Нужна ли России идеология?

Нужна ли России идеология?

Автор Александр Олегович Русин, публицист и блогер, Новосибирск.

Выступление Александра Олеговича на втором заседании клуба Интеллектуальное сопротивление, посвященного вопросам идеологии (5 апреля 2016 г. Москва-Новосибирск).

Идеология происходит от слова идея.

Идея — это мысленный образ, прообраз некоторого предмета, явления или принципа.

Идея — то, что позволяет видеть конечную цель, задачу, осознанно стремиться к ней, понимая тот результат, который будет достигнут.

Без идеи невозможна созидательная деятельность.

Если человек работает, не имея идеи, то он подобен рабу, который работает просто потому, что работает — просто потому, что это нужно хозяину.

В основе любого созидательного труда, выходящего за рамки удовлетворения сиюминутных естественных потребностей, обязательно лежит идея. Но идея может быть общей, коллективной, а может быть идеей хозяина, который держит ее при себе, предоставив работникам, исполнителям своей идеи, лишь некоторое вознаграждение, чтобы они могли удовлетворить свои сиюминутные потребности — купить еду, одежду, оплатить ЖКХ и кое-что еще.

Государство, лишенное идеологии, подобно тому самому работнику, который трудится, не видя конечной цели, не понимая задачи, без идеи, просто за некоторую условную миску риса.

Сегодня у России нет официальной идеологии. Более того — государственная идеология запрещена Конституцией РФ. Но поскольку общество не может сохранять целостность и эффективно трудиться, не имея идеологии совсем, России были предложены идеологические суррогаты: 1. Абстрактный патриотизм; 2. Потребительство. Патриотизм в современной России носит абстрактный характер, потому что нет ответа на вопрос, какое государство мы строим и защищаем. Чтобы патриотизм был конкретным, нужно понимать, что стоит за словом «государство», какое это государство, чем оно наполнено, в чем цель существования государства и к какой цели стремятся его граждане. Как раз для этого и нужна идеология.

Патриотизм без идеологии — это патриотизм ради патриотизма.

Второй идеологический суррогат современной России — потребительство.

Этот суррогат предписывает работать чтобы зарабатывать, а зарабатывать чтобы потреблять.

Нашему обществу предложено покупать модную одежду, гаджеты, автомобили и прочие товары, соревнуясь друг с другом, у кого моднее, современнее и дороже.

Потребительство — это не просто удовлетворение бытовых потребностей, это соревнование всех со всеми, кто сможет больше приобрести.

Эту гонку возглавляет наша элита, на которую смотрит народ и стремится догнать ее, покупая похожие товары, пусть даже они окажутся дешевыми подделками тех, что народ видит у элиты.

Это бесконечная и бессмысленная гонка, потому что догнать элиту невозможно — она всегда будет впереди, словно морковка, которая всегда висит перед носом ослика, везущего повозку.

Элита демонстрирует нашему обществу свое благополучие — свои дома, автомобили, наручные часы, а общество в стремлении приблизиться к элите тащит повозку, в которой эта элита как раз и сидит, дразня народ своим благополучием и призывая потреблять, потреблять, потреблять.

Потребительство — это деструктивная идея, которая приводит к коррупции, делает людей завистливыми, алчными, предписывает бороться за материальные блага всеми способами, включая те, что выходят за рамки закона.

Кроме этого, потребительство развивает не столько российскую экономику, сколько экономики тех стран, которые являются производителями товаров и владеют производимыми брендами — то есть экономики США, Китая, Германии, Франции, Италии, Великобритании и других.

Россия превращена в страну-раба и страну-потребителя, который подобен белке в колесе, энергия от вращения которого передается экономикам других стран. Одновременно с этим отсутствие государственной идеологии создает стратегические риски. Общество не может долго жить и оставаться единым без настоящей, полноценной идеологии. Абстрактный патриотизм и потребительство не могут заменить полноценную идеологию в долгосрочной перспективе. Это значит, что общество все равно начнет искать идею, начнет искать цель своего существования. Но если этот поиск не будет носить системный, государственный характер, то общество рискует либо разделиться, если разные народности и регионы придут к разным идеям, либо общество заимствует чуждую ему идеологию.

Если обществу не предложить созидательную, конструктивную идею, оно может обратиться к идеям нацизма, фашизма, фундаментализма (идеям ИГИЛ) — к деструктивным, но при этом достаточно мощным идеям, способным заполнить безыдейный вакуум и вытеснить такие идеологические суррогаты как потребительство и абстрактный патриотизм.

Поэтому государственная идеология России не просто нужна — она жизненно необходима.

Необходима для сохранения целостности России, для ее суверенитета, развития, построения крепкой экономики, для сохранения собственного исторического пути в качестве самобытной страны, не являющейся чьей-либо копией или сырьевым придатком.


 


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Что такое идеология, зачем она нужна? Полная запись интернет-трансляции Дискуссионного клуба «Интеллектуальное сопротивление». 5 апреля 2016 года

Ценности. Передача «Обретение смыслов»

Российская модель мы-строительства и вызовы дезинтеграции

Ах, как хочется вернуться…

Почему я в Путина не верю?

Вечные ценности в русской культуре: размышления на рубеже тысячелетий

Для чего и какой «придумана» Россия?



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
1427
6583
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика