Проверка «Особых экономических зон» на эффективность

Проверка «Особых экономических зон» на эффективность

Степан Сулакшин — генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор

Владимир Путин поручил Генеральной прокуратуре, Счетной палате, Росфинмониторингу и Налоговой службе проверить расходование бюджетных средств, выделенных на АО «Особые экономические зоны». Результаты расследования они должны предоставить до 1 апреля 2016 года.

Акционерное общество «Особые Экономические Зоны» — агент по управлению развитием системы особых экономических зон в стране. Напомним, что родились они в 2005 году, включая в себя несколько направлений: от туристического и игрового (казино), до технико-внедренческого. Сам по себе институт «Особых экономических зон» в мире известен, достаточно напомнить, например, о «Силиконовой долине». Главное назначение этих зон — создание законных зон преференций для привлечения инвесторов, проведение мощных прорывных инноваторских разработок, внедрение их в массовое производство, и, таким образом, ускорение развития реального сектора.

Цели института «Особых экономических зон» можно только приветствовать. Трудно, конечно, совместить эти задачи для зон промышленного развития и зон для создания казино. Особенно в нашей стране, в которой большая часть населения живет в режиме выживания, где от кризиса до кризиса проходит всего несколько лет. Не случайно игровая зона «Азов», которую выстраивали в Краснодарском крае в чистом поле, — фактически обанкротилась и на данный момент закрыта. Частным инвесторам, успевшим вложиться в проект, бюджет даже выделил компенсацию за потери. Наблюдаем ли мы за эти 10 лет какой-либо эффект от этих зон в национальной экономике? Посмотрим на цифры этого года.

Инвестиции в стране упали на 5.7%, индекс промышленного производства на 3.3%, Валовой внутренний продукт на 3.7%, обрабатывающие производства на 5.3%. Почему это произошло? «Особые экономические зоны» — это дополнительный целевой экономический механизм, который не может собою заменить основную финансово-экономическую политику страны. Она же за эти годы не поменялась. И суть ее заключается в либерально-монетаристской космополитической доктрине, а именно в следующих положениях: суверенные государственные инвестиции в развитие минимизируются всего лишь до нескольких процентов от общих валовых накоплений. Кредитные ресурсы суверенного происхождения делаются недоступными за счет непомерной по отношению к рентабельности ставки рефинансирования ЦБ РФ и по цепочке производных кредитных ставок коммерческих банков. Бизнес выталкивается на кредитование за рубежом. Это как выясняется, носит политически обремененный характер и попадает под санкционное перекрытие. Ставка делается на иностранные инвестиции, которые не только остановлены санкционным давлением, но в принципе не соответствуют интересам внешнего инвестора, который в последние годы стал переходить на кредитование. Все это приводит к вывозу капитала и валовой добавленной стоимости из страны.

Не случайно до сих пор в России соотношение экспорта к импорту далеко от единицы и превалирует в пользу экспорта. Россия — донор зарубежных экономик. Ставка на внешние инвестиции глубоко ошибочна еще и потому, что условия инвестирования диктует инвестор. Российское государство пытается подстраиваться под его интересы, создало в том числе «Особые экономические зоны», но это всего лишь локальные инструменты, которые никаким образом не соединяют интерес внешнего инвестора с потребностями развития нашей страны.

В российской экономике есть сферы высочайшей рентабельности — сырьевая область, финансовая деятельность, но и сферы низкой рентабельности и убыточные. Это очень обширные сферы, которые затрагивают почти 30–40% предприятий страны. Они имеют место в социальной, оборонозначимой, инфраструктурной сферах, за которые отвечает государство. Но либеральная доктрина России этот закон игнорирует. Поэтому макроэффекта от более чем 10-летнего применения специальных инструментов АО «ОЭЗ» в России не видно. Больше того, и не будет потому, что глубоко ошибочна финансово-экономическая политика российских властей. Достаточно сказать, что демонетизация российского рублевого пространства на сумму примерно 100 триллионов рублей не оставляет никаких шансов на преодоление инвестиционного голода и развитие сектора реальной экономики. В народе в таком случае обычно говорят, что это вроде как «мертвому припарки», подразумевая в данном случае АО «ОЭЗ».

Но ситуация еще хуже, потому что процесс развития так называемого приватизированного государства в стране продолжается. Не только откровенно наглая схема «Платона», переводящая государственные ресурсы из налогов в частные доходы, но и «Особые экономические зоны» тому пример.

Изобретателем стал еще Анатолий Чубайс, создавая и совершенствуя ОАО «РОСНАНО», как инструмент перекачки государственных ресурсов в частные карманы. Тогда прозвучала заветная формула — временно свободные бюджетные средства. Получив сотни миллиардов рублей на баланс «РОСНАНО», их стали нецелевым образом прокручивать в тривиальном режиме финансовых операций, получая соответствующие дивиденды, и не создавая материальной доходообразующей базы. Поэтому спустя годы, «РОСНАНО» и главный его попечитель и изобретатель Анатолий Чубайс сделали новое изобретение, — объявлять бизнес-предприятия планово убыточными. Когда-то Чубайс забивал последний гвоздь в гроб советской экономики и коммунизма, которую как раз и критиковал в пух и прах за планово убыточные предприятия. А сегодня сам породил подобную химеру либеральной монетаристской космополитической и далеко не рыночной экономики. Это упражнение с прокручиванием так называемыми временно свободных бюджетных средств наблюдается и в АО «ОЭЗ».

Факты известны, но поразительным является то, что проверка инициирована в результате общественной инициативы. Поручена проверка Генпрокуратуре, Счетной палате, Росфинмониторингу и Налоговой службе. Но почему не эти самые органы и организации провели такие проверки, почему не они возбудили административные, дисциплинарные и уголовные дела? О таковых не слышно. Почему наконец не сработала ФСБ РФ в части нанесения ущерба государственным ресурсам национальной экономики.

Ведь по сути дела это констатация неработоспособности контрольно-надзорных правоохранительных институтов государства. Их начинает замещать общественная инициатива. 

Мы конечно понимаем, что эта инициатива резко стухнет как только пройдут выборы ГД РФ в 2016 году, резко активизируются перед выборами президента Владимира Путина в 2018 году и вся история представляет собой фактически диагностику приватизированного государства. Рассчитывать на то, что ОЭЗ в условиях развитого коррупционного института, в условиях кризиса и в условиях либеральной монетаристской космополитический финансово-экономической политики страны могут стать фактором развития, — не приходится.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1643
5135
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика