Политический «бильярд» Путина: «пробный шар» — уже в игре…

Политический «бильярд» Путина: «пробный шар» — уже в игре…

Автор Георгий Евгеньевич Кулаков — журналист, историк, политолог. Славянск-на-Кубани (Краснодарский край).

Что ни говори, а трудно быть президентом. Когда у остальных россиян — праздничный день, да ещё и выходной, — приходится ему, бедолаге, трудиться в поте лица. Подписывать указы, да не простые, а имеющие судьбоносное значение. Даже в такой, казалось бы, совсем не будний день, каким является День Победы, надо вершить великие дела. Тем более, если пожаловал на торжества всего один зарубежный «высокий» гость, и решение внешнеполитических вопросов заняло не так много времени, — можно посвятить себя вопросам внутренней политики. Допустим, поставить подпись под таким эпохальным документом, которым (современники это ещё не успели, наверное, по достоинству оценить) суждено стать Указу Президента Российской Федерации №202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В чём же состоят эти «усиленные меры безопасности», перед которыми, как можно понять, меркнет слава всех прежних мероприятий — типа московской Олимпиады 1980 года и сочинской Олимпиады 2014 года, не говоря уже о фестивалях молодёжи и студентов 1957 и 1985 годов и иных — не столь масштабных и не столь международных?

Ознакомление с документом, который опубликован и на официальном портале правовой информации, и в «Российской газете», позволяет выделить несколько ключевых моментов. Первым из них стоит назвать тот, который определяет территорию «приложения сил»: это «территории субъектов Российской Федерации, в пределах которых расположены объекты инфраструктуры, предназначенные для проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года», а также «прилегающие к ним акватории». Именно там должны действовать «усиленные меры безопасности при проведении Кубка конфедераций с 1 июня по 12 июля 2017 г. и чемпионата мира по футболу с 25 мая по 25 июля 2018 г.». Данные требования изложены в пункте 1 президентского Указа. То есть на период указанных мероприятий на территориях целых регионов, а не конкретных населённых пунктов, где проводятся данные спортивные состязания, вводится положение — если не чрезвычайное, то нечто его напоминающее.

Пункт 2 оказывается ещё более интересным с правовой, а не только с чисто обывательской точки зрения. В нём всплывает некий термин — «межведомственный оперативный штаб по обеспечению безопасности в период проведения…». Причём в рассматриваемом документе нигде ранее никак не обозначено, каков его правовой статус, состав, полномочия и т.п. и т.д. Но, судя по дальнейшему тексту, этот «штаб» — структура, ой, какая серьёзная, раз ей предписано «определить перечень контролируемых зон и утвердить описание границ запретных зон». Т.е. тех мест, где «чужие» — не ходят, не плавают и не летают. Хотя, вроде бы, Конституция РФ закрепляет свободу перемещения, а про всякие там «штабы» в ней (видимо, по забывчивости) ничего авторы не написали. Так или иначе, но в пункте 3 обосновывается необходимость этих самых «контролируемых» зон, в которых должны происходить события, вызвавшие к жизни столь жёсткие и суровые меры обеспечения безопасности. Эти зоны устанавливаются «в целях организации санкционированного доступа в них физических лиц и транспортных средств», «в целях исключения доступа в них граждан и транспортных средств без служебной или производственной необходимости».

Доступ в них станет возможным исключительно после проведения досмотра «физических лиц и находящихся при них вещей, транспортных средств и провозимых на них вещей (в том числе с применением технических средств)». А сами эти зоны должны иметь соответствующую и надлежащую маркировку на местности.

Пункт 4 устанавливает, что на территориях городов Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи — в период с 1 июня по 12 июля 2017 года — и на территориях городов Волгограда, Екатеринбурга, Казани, Калининграда, Москвы, Нижний Новгород, Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Саранска, Сочи — в период с 25 мая по 25 июля 2018 года — необходимо проводить мероприятия по регистрации граждан в предельно сжатые сроки, что граждане лично обязаны уведомлять органы внутренних дел о сроке и месте пребывания.

Строго ограничивается и перемещение, на что указывает пункт 5. Въезд в города, где будут проводиться упомянутые ранее спортивные мероприятия FIFA, разрешается только ряду категорий автобусов. Про иной транспорт, призванный, к примеру, осуществлять перевозку продуктов в торговые точки и иной, речи не идёт и близко.

По-своему примечательным видится пункт 9. В нём говорится о неких объектах производственного, социально-культурного, спортивного и коммунально-бытового назначения, земельных участках, предназначенных для размещения названных объектов, и иных территориях, «в отношении которых требуется реализация специальных мер по их антитеррористической защищённости». Такие объекты «подлежат усиленной охране, оборудованию средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны более высокого класса защиты, чем предусмотрено требованиями к антитеррористической защищенности таких объектов, утверждёнными Правительством Российской Федерации». За что такие «почести» — относительно понятно, но на чей счёт будет отнесён «банкет»?

В пункте 10 Указа Президента РФ № 202 даются поручения «межведомственному оперативному штабу», в том числе — по определении категорий лиц, уполномоченных осуществлять мероприятия в «контролируемых» зонах; по определению порядка доступа граждан и транспортных средств в контролируемые и запретные зоны; по определению перечня запрещённых и ограниченно разрешённых к проносу (провозу) в контролируемые и запретные зоны; по установлению правил осуществления «отдельных видов деятельности» в контролируемых и запретных зонах; по организации охраны контролируемых и запретных зон; по определению порядка принятия решения территориальными органами МВД России решений в части действий с автобусами.

Пункт 11 касается проведения массовых мероприятий. В тех субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности, — собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не связанные с проведением Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу, в период с 1 июня по 12 июля 2017 года и в период с 25 мая по 25 июля 2018 года, могут проводиться в местах и (или) по маршрутам движения участников публичного мероприятия — с количеством участников и во временной интервал, определять которые будут органы исполнительной власти таких субъектов Российской Федерации или соответствующие органы местного самоуправления. При этом обязательным элементом подготовки массовых мероприятий должно стать согласование их с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами безопасности.

Реализация усиленных мер безопасности, что следует из пункта 12, предполагает запрет оборота (за исключением хранения и изъятия) гражданского и служебного оружия (т. е. и того служебного оружия, которым вооружены частные охранные предприятия) и патронов к нему; взрывчатых веществ и материалов промышленного назначения и изделий, их содержащих; ядовитых веществ, не входящих в состав лекарственных препаратов.

Пункт 13 предписывает приостановление деятельности опасных производств и организаций, использующих источники ионизирующего излучения, опасные химические и биологические вещества, радиоактивные, токсичные и взрывчатые вещества.

В пункте 18 говорится о запрете на продажу и употребление алкогольной продукции в стеклянной таре — в дни проведения матчей и накануне этих матчей, а также об определении дополнительных мест массового скопления граждан, где реализация алкогольных напитков будет запрещена.

Соответствующими пунктами Указа Президента РФ №202 конкретизируются задачи органов внутренних дел и войск национальной гвардии, которые можно обобщённо обозначить как несение службы по усиленному варианту. Завершая обзор документа, можно заметить: появление его на свет вызвано проведением далеко не рядовых мероприятий и, в значительной мере, — необходимостью обеспечения адекватных событиям мер безопасности. Хотя, есть такое предположение, что все эти меры (особенно — в связи с созданием и функционированием не предусмотренного Конституцией «межведомственного оперативного штаба») отчасти напоминают о событиях августа 1991 года, когда в тогдашнем СССР был сформирован небезызвестный «Государственный комитет по чрезвычайному положению» — пресловутый ГКЧП. В отличие от тех памятных дней, когда оба президента (Михаил Горбачёв — СССР и Борис Ельцин — РСФСР) были, как можно понять, «не при делах» этого «госкомитета», а выступили против него как неконституционного и незаконного, соответственно, органа руководства страной, — на «межведомственный оперативный штаб» возложены задачи, которые, по статусу, определяются как руководящие по отношению к министерствам и ведомствам и иным органам управления.

Причём к функционированию этого «штаба», явно, имеет отношение и глава государства. Но поскольку указанный «штаб» упоминается как некая данность, не требующая подтверждения его легитимности, — не стоит ли допустить мысли о некой исторической параллели? Или, хотя бы, «обкатки» чрезвычайного варианта управления — в ограниченных масштабах и временных рамках? Ведь, наверное, есть какой-то смысл в том, что президентский указ содержит в названии упоминание о неких законодательных актах РФ, в которые вносятся изменения, но в самом тексте указа эти акты даже не перечисляются и не называются конкретно, не говоря уже о таких «частностях», как изменение формулировок и указание на корректируемые статьи, пункты и подпункты этих самых нормативно-распорядительных актов.

Насколько легитимным в связи с такой постановкой вопроса является заявление об изменении нормативных актов, да и само изменение — как таковое?

Может быть, кто-то, задумавшись над такой постановкой вопроса, скажет: обжегшись на молоке, дуете на воду. Что ж, может быть. Но обретённый неполных 26 лет назад опыт (есть он — к сожалению или к счастью, — далеко не у всех) подсказывает: прав был Юлиус Фучик, всходя на эшафот и восклицая «Люди, будьте бдительны!»

…Вполне возможно, что апробация действий — это тот самый «пробный шар», который история вручила в руки сегодняшним российским властям. А уж какую партию они намерены разыграть на политическом бильярде — это уже предмет отдельного разговора.



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
4849
18988
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика