Образовательный брак или почему митингуют учителя

Образовательный брак или почему митингуют учителя

Событие: 11 октября в Москве на Суворовской площади прошел митинг учителей, протестующих против развернувшегося в столице процесса объединения школьных учебных заведений. В митинге участвовало около 2000 человек. Почему учителя протестуют, и что заставило их выйти на улицы?

Комментирует эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.соц.н., Надежда Хвыля-Олинтер

В 2011 году Департамент образования города Москва по инициативе Исаака Калины начал реализацию «Пилотного проекта модернизации столичного образования» и в 2012-м началась кампания по объединению школ. Идея заключалась в том, что бы, выявив школы-аутсайдеры, которые имеют плохую репутацию и не пользуются спросом у родителей учеников, объединить их и подтянуть до желаемого уровня. Кроме того за счет слияния избавлялись от проблемы не доукомплектования, которую в 2011 году испытывали около 10% московских школ, так как содержать пустующие помещения невыгодно. В 2012 году «отстающих» школ насчитали 82, соответственно с них и начался процесс объединения.

Недовольство родителей возникло еще два года назад, так как классы более сильных школ объединялись с классами школ, испытывающих проблемы, что не могло не отразиться на качестве образования продвинутых учеников.

Комплексы в основном формируются по территориальному признаку – объединяются рядом стоящие школы. Доходит до таких абсурдностей, когда школа с углубленным изучением английского языка была объединена со школой с художественным уклоном, а программа при этом усреднилась. В итоге - недоумение относительно проведенной реформы и жалость по отношению к детям, углубленное обучение которых по любимым предметам фактически прервалось.

Уже тогда высказывались опасения относительно пределов унификации и проблемы сохранения уникальных учебных заведений Москвы, рассчитанных на особых детей – одаренных, или же со специфическими потребностями. В 2014 году эти опасения начали оправдываться. Например, инициирован процесс объединения уникальной школы-интерната «Интеллектуал» с гимназией № 1588, а Курчатовской школе предстоит слияние с комплексом № 1189. Существует и обратная сторона медали – разрушение системы работы с детьми с особыми потребностями. Московские специализированные школы (для умственно отсталых детей, для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, с заболеваниями аутического спектра и т.д.) или закрываются, или включаются в состав комплексов. В обычных школах с такими детьми работать не умеют: здесь требуются малокомплектные классы, особые знания, навыки и таланты, медицинское сопровождение. Каким образом все вышеперечисленное будет организованно в больших учебных комплексах пока не ясно, а процесс обучения таких детей практически приостановлен, что компенсировать очень сложно.

Подразумевается, что инициировать создание школ-комплексов должны трудовые коллективы образовательных учреждений при поддержке родительской общественности. В работоспособность этого механизма поверить сложно, так как в результате ряда объединений произошла череда административных конфликтов (отстаивание легитимности новых назначений, недовольства увольнениями части административного персонала школ). Кроме того, как показывают опросы москвичей, подавляющее большинство граждан высказываются против идеи объединения.


Рис.1. Опрос проведен на сайте «Школы России», 2572 респондента. См.: http://www.schoolotzyv.ru/component/poll/9-sliyanie

Руководитель московского Департамента образования, доказывая эффективность реформы, апеллирует к следующим данным. В 2013 году команда школьников из Москвы заняла первое место на Всероссийской Олимпиаде и показала существенный отрыв от регионов по числу победителей. Число москвичей-участников этого интеллектуального состязания увеличилось – если в 2010 году количество московских школьников, набравших 220 баллов по ЕГЭ, составляло 6946 человек, то в 2013 – 18893.1

Однако Руководителю Департамента следует знать, что между реализованным управленческим решением и его результатом, как правило, есть некий временной люфт, и существенно повлиять за год на качество подготовки учеников невозможно. А успехи москвичей по сравнению с достижениями учеников из других городов могут быть связаны, скажем, с тем, что уровень образования в регионах постепенно снижается.

Результаты проведенной реформы можно будет оценить только спустя несколько лет. Например, сопоставление разработанных в Центре политической мысли и идеологии Коэффициента жизнеспособности и Индекса успешности показывает, что эффект следует ожидать спустя приблизительно шесть лет после оказанного воздействия на систему.

Проект реформирования московских школ напоминает процесс по объединению передовых и отстающих колхозов в 70-х годах ХХ века, когда стремление к «уравниловке» стало одним из факторов разрушения сельского хозяйства в стране.

Анализ проводимой реформы наводит на мысль, что чиновники исходят не из интересов повышения качества образования, а из соображений экономии бюджетных средств и оптимизации вопросов управления. Последствия проводимой реорганизации проявят себя через несколько лет и, пока серьезных предпосылок к тому, что усреднение может существенно повысить образовательный уровень выпускников школ, нет.

1 См.: http://ria.ru/society/20130828/959349461.html


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
5850
23168
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика