего госпитализировали с сотрясением мозга и ушибами. Уполномоченный по правам ребёнка в регионе, удостоверившись в действительности инцидента, не смогла понять объяснений педагога.

В этот же день в Бурятии ученики одной из школ Улан-Удэ провели урок по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в противогазах в наказание за опоздание на занятия. Родители тут также обращались к омбудсмену, учителю было вынесено дисциплинарное взыскание в виде «замечания за применение непедагогической меры дисциплинарного воздействия».

«Благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.)».

В конце 2018 г. была возбуждена серия уголовных дел в отношении учителей, примениявших физическое насилие к ученикам. Так в Северодвинске учительница физкультуры избила школьников на уроке скакалкой, что было зафиксировано видеозаписью. В городе Асино Томской области учитель начальных классов, имеющая 40-летний педагогический стаж, ударила ребёнка головой о парту. Её коллега с высшей квалификационной категорией из Комсомольска-на-Амуре избила девятилетнего мальчика. Оба случая также оказались сняты на видео и были опубликованы.

«Педагог будет совмещать обязанности психолога, логопеда, дефектолога, педагога дополнительного образования».

В конце прошлого года завершился суд над воспитательницей казанского детского сада, которая воспитывала 4-хлетнего мальчика, не желавшего заснуть в «тихий час», ударами тапочкой и связкой ключей, а потом принялась душить его подушкой. Отныне ей запрещено заниматься педагогической деятельностью в течение аж двух лет. На четыре года отправилась за решётку воспитатель детского сада в Хабаровске, занимавшаяся наркоторговлей на рабочем месте. 28 января 2019 г. разгорелся скандал в Омске, где выяснилось, что недавно принятая на место воспитателя сотрудница связывала малышей и заклеивала им рты скотчем.

«Тестовый режим введения профстандарта показал: возрос уровень подготовки учащихся; улучшились условия труда педагогов; родители хорошо оценили изменения».

30 января 2019 г. мать второклассника из Смоленска пожаловалась, что учительница, увидев, как ребёнок убирает котлету в пакетик (несъеденное в столовой он уносил домой), при одноклассниках схватила его за ухо и закричала: «Жри! Жри тут и быстрее!».

31 января 2019 г. в Яранске Кировской области преподаватель кадетских классов, заступившись за семиклассницу, взял за горло её малолетнего обидчика и несколько раз ударил его о дверь.

Можно привести обойму сообщений противоположного рода, где уже ученики применяют силу в отношении своих учителей. И в каждом конкретном происшествии есть какие-то частные причины, на которых замыкаются все расследования. Однако пугающие истории начали происходить практически в повседневном режиме. Пока руководители системы образования сочиняли красивые перспективы развития педагогов, в школе назрели настолько глубокие проблемы, что стали выплескиваться в эксцессы, ранее просто невероятные. Это означает, что уважаемые чиновники, кандидаты и доктора, были заняты совершенно не тем.

Они взвалили на обычные учительские плечи непосильные задачи. В частности, учить всех: великовозрастных детин, вдруг пожелавших сесть за парту в 20-летнем возрасте; детей с умственной отсталостью, аутизмом, психическими отклонениями; подростков, склонных к противоправному поведению и т.д. Учить в переполненных классах, с чудовищной нагрузкой, позволяющей хоть как-то дотянуть до средней зарплаты по экономике региона. Учить, будучи беззащитными перед агрессией «знающих права» родителей и их отпрысков. При этом под страхом наказания уметь оказать первую медицинскую помощь, провести обследование жилищно-бытовых условий, пожарной безопасности в домах воспитанников, отследить их поведение в интернете и выполнить громаду других обязанностей. Мало того, что авторы и контролёры соблюдения профстандартов и прочих требований сами большей частью ничего из перечисленного абзацем выше никогда не делали и не смогут сделать.

Они привили учителю чувство вины, неполноценности, словно специально создав для него ситуацию неуспеха. Многие талантливые, достойные люди стали уходить из профессии. Многие из тех, кто хотел и должен был в неё прийти, не пришли. В условиях кадрового дефицита и слома традиций в школах оказалось немало людей если не случайных, то не слишком подготовленных. Но даже не все опытные педагоги выдерживают психологический пресс, отсюда срывы.

…Бить детей, конечно, не надо. Но чтобы прекратить этот вал, вместо липовых профстандартов нужно работать над возвратом в учебные заведения атмосферы взаимоуважения, тепла, заботы, любви, спокойствия. Дел тут невпроворот. Только, сдаётся мне, реформаторы от образования проблему эту вообще не способны увидеть. Они продолжат внедрять профстандарты. Возможно, со снижением учительских зарплат за применение насилие — как на днях предложил один чудак из Госдумы. Депутата осмеяли, но профстандарты в нынешнем положении, честное слово, смешнее.

Игорь Олин

Источник


Автор Игорь Витальевич Олин — директор средней школы в поселке Вахруши в Кировской области, учитель истории, публицист и блогер, настоящий народный учитель.



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)


Comment comments powered by HyperComments
3809
20981
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика