О культурной самоорганизации

О культурной самоорганизации

Богатые живут в особняках, бедные — в клетушках ипотечного жилья. Книга и интернет различаются так же, как загородный дом и городская квартира. В крошечной «однушке» книга — не только роскошь, но и невозможность: каждый сантиметр жилплощади на счету. Книги — для усадеб, поместий, дворцов. Но их владельцам некогда читать! Разве что «писателя Навального» — про то, кто, сколько и как украл.

Книга автономна — она может прожить без подпитывания мировой паутиной, пережить цивилизации, империи и царства. Иван Бунин: «Молчат гробницы, мумии и кости, — Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена».

Неравномерность развития была, есть и будет. Технология нынешнего времени — внушать рабам, что их рабское состояние и есть настоящее счастье. Оказывается, смысл жизни в том, чтобы разместить фото в соцсети и получить побольше одобрительных откликов! Бедные позируют на фоне богатых интерьеров и роскошных машин. Время жизни обменивается на фантики одноразовых эмоций.

При этом подлинные богатства культуры и человеческой мысли — доступны. Хотя бы в книгах. Но читателей мало. Это видно по Московской международной книжной выставке-ярмарке: с каждым годом ужимаются её площади, уменьшается количество участников и посетителей. Хотя шума и пиара становится даже больше. Но сущность — любовь к книге, к словесности, к родному языку — растворяется в торопливой и необязательной информации о «мероприятии».

А что писатели? Есть медийные фигуры, известные люди, чьи портреты красуются на обложках солидных томов. Их главное послание читателю — личный успех. Но разве в этом цель национальной литературы?

Юрий Бондарев — настоящий писатель, состоявшийся в годы расцвета книжной культуры. Но и сегодня его «Мгновения», судя по интернет-статистике, читают сотни тысяч людей. При нулевой рекламе он выигрывает состязание за читательское внимание у «распиаренных и раскрученных» авторов. Значит, подлинность и мастерство все ещё востребованы. Красота слова — непобедима!

Удивительно, но Юрия Бондарева, писателя с мировым именем, президент России не поздравил с 95-летием. Что это: демонстративное небрежение к русской культуре? Сигнал чиновничьему аппарату, что России национальная литература больше не нужна? Что же это за культурная политика у нас? Кто её диктует? Михаил Сеславинский с 1999 года работает в Роспечати, с 2004 года руководит ведомством. Каковы итоги? У нас появились народные писатели, чьё творчество — эстетическое совершенство и этический идеал? Мы что-то сногсшибательное предложили миру в гуманитарной сфере и в литературе в частности? А может, у нас растут тиражи высокохудожественных книг и мы — в числе самых читающих наций мира?

Писатель в нашей стране влачит жалкое существование — ну, примерно, как священнослужители в советское время. Это «люди-пережитки», которые по какому-то недоразумению всё ещё есть на белом свете. Отдельные медийные исключения — не в счёт, они лишь оттеняют общую картину.

Национальный писатель — это голос народа. Национальный политик — это выбор народа. Но разве толстосумы Госдумы и иных «дум» помельче выражают народные чаяния? Разве они — народный идеал? Смешно!

Нашей страной-мечтой могла бы стать «Россия трудолюбивая». Силу, энергию жизни, дают земля и семья, помноженные на мощь и возможности города, на интеллект и знания. Но пока мы видим лишь канализацию народного чувства в «развлечения», в убиение времени, в намеренное опошление (средствами телевидения, прежде всего) семейных отношений.

Время без созидания — потерянное время. Оно украдено у всех нас.

Книжная культура в нашей стране деградирует вслед за деревней, образованием, медициной, промышленностью. Стагнация, деградация, денационализация — очевидны. «Вы — лишние» — вот что ненавязчиво, но последовательно внушают нам откуда-то сверху. Если бы мы были нужны, разве бы нас травили пальмовым маслом и «кислотными шоу», погружая в бедность и безработицу? Лишая права на самоорганизацию, на справедливый суд, на честное слово журналиста и писателя?

Настоящая литература — удел аристократов. Мой товарищ давно уехал в Соединённые Штаты, вполне там устроен и благополучен. Приезжая на родину, он покупает и читает только бумажные книги. Он видит, как жёстко контролируется образование в США: те, кто правит Америкой и западным миром, совершенно не заинтересованы в том, чтобы растить себе конкурентов. Но своих детей они отдают в закрытые колледжи с книжным, а не планшетным образованием. Клиповость, смысловая мешанина и дешёвые эмоции — это для «стада».

Найти хорошую книгу ныне так же сложно, как найти натуральные продукты среди фальсификата в торговой сети. Красота, честность, национальная полезность — качества, отличающие подлинную литературу. Культурная самоорганизация — то, чего боятся жулики и воры. Точно так, как они нам навязывают своих депутатов, управленцев, так же они навязывают и определенный тип культуры — смесь лживого патриотизма и «современного искусства», ханжества и разврата.

Чтение умных книг хороших авторов — не меньший труд, чем хождение на несогласованные митинги. Это и выбор, и борьба — за право называться человеком в дегуманизированом обществе, в пользу «сил добра».

Лидия Сычева

Источник


Автор Лидия Андреевна Сычёва — писатель, публицист и журналист, главный редактор литературного интернет-журнала «Молоко». Член Союза писателей России.



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
962
2793
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика