Ряженые

Ряженые

На днях прогрессивное человечество сделалось ещё прогрессивнее. А самая передовая форма государственного устройства — представительная демократия (ибо сказано: все другие — ещё хуже) поднялась на новую ступень в своём неуклонном движении в дивный новый мир. И случилось это замечательное событие прямо у нас под боком — в стране молодой демократии, на Украине. В первом туре президентских выборов победил — комик. Скоморох. Лицедей. Может, он и не станет президентом: Порошенко вместе со своими покровителями хорошо настроил систему на свою победу. Но пока так: лидирует комик, почти с двукратным превышением. Вот это, я считаю, рубеж. Эпохальное свершение. Квантовый переход. Приехали.

Там, куда приехали, общество спектакля — вовсе не какая-то стыдливая метафора, а зримая реальность. На первом месте в государстве, очень возможно, будет сидеть — актёр. Он будет играть роль президента, народного заступника или печальника горя народного или ещё что-нибудь. Что скажут, то и будет играть. Актёр ведь не выдумывает, что ему играть: на то есть автор пьесы, режиссёр, директор театра, в конце концов. Вот они и скажут. Актёр будет играть, а те, кто правит, будут сидеть за кулисами. Такое теперь разделение труда. Собственно, к этому и шло, и вовсе не только на Украине — везде. Шло-шло — и вот, наконец, пришло. Всегда, когда дело идёт в какую-нибудь сторону, оно наконец доходит. Часто — до ручки. И все страшно удивляются: как же так? Кто бы мог подумать?

Отличная вещь — демократия! Все при деле, все суетятся, одного начальства — тьмы и тьмы и тьмы; гораздо больше, чем было во всём СССР, который прогрессисты упрекали за бюрократизм. Одни кого-то выбирают, другие кого-то назначают, третьи комментирует, четвёртые прогнозируют, а концов не найдёшь. Кто виноват в безобразиях нашей жизни? А никто. В этом сила демократии. Это монарх или тиран какой, диктатор — тот правил в открытую. И за всё отвечал, и всем был виноват. «Мы, Николай Второй, самодержец всероссийский…» Да, наивно люди жили. Теперь уж нет того, теперь всё шито-крыто. Кто решил, кто придумал, кто приказал, кто вообще дёргает за ниточки — неизвестно.

А на авансцене — актёры. Каждый вечер народу являют увлекательный сериал о политике. К реальности он имеет точно такое-же отношение, как и сериалы про любовь или про ментов. Очень косвенное. Да и сама реальность — как-то размывается и скукоживается. Её уж и нет почти — реальности, а есть шоу.


Но народ обсуждает, увлечён и, хвала Всевышнему, не бузит. При этом деле состоят аналитики, которые не знают и не могут знать, как это всё реально происходит. Их, аналитиков, дело — сочинение сказок. Каждый имеет возможность жить в своей сказке: кто в либеральной, кто в патриотической, кто просто в страшной…

Все сегодня — актёры. Бытьчем-то и кем-то — не только не обязательно, а даже излишне. Не помогает, а только вредит делу. Не требуется же, чтобы актёр, изображающий врача или сыщика, умел лечить или ловить бандитов. Главное в жизненном успехе — иметь актуальный look, уверенную пошибку и могучую веру в себя. Даже не в себя, а в своё право занять искомое место. Не зря психологи сегодня основное внимание уделяют повышению самооценки. Даже курсы специальные имеются. Не зря это делается. Если у тебя импозантная внешность, низкий, приятный голос — почему бы не стать политиком? Если ты тётка — придётся ещё потратиться на косметичку и отциклевать физиономию до паркетной гладкости; впрочем, сегодня это и мужикам требуется. Не получилось политиком — можно сделаться учителем успеха; тоже профессия хоть куда. Проводить семинары по достижению успеха.

Тоже нужна внушительная речь и успешная внешность. Я знаю одну даму, которая была провальна на всех этапах своей карьеры, а теперь вполне успешно учит успеху. Успеху в чём? А вообще — успеху. И таких пруд пруди.

В конце XIX века Чехов написал две юморески под одним и тем же названием — «Ряженые».

«В ложе сидит красивая полная барыня; … Сытое красивое лицо и обстановка говорят: «Я счастлива и богата». Но не верьте, читатель!

«Я ряженая, — думает она. — Завтра или послезавтра барон сойдется с Nadine и снимет с меня всё это…»

За карточным столом сидит толстяк во фраке, с трехэтажным подбородком и белыми руками…. Около его рук куча денег….

Он счастлив! Но посмотрите, какая чепуха шевелится в его ожиревших мозгах!

«Я ряженый. Наедет ревизия, и все узнают, что я только ряженый!..»

Вероятно, всеобщее лицедейство, что шло рука об руку с развитием капитализма в России, беспокоило и печалило чувствительного к общественным нравам писателя. Тогда тоже что ни день являлись дутые репутации, из воздуха делались гигантские состояния — всё это знаки близкого конца эпохи. Она и закончилась — мировой войной и революцией.

Нынешнее время имеет общие черты с тогдашнем. Только черты эти ещё более гротескны. Тогдашним борцам за демократию и представительное правление вряд ли могло прийти в голову, что ряженые угнездятся на самом верху. Угнездились. А вниз падать, боюсь, придётся всем нам.

Татьяна Воеводина

Источник


Автор Татьяна Владимировна Воеводина — предприниматель, сельхозпроизводитель, публицист и блогер.



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)


Comment comments powered by HyperComments
190
528
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика