Об активной имитации импортозамещения

Об активной имитации импортозамещения Автор: Антон Белов

Распоряжение Правительства от 02.10.2014 г. №1948-р с громким названием «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по содействию импортозамещения в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы» касается совершенствованию положения дел в важнейшей сфере национальной безопасности — продовольственной.

Но не будем спешить радоваться названию, а вдумчиво прочтем и осмыслим содержание документа.

Перечень мероприятий в нем насчитывает 19 пунктов. В них запланировано:

— совершенствование механизмов таможенно-тарифного регулирования импорта основных видов сельскохозяйственной продукции с учетом членства России во Всемирной торговой организации (ну как же без этого — прим. А.Белов) и Таможенном союзе.

— создать государственную автоматизированную информационную систему в сфере обеспечения продовольственной безопасности России, уточненить перечень и методики расчета показателей, отражающих состояние продовольственной безопасности, актуализировать рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевой продукции.

— мероприятия по повышению эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения и совершенствованию государственного ветеринарного и фитосанитарного контроля (надзора), в том числе по созданию государственной автоматизированной информационной системы раннего оповещения о случаях выявления опасных в ветеринарно-санитарном отношении товаров.

Последнее требуется в расшифровке. Воображение в ответ на слова «мероприятия по повышению эффективности использования земель» рисует следующее: планирование территорий, создание хозяйств, строительство инфраструктуры, подготовку специалистов, снабжение машинами, снабжение топливом, закупки сельхоз. продукции и т.д. Однако на деле, оказывается, все не так. Во втором столбце указанного Плана содержится форма того, в каком виде должны быть исполнены эти мероприятия:

— пункты 2-4, 6, 9, 14 — ответственные лица должны подготовить проекты документов по указанным вопросам сроком не ранее 3 квартала 2015 года — то есть тогда, когда запрет Путина на ввоз сельхозпродукции с Запада уже перестанет действовать;

— пункты 5,8, 10-13, 15, 17-19 — подготовка докладов и предложений, сроки по большинству — 4 квартал 2015 года;

— остальные несколько пунктов — конкретные приказы ведомств, но по абсолютно техническим вопросам.

Делаем вывод: это план по формированию плана в конце 2015 года.


Может ли такой документ разрешить проблемы реального положения дел в продовольственной безопасности страны? Давайте отвлечемся от схем экономистов, переполненных непонятной терминологией, и посмотрим в сущность.

Продовольственная безопасность в стране недостаточна вследствие слабости отечественного сельского хозяйства. Потому основные продукты питания завозятся из-за границы. В любом ларьке вы можете купить чеснок из Китая, морковь из Израиля, картофель из Египта и красные помидоры из Голландии. В прогнозе состояния сельского хозяйства и российского села, подготовленном В.Э.Багдасаряном в 2010 году [1] приведены данные о том, что посевные площади снижаются, инфраструктурные проекты на селе свернуты, материально-техническая база не обновляется, и, как следствие, идет снижение показателй произведенной продукции.

Неизбежное следствие: закрытие импорта с Запада накануне зимы с неэффективно работающим сельским хозяйством лишает нас продуктов питания. Есть некоторые запасы. Есть тот же Китай и остальная Азия, откуда можно получить некоторый импорт взамен потока с Запада. Но всем абсолютно понятно, что все это — только смена хозяина руки, которая держит нас за …горло. Тем более, что единственная статья дохода — поставка сырья за границу — ужимается вследствие понижения цен. Что, при самом неблагоприятном сценарии санкционного и внешнеполитического давления на Россию, приведет к невозможности, вследствии ограниченности финансов, закупок продовольствия за рубежом и усугублению рисков продовольственных проблем уже к концу 2015-го. Потому правительство вынуждено говорить об импортозамещении.


Имея такие исходные данные и имея цель — недопустить продовольственные дефициты, выстраиваем цепочку следующего вида:

Импортозамещение — это когда мы начинаем производить то, что нам нужно. Ибо если мы покупаем то, что нам жизненно необходимо у другого, то мы зависим от другого (может и не продать) и работаем на другого (он ставит цену на то, от чего мы не можем отказаться и будем платить любую, какую он укажет). Ибо тогда это называется зависимость, а по не-русски — несуверенность.

Потому, чтобы восстановить независимость от продовольственного импорта — должна быть земля, на которой можно вырастить продукцию, должен быть плуг, семена, амбар и т.д., и должен быть человек, которые все это применит.

А далее необходимо:

Земле — планирование, учет, кадастрирование, предоставление ее в пользование и регистрация прав — предельно точная и стремительно быстрая, чтобы не задерживать процесс производства;

Средствам производства — в первую очередь они должны быть: техника, постройки, семена;

Люди — обучение (подготовка кадров), и их направление в деревню, отсюда — стимулирование к работе в деревне — строительство жилья, обеспечение медицинского обслуживания и потребности образования их детям. Как минимум. Список потребностей шире.

Что нужно сделать, чтобы решить эти задачи?

1. Земля — установление предельно простого порядка оформление земли, отсюда принятие соответствующих нормативных актов, формирование структуры государственных органов, финансирование деятельности, которой производитель не должен заниматься — кадастровая деятельность, формирование и учет земельных участков,

2. Финансирование закупки (сначала) и производства (потом) средств производства — техники; обеспечение ее техническим обслуживанием и топливом — по низкой цене, соответственно.

3. Финансирование обучения кадров, финансирование строительства социальной инфраструктуры в деревне для жизни этих кадров, оплата их труда.

Далее — самое главное. Любая производственная деятельность ведется для удовлетворения определенных потребностей. В данном случае — потребности в продуктах питания. То есть должен быть сбыт. Отсюда необходимо:

— возможность сбывать продукцию — это значит должна быть заинтересованность покупателя и наличие у него возможности купить — покупательская способность;

— система сбыта продукции — это значит устранение посредников, которые во-первых ориентированы на импортную продукцию по целому ряду причин, а во-вторых, завышают цены, что бьет по покупателю — он может купить меньше товара, и по производителю — он может продать посреднику не больше, чем тот хочет купить, а тот хочет купить мало, чтобы цены держались высоко. Отсюда у производителя нет денег на кадры и технику, отсюда производство сворачивается. Кроме того это означает — запрет на ввоз товаров, производимых у нас, из-за границы;

— система контроля качества продукции.

Получается такая цепочка:

Посмотрим на принятую Правительством Дорожную карту. Есть там это? Там этого нет. Там есть совершенствование учетной политики. Есть создание автоматизированной системы без самых общих необходимых технических характеристик. Есть упоминание об изменениях таможенно-тарифной политики, — но без какой–либо конкретики, позволяющей планировать производство и сбыт продукции на следующий учетный период, который в сельском хозяйстве — год. Не указано ничего из того, что нужно для срочного начала производства столь жизненно важной для нас продукции, которое надо начинать самое позднее весной 2015-го.

Конечно, такое имитационное планирование — это парадигма экономикс в действии, когда виртуальные сферы торгов Форекс важнее материального производства. Это и приводит, в частности, к гипертрофированию значения ВВП (который считает объем совершенных сделок без различения природы этих сделок) как меры развития экономики вместо СОП — совокупного общественного продукта, показывающего, сколько реальных материальных ценностей мы произвели. Почему же используется ВВП, а не показатель СОП? Потому, что нет соответствующей цели.

Цель навязываемых нам постиндустриальных парадигм — не производство. Отсюда показатели уровня производства не нужны. И если важен просто сбыт ресурсов за рубеж, то актуальны показатели уровня торговли.

Так как исправить ошибочные цели? Цели определяются ценностным выбором субъекта управления. И причинно-следственная цепочка здесь следующая [2]:

  • ценность
    цель
    проблема
    задача
    решение
    нормативно-правовые акты
    оперативно-управленческие распоряжения
    программа действий
    механизмы контроля исполнения 
    механизмы коррекции

Не понимание этого отдает нас в руки врага.


[1] Доклад Багдасаряна В.Э. "О неизбежности смены современной российской социально-экономической модели" на Всероссийской научной конференции "Футурологический конгресс: будущее России и мира" (4 июня, 2010 г., Москва).

[2] Доклад Сулакшина С.С. "Конституция и доктрины как управленческие категории" на Всероссийской научной конференции "Конституция и доктрины РФ современным взглядом" (17 марта, 2009. Москва).


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
1514
7030
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика