Раскол среди строителей «нового халифата»

Раскол среди строителей «нового халифата»

Конфликт в Египте преподносится в новостных сообщениях по упрощенной схеме – военные против исламистов. С одной стороны, силовики, с другой – религиозные фанатики-исламисты. Но эта схема рассыпается при уточняющих вопросах. Какой идеологии придерживаются силовики? Какова религиозная платформа исламистов?

«Арабская весна», приведшая к падению светских режимов арабских  автократоров, осуществлялась под патронажем США. Цель – создание нового интегрированного исламского халифата не скрывалась. Во время президентских выборов в Египте, завершившихся победой Мурси, идеологи «Братьев-мусульман» публично заявляли о близости воплощения идеи создания Соединенных Арабских Штатов. Ислам, как известно, внутренне неоднороден. Но в борьбе с автократорами под эгидой США были собраны разные исламские силы. В тактическом союзе действовали Аль-Каида и Братья-мусульмане. Ваххабизм оказался во временном альянсе с политическим суфизмом.

Геополитически ваххабитские Саудовская Аравия и ОАЭ выступили единым фронтом со странами, дрейфующими в последние годы в направлении идеологии Братьев-мусульман – Турцией и Катаром. Аль Джазира вела пропаганду как в пользу Братьев-мусульман, так и Аль-Каиды.

Но идеологические и мировоззренческие различия между ваххабизмом (шире – салафизмом) и суфизмом должны были рано или поздно дать о себе знать. Рано или поздно в проекте исламского халифата между ними пришлось бы делать выбор. Должен был возникнуть и вопрос о геополитическом центре халифата. Салафитский вариант предполагал, что этим центром будет Саудовская Аравия. Там находятся священные города мусульман – Мекка и Медина. Братья-мусульмане – противники саудитской геополитической ориентации. Они вообще против монархической модели властвования и говорят об исламской демократии. Идеологи Братьев-мусульман, такие как шейх Сафвадом Аль-Хиджази считают, что столицей всеарабского государства должен стать освобожденный от евреев Иерусалим. И вот, время раскола временного союза наступило. Синхронно с Египтом предпринимаются попытки осуществления идеологического переворота в Турции.

 Братья-мусульмане в разных странах арабского мира осаждают посольства Саудовской Аравии и ОАЭ, видя в них главных акторов разыгрывающейся египетской драмы.

А какое дело до всех этих внутриисламских распрей России? Любая из выдвигаемых версий халифата противоречит ее интересам. Но пассивная позиция чревата тем, что сама Россия может оказаться в фокусе экспансионных проектов. В Каире, как известно, находится крупнейшая мусульманская духовная академия-университет Аль-Азхар. Среди его выпускников много россиян. От того дискурса, который задается в Аль-Азхар, во многом зависит содержание политического компонента мусульманского проповедничества среди российского населения.

США, между тем, реализует специальные программы подготовки мусульманских лидеров среди мигрантов. А что Россия? Очевидно, что ей следует более активно включиться в формирование внутриисламского дискурса, поддерживать и формировать самой те течения ислама, доминирование которых корреспондировалось бы с ее геополитическими интересами. Целесообразно обратиться в этом отношении к опыту СССР. Сформированная под его патронажем идеология исламского социализма играла долгое время заметную роль в раскладе сил на Большом Ближнем Востоке.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
5816
23034
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика