Нет иностранным СМИ!

Нет иностранным СМИ!

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.ю.н., Александр Гаганов

Государственная Дума продолжает демонстрировать высокие темпы принятия законов. Так, 17 сентября 2014 года в Государственную Думу был внесен проект закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (в части уточнения ограничений, связанных с учреждением средств массовой информации)», ограничивающий иностранное участие в СМИ двадцатью процентами. 23 сентября законопроект был принят в первом чтении, 26 сентября закон был принят во втором и третьем чтениях. 1 октября закон был одобрен Советом Федерации и направлен Президенту РФ на подписание.

Кто выступил инициатором закона? Законопроект внесли три депутата В.Е. Деньгин (ЛДПР), В.В. Парахин (Справедливая Россия), Д.Н. Вороненков (КПРФ), затем к ним присоединились А.Г. Сидякин (Единая Россия), В.А. Крупенников (Единая Россия), М.М. Абасов (Единая Россия), А.Б. Выборный (Единая Россия), В.И. Лысаков (Единая Россия). Что объединило депутатов из разных фракций и разных комитетов в работе над этим законопроектом? По сообщениям СМИ, законопроект был инициирован Администрацией Президента, что позволило также сразу сделать прогноз на быстрое принятие закона.

В первом заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы отмечается множественные противоречия норм законопроекта действующему законодательству. Замечания по проекту закона дал также Совет при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека: в частности, он отметил, что аналогичные ограничения есть в Федеральном законе «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Однако этот закон не включает СМИ в перечень стратегически значимых видов деятельности.

В результате рассмотрения поправок к законопроекту были внесены правки юридико-технического характера, не меняющие существо проекта и не учитывающие заключения юристов и СПЧ. Такая позиция объясняется словами Вадима Деньгина, который сказал по поводу своей законодательной инициативы, что «…задан вектор, и от него государство не отступится, потому что ему важнее безопасность, чем бизнес, бизнес – это вторично». По сути об этом же сказано в пояснительной записке к законопроекту: «Данные ограничения (действующим российским ограничителем сейчас является показатель участия в 50%. – Прим. автора) позволяют иностранным лицам контролировать учредителей СМИ и оказывать влияние на принятие стратегических решений. В отдельных случаях такое влияние может угрожать информационной безопасности государства и наносить вряд правам и свободам российских граждан». Однако в законопроекте о таких «отдельных случаях» ничего не говорится.

То есть предполагается, что вред может быть нанесен во всех случаях иностранного вмешательства, даже потенциального.

Пояснительная записка содержит информацию о зарубежном опыте ограничения иностранного участия в СМИ. Так, в США иностранные лица могут контролировать не более 25% долей (акций) американских телевизионных каналов и радиостанций, во Франции участие иностранных (не из стран Европейского союза) физических или юридических лиц в акционерном капитале телекомпаний ограничено 20%, в Австралии ограничения на иностранные инвестиции вещателей установлены на уровне 20%, в Индонезии и Канаде - 20%, в Испании - 25%. Почему для российского закона устанавливается планка иностранного участия в 20%, инициаторы проекта не объясняют. Такой же процент указан в законе Казахстана. Однако в Казахстане уже существуют схемы обхода данного правила. Российские юристы также назвали несколько вариантов ухода от закона.

Новая редакция статьи 19.1 Закона о СМИ говорит о том, что не вправе выступать учредителем (участником) средства массовой информации, являться редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание: 1) иностранное государство, 2) международная организация, а также 3) находящаяся под их контролем организация, 4) иностранное юридическое лицо, 5) российское юридическое лицо с иностранным участием, 6) иностранный гражданин, 7) лицо без гражданства, 8) гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности.

Данное положение должно быть согласовано со статьей 7 Закона о СМИ, где перечисляются лица, которые не могут быть учредителями СМИ. В частности, согласно статье 7 учредителем не может быть гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации. Новая (равно как и действующая) редакция статьи 19.1 не содержит оговорки о постоянном проживании в России.

Закон содержит и другие нестыковки. Замечание СПЧ о том, что закон создает правовые коллизии, имеет все основания. Как будут решаться эти коллизии и в чью пользу? Можно предположить, что не в пользу СМИ.

Думское Правовое управление в своем заключении не ставит вопрос о соответствии проекта закона Конституции РФ, но такой вопрос есть. Не влечет ли этот закон скрытую цензуру, которая запрещена частью 5 статьи 29 Конституции? Не нарушается ли гарантированная Конституцией свобода СМИ?

С другой стороны, статья 55 Конституции допускает ограничение прав и свобод федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституция не дает критериев меры для ограничения прав и свобод. Можно предположить, что закон об ограничении иностранного участия в СМИ нарушает права и свободы, предусмотренные статьей 29 Конституции, именно по правилам части 3 статьи 55 Конституции. Но является ли такое ограничение соразмерным? Закон также не дает никаких критериев. Будет ли российский закон действовать «точечно» - только тогда и постольку, когда и поскольку это нужно будет государству, покажет время. Если закон будет действовать тотально (а строго говоря, закон и должен действовать в отношении всех лиц, находящихся на территории России), мы можем лишиться альтернативного взгляда на вещи. Но, действительно, иностранная пропаганда может быть ограничена.

Закон об ограничении иностранного участия в СМИ стоит в одном ряду с так называемым законом «об иностранных агентах» и другими законами, ставшими ответом на оранжевую угрозу. Возможно, эти меры оправданы для сохранения целостности российского государства. Но где та черта, которую нельзя переходить, ограничивая права и свободы? Где та черта, за которой переполнится чаша терпения народа, от прав которого государство периодически, но планомерно отхватывает лакомые куски? Почему государство не усиливает ограничения иностранного участия в стратегически и социально значимых отраслях экономики?

Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
4476
15448
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика