Повышение пенсионного возраста чиновников

Повышение пенсионного возраста чиновников

Балашов Сергей Александрович — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Как изменятся условия и размер пенсионного обеспечения государственных служащих? Поможет ли это в деле обеспечения устойчивости бюджета Пенсионного фона?

По итогам обсуждения в Государственной Думе отчета Правительства о результатах деятельности в 2014 году премьер министр России Дмитрий Медведев поручил Минтруду России к 15 июня представить в Правительство свои предложения о повышении пенсионного возраста чиновников в РФ.

В июле на федеральном портале проектов нормативных правовых актов был размещен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» (законопроект об увеличении пенсионного возраста чиновников), подготовленный Министерством труда России.

По результатам общественного обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимой антикоррупционной экспертизы текст законопроекта был несколько изменен, и Минтруд сформировал окончательный вариант, который скоро будет внесен на рассмотрение в Государственную Думу.

Законопроект направлен на «оптимизацию» пенсионного обеспечения государственных служащих и следует общей стратегии Правительства по пенсионному вопросу.

В подписанной 14 мая 2015 Председателем Правительства Дмитрием Медведевым новой редакции «Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» было сказано, что необходимо провести анализ и широкое обсуждение целесообразности повышения пенсионного возраста, сроков и порядка повышения.

В проекте нормативного правового акта «Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», который был подготовлен Министерством Финансов России, предложены меры, которые, по мнению авторов, стоит обсудить и, возможно, принять для обеспечения устойчивости бюджета Пенсионного фона Российской Федерации.

В качестве таких мер названы:

1) постепенное повышение пенсионного возраста до 63 лет для женщин и мужчин (на 6 месяцев в год);

2) отказ от выплаты работающим пенсионерам пенсии (части пенсии) при общем доходе свыше 2,5 прожиточных минимумов пенсионера;

3) повышение пенсионного возраста для назначения пенсии федеральным государственным гражданским служащим до 65 лет с одновременным увеличением на 5 лет стажа, требуемого для назначения пенсии.

По итогам обсуждения эти меры были уточнены и стали воплощаться в проектах нормативно-правовых актов.

Ранее, в марте 2015 года Министерство труда подготовило законопроект «Об особенностях выплаты пенсий работающим пенсионерам», который пока не внесен в Государственную Думу. Законопроект предполагает приостановление выплаты страховой пенсии, если сумма доходов физических лиц равна или превысила один миллион рублей в год.

Законопроект об увеличении пенсионного возраста чиновников развивает положения, закрепленные в «основных направлениях бюджетной политики». Им предусматривается внесение изменений в федеральные законы «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Согласно проекту закона депутатов хотят лишить права на ежемесячную доплату к назначенной страховой пенсии по старости в случае роспуска Государственной Думы. Устанавливается, что правом на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) будут обладать граждане, которые не менее пяти лет исполняли полномочия депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации.

При этом ежемесячная доплата к пенсии будет устанавливаться в таком размере, чтобы сумма ежемесячной доплаты к пенсии составляла: при исполнении гражданином полномочий члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы от пяти до десяти лет — 55%, свыше десяти лет — 75% ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

В первоначальном варианте предполагалось, что ежемесячная доплата будет производиться в размере 55% при условии исполнения гражданином полномочий парламентария от трех лет до пяти лет, в размере 75% — свыше пяти лет.

Если по действующему законодательству бывший Президент России имеет право независимо от возраста на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% месячного денежного вознаграждения Президента Российской Федерации, то законопроектом предлагается установить, что право на ежемесячное содержание возникает по достижению бывшим Президентом России возраста 65 лет.

Законопроектом редактируется определение понятия «стаж государственной гражданской службы», под которым в нем понимается суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности на момент увольнения с федеральной государственной гражданской службы, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии. Устанавливается, что страховая пенсия по старости, фиксированные выплаты к страховой пенсии по старости, повышение фиксированных выплат, которое было предусмотрено решениями Президента Российской Федерации о совершенствовании оплаты труда, в период замещения гражданами должностей гражданской службы, не назначаются.

Проектом закона увеличивается минимальный срок стажа государственной гражданской службы с 15 лет до 20 лет для возникновения права на получение федеральными государственными гражданскими служащими пенсии за выслугу лет при увольнении со службы. Соответственно, необходимо будет иметь стаж не менее 20 лет, чтобы гражданину была назначена пенсия за выслугу лет в размере 45% среднемесячного заработка. А за каждый последующий полный год стажа пенсия за выслугу лет будет увеличиваться на 3% среднемесячного заработка. Пенсия за выслугу лет будет добавляться к страховой пенсии по старости по достижении государственным служащим возраста 65 лет.

Министерство труда предлагает распространить действие таких требований к пенсионному обеспечению на государственных гражданских служащих субъектов РФ, муниципальных служащих.

Законопроектом повышается предельный возраст пребывания на гражданской службе до 65 лет. При этом право гражданского служащего, достигшего предельного возраста пребывания на гражданской службе, на продление срока гражданской службы по решению представителя нанимателя отменяется.

Проектом закона устанавливается, что изменения в законодательство России вступают в силу с 1 января 2016 года, и что законопроект не будет иметь обратной силы. Поэтому тем государственным служащим, которые вышли на пенсию до этого момента, предусмотрено сохранение выплат.

Представляется, что большой экономии эти меры не принесут, потому что на конец 2014 года пенсию за выслугу лет получали около 66 тысяч человек, что составляет менее 1% от общей численности пенсионеров. Это скорее может рассматриваться временной мерой на период подготовки общественности к будущему повышению общего пенсионного возраста.

Также представляется необходимым изменить концепцию единовременного повышения пенсионного возраста на концепцию постепенного повышения. Нужно предусмотреть переходный период, потому что единовременное увеличение может крайне негативно сказаться на будущих пенсионерах, нарушить планы государственных служащих, которые собирались выходить на пенсии.

В законопроекте никак не объясняется, почему необходимо повышение пенсионного возраста именно на 5 лет. Вряд ли обоснованно его повышение более предусмотренного для всех граждан уровня в 63 года, если учесть, что средняя продолжительность жизни в России — 70 лет.

Интересно, что Министерство труда на фоне слов об экономии бюджетных средств подготовило проект указа Президента РФ «О ежемесячной доплате к пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим деятельность в Верховном Совете Союза ССР или в его органах», в котором народным депутатам СССР созыва 1989–1994 годов будет предоставляться ежемесячная доплата в таком размере, чтобы их пенсия достигла уровня 55% вознаграждения действующих депутатов Государственной Демы. Указ распространяет свою силу на 285 человек и требует дополнительных ассигнований федерального бюджета в размере примерно 100 млн рублей в год.

От Минтруда не отстают депутаты Единой России, в октябре 2014 года внесшие в Государственную Думу законопроект, которым предусматривается народным депутатам СССР, депутатам Государственной Думы первого созыва выплачивать пенсии равные пенсиям действующих парламентариев. Всего это потребует дополнительных ассигнований федерального бюджета в размере примерно 130 млн рублей в год. Законопроект был принят в первом чтении в феврале 2015 года, несмотря на отрицательный отзыв Правительства РФ.

В итоге представляется, что решение о постепенном повышении пенсионного возраста все же будет принято. Но законопроект Минтруда о повышении пенсионного возраста чиновников в существующей редакции скорее всего не будет принят парламентариями.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Повышение пенсионного возраста или за счет кого заткнуть дыру в бюджете?

Повышение пенсионного возраста лишит граждан пенсии

Индексация пенсий: ждите лучших времён

Пенсионная система: триллер с предсказуемым концом

Трудовая деятельность россиян: работаем больше, а получаем меньше

Зачем правительство сохранило накопительную часть пенсий?

Размер накопительной части пенсии мужчин на 20% станет больше, чем у женщин

Кто стоит за «гендерным» проектом Минтруда и расчетом пенсий по баллам?

Есть ли жизнь на пенсии?

Минфину пока сказали «нет»



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
1863
9632
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика