ООН на смену

ООН на смену

Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Неделю тому назад призванная быть объективным мировым арбитром Организация Объединенных наций продемонстрировала странный реверанс в пользу Западного блока государств. Генеральный секретарь Организации Пан Ги Мун в совместной с председателем Красного Креста пресс-конференции выступил с обвинительными заявлениями, в которых косвенно вину за нарушение гуманитарного права возложил на неназванные государства, совершающие авиаудары в Сирии, поддерживающие комбатантов от Украины до Йемена. На кого намекал Генеральный Секретарь ООН, для мира не осталось загадкой.


О ЧЕМ ГОВОРИЛ ПАН ГИ МУН

Пан Ги Мун выразил обеспокоенность эрозией принципа уважения норм международного права. И в первую очередь гуманитарного, поскольку пресс-конференция проходила на пару с председателем организации, профильным направлением которой является соблюдение норм гуманитарного права.

Во-первых, он обвинил стороны, причастные к авиабомбардировкам в г. Дума, в гибели мирных жителей. Хотя официально эти авиаудары были нанесены сирийскими правительственными войсками, в альтернативных источниках указывалось, что были замечены российский самолет-разведчик ИЛ-20 и истребитель СУ-24. Данный факт, таким образом, был использован и как доказательство преступности режима действующего президента, который в этой логике должен уйти. И как косвенное обвинение в адрес России, которая так и не поняла, что «нет военного решения этого конфликта», что Россия не разрешает кризис, а только его усугубляет.

Во-вторых, Генеральный секретарь не назвал, но указал на нарушителей международного права — «от Афганистана до ЦАР, от Украины до Йемена комбатанты и те, кто их контролирует, бросают вызов основам гуманитарного права». Очевидно, что под комбатантами и контролирующими их силами на Украине понимались ополченцы Донбасса и Россия, под комбатантами в Йемене — проиранские силы. Поскольку вся пресс-конференция была выстроена вокруг кризиса в Сирии, основными обвиняемыми, не названными Пан Ги Муном, стали два государства — Россия и Иран — активные участники вооруженного конфликта в сирийской республике на стороне Б.Асада.

В-третьих, Пан Ги Мун в качестве нарушителя порядка указал и на США как страну, ответственную за ситуацию в Афганистане. Упомянул он в речи и о госпитале в Кундузе, по которому американцы нанесли авиаудары 3 октября. Однако скорее уже не в обвинительном контексте, а как обыденное явление, которое должно восприниматься как неизбежный результат конфликта.

В-четвертых, Генеральный Секретарь проигнорировал проблему терроризма, ИГИЛ. Этого аспекта словно не существует в российско-сирийских отношениях. Это российские власти своему народу могут твердить о необходимости борьбы с терроризмом в рамках сирийской операции. Для ООН действия Росси в Сирии — это не что иное, как попытка военными способами воздействовать на конфликт, а точнее его разжигание. Это в российском сознании операция в Сирии — миротворческой воли, для западного мира — это попытка защитить преступный по их меркам режим.


ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ

Обвиняя государства, причастные к вооруженным действиям в Сирии, Генеральный секретарь не пожелал вспомнить, как еще недавно Совет Безопасности санкционировал резолюцию по Ливии, итогом которой стали такие же жертвы среди мирного населения из-за бомбардировок сил НАТО. Стоит вспомнить, что и пребывание иностранных войск на территории Ирака также санкционировано ООН. Чем это отличается от Сирии? Лишь тем, что в сирийском конфликте участвуют стороны не по одобрению зонтичной организации, а по просьбе легитимного президента. Тем, что резолюцию по Сирии, которая санкционировала бы вооруженные действия, так и не одобрили все постоянные члены Совета Безопасности. Да и может ли организация, главный финансовый спонсор которой — Штаты, оставаться объективной в оценке происходящих процессов?

Если посмотреть на структуру взносов на финансирование операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира в 2013–2015 годах, можно увидеть, что главным спонсором выступали Штаты, Россия заняла лишь 8 место, при этом на ее долю пришлось в 7,5 раз меньше, чем на долю США (рис. 1).


Рис. 1.Доля государств в финансировании операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира в 2013–2015 годах (по данным ООН)

Почти четверть (22% в 2013 году) в регулярный бюджет вносят Штаты, Россия по данному параметру — менее 3%. С кем при таком раскладе должна солидаризироваться международная организация? Да и разве не Россия виновна в том, что утратила свои позиции и не в состоянии финансировать международные институты на уровне хотя бы Японии (около 11%)?

Сейчас отношение ООН к российской стороне будет формироваться под действием совсем иных механизмов. Это в первую очередь исход переговоров в Вене. Пан Ги Мун в своем выступлении указал на то, что приветствует начало переговоров, похвалив госсекретаря США Джона Керри и министра иностранных дел России Сергея Лаврова за результаты, акцентировав внимание на необходимости политического решения проблемы.


ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У ООН

Пан Ги Мун в своем выступлении заявил, что «Международное гуманитарное право попирается в глобальном масштабе. Международное сообщество не в состоянии привлечь виновных к ответственности». В альтернативных источниках (в тексте пресс-конференции такой фразы нет) появилась информация, что Генеральный Секретарь ООН был более резок в оценке — «находясь перед лицом вопиющей бесчеловечности, мир впал в паралич… Это делает бессмысленным само существование ООН». Но даже в первом варианте посыл ставит вопрос об эффективности организации. Кому вообще нужна структура, если она не обеспечивает соблюдение норм права? Если она не в состоянии привлечь ответственных за его нарушение? Что вообще может делать организация? Быть прикрытием для операций сил НАТО, выдавая им легитимный мандат через одобрение Советом Безопасности? Чьим интересам может служить организация, если она финансируется преимущественно за счет США? А наряду с этим проблемы развивающегося мира множатся. Международное право, будь то гуманитарное, торговое или иное писано было с целью ограничить свободу развивающихся и гарантировать легитимность любых действий развитых стран. Задача полностью достигнута, бенефициары гарантируют себе защиту, но долго ли будет терпеть развивающийся мир сложившуюся систему несправедливого и паразитарного мироустройства?


ООН НА СМЕНУ

Институты ООН себя давно дискредитировали. Российская либеральная элита из года в год продолжает настаивать на том, что ООН — это единственный институт такого уровня, полностью легитимный. Но при этом мы закрываем глаза на то, что ООН себя не оправдывает.

Мы осуждаем интервенции, проведенные с позволения Совета Безопасности, но не делаем выводы, что Совет Безопасности уже ничего не решает. Мы признаем, что с ВТО (хотя это не структура ООН, но организация того же мирового порядка, что и ООН) «нас обманули» (цитата В.Путина), но при этом продолжаем следовать предписаниям структуры и все более либерализовать внешнюю торговлю. Российские эксперты понимают, что МВФ действует в интересах бенефициаров, но при этом ЦБ продолжает исполнять рекомендации фонда в части низкой монетизации экономики, таргетирования инфляции, перехода к плавающему курсу рубля. Примеры можно продолжать бесконечно: заемщики мировых институтов-кредиторов попадают в непреодолимую зависимость, лагеря беженцев не справляются с проблемой беженцев, проблема голода не решена.

Развивающиеся страны являются ресурсной базой для клуба бенефициаров. Но ни ООН, ни аффилированные с ней структуры не способны решать эти проблемы как минимум вследствие того, что ООН была организована западными странами с целью поддержания такого порядка, который удобен в первую очередь золотому миллиарду. Но проблемы назрели, мир изменился, развивающаяся периферия стала активнее и мощнее на международной арене. А это требует переустройства системы международных отношений. И Россия должна выйти с таким предложением, со своим мировым проектом. Хватит занимать маргинальные позиции «мировой энергетической державы», пришло время уже не спекулировать собственными природными ресурсами, а выполнять свою мессианскую роль в мировой политике.

Центр разработал основы будущего переустройства мира, затрагивающие 12 сфер.

Мировой проект, который должен быть выдвинут Россией, в ближайшее время будет презентован в рамках новой монографии «Россия и мир. О российском мировом проекте».


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

"Россия миру". Подводим итоги

Образ будущей России



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3405
58936
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика