На смену закону о беженцах идет закон о предоставлении убежища

На смену закону о беженцах идет закон о предоставлении убежища

Событие: Федеральная миграционная служба подготовила законопроекты по модернизации института убежища, где вводится новое понятие «временная защита», документы будут внесены в правительство в ближайшее время, сообщил глава службы Константин Ромодановский.

Комментирует эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.ю.н., Александр Гаганов

ФМС России разработала проект федерального закона «О предоставлении убежища на территории Российской Федерации», а также проект с необходимыми изменениями в российское законодательство. Всего подлежит изменению порядка 20 законов. Ранее мы уже писали о том, что понятие беженца устарело и закон о беженцах 1993 года требует модернизации. ФМС России разработало новый закон, призванный заменить собою закон о беженцах, который предлагается признать утратившим силу. Закон о беженцах предусматривал всего два вида статуса для правовой защиты вынужденных мигрантов: статус беженца и статус временного убежища. Закон об убежище охватывает эти два статуса и прибавляет к ним уже известное политическое убежище и новый институт – временную защиту.

Учитывая, что разработчики проекта не могли сильно видоизменить понятие беженца (оно обусловлено Конвенцией ООН), есть смысл ожидать нового в других определениях понятий.

Сейчас временное убежище определяется как возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации, если они имеют основания для признания беженцами либо не могут быть выдворены из России по гуманным соображениям. В новом законе предлагается следующая формулировка: «временное убежище – право временно проживать на территории Российской Федерации, предоставленное лицу, ищущему убежище, в связи с наличием серьезных оснований полагать, что в отношении данного лица существует реальная угроза в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (в том числе внесудебного лишения жизни или свободы)».

Напомним, что основной признак беженца – вполне обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Теперь ФМС предлагает убрать признаки, по которым могут преследоваться люди, то есть мотивы преследования будут неважны и их не нужно будет доказывать. Конечно, это не гарантирует облегчения порядка получения временного убежища, но делает возможным упрощение процедуры. Можно предположить, что если на родине иностранца идут военные действия, то для него там есть реальная угроза лишиться жизни «во внесудебном порядке».

Проект закона дает определение понятия политического убежища, тогда как действующий указ Президента РФ не содержит определения. Указ Президента 1997 года называет такие признаки политического убежища: преследование или реальная угроза стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища. Политическое убежище дается исходя из государственных интересов России. Определение, которое дает проект закона, называет политическое убежище исключительной формой защиты. Признаки его аналогичны действующим нормам.

Вот определение нового правового статуса: «временная защита – право временно пребывать на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывшего на территорию Российской Федерации в экстренном порядке в составе группы лиц вследствие вооруженного внутреннего или международного конфликта, массового нарушения прав человека, всеобщего насилия или иных событий, серьезно нарушающих общественный порядок в государстве его гражданской принадлежности или прежнего обычного местожительства». Основные признаки для получения временной защиты таковы: 1) экстренное прибытие в Россию, 2) в составе группы, 3) вследствие вооруженного конфликта, массового нарушения прав, всеобщего насилия или иных серьезных массовых беспорядков. Такое определение как раз охватывает текущую ситуацию с фактическими беженцами с Украины, которые, увы, вряд ли могли бы рассчитывать на юридический статус беженца.

Статус временной защиты предоставляется иностранным гражданам  массово, без индивидуального рассмотрения заявления. Это связывается именно с экстренным массовым прибытием лиц, жизнь которых находится под угрозой, о наличии которой официально объявляется. Порядок предоставления и прекращения Российской Федерацией временной защиты определяется Правительством Российской Федерации. Предполагается, что после истечения срока защиты иностранцы отбывают домой, либо ходатайствуют об убежище. Все лица, получившие любой вид убежища, в том числе временную защиту, не могут быть высланы против их воли в страну гражданства.

Проект закона не разъясняет статуса лиц, получивших временную защиту, то есть непонятно, что он дает помимо права находиться в России.

Законопроекты были разработаны ФМС еще в апреле и размещались в Интернете для общественного обсуждения, однако замечаний по ним не поступило. Теперь им предстоит пройти обсуждение в Правительстве РФ и получить его заключение, после чего проекты будут внесены в Государственную Думу. Сложно прогнозировать, как скоро они пройдут парламентские процедуры и будут подписаны Президентом РФ. Проект закона об убежище явно «сырой» и нуждается в серьезной доработке. Но если будет соответствующая политическая воля, то можно ожидать принятия рассмотренных законов до конца года.

Однако текущая ситуация с беженцами с Украины все еще требует незамедлительного разрешения, и регулировать эти вопросы именно законами не удастся, потому что это далеко не быстрый путь. Стоит отметить, что 22 июля 2014 года наконец-то было принято постановление Правительства РФ № 690 «О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке», в соответствии с которым временное убежище может быть предоставлено украинцам в течение трех дней.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
253
957
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика