Секвестируют не бюджет, секвестируют Россию

Секвестируют не бюджет, секвестируют Россию

Событие: Правительство объявило, что намерено сократить расходы государственного бюджета на 5%.

Комментирует: д.физ.-мат.н., д.п.н., Сулакшин С.С.


  Правительство объявило, что намерено сократить расходы государственного бюджета на 5%. В 2013 году они составляют 13,4 триллиона рублей. 5% составят около 0,7 трилл. руб. или 700 млрд руб. И хотя эти планы касаются 2014 — 15 гг  оценить, что они означают для жизни в России следует.

  Как следует из приложения N7 («Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2013 год») к Федеральному закону о бюджете на национальную оборону в 2013 году планируется потратить 2,3 триллиона рублей (в 2012 году было 1,9 триллиона), на здравоохранение – 555 миллиардов (в 2012 году – 507 миллиардов), на образование – 614 миллиардов (в 2012 – 597 миллиардов).

  Как говорится, почувствуйте разницу. Вернее сходство сокращаемой суммы с актуальными нуждами страны. Такими, например, как образование и здравоохранение. Нагляднее всего их сравнить с сопоставимыми странами. Россия из них уже самая либеральная. А как же, Медведев Д.А. недвусмысленно еще в 2008 году (на Красноярском экономическом форуме в своей предвыборной президентской платформе) определил:  «Медицинская среда должна становиться конкурентной, и я думаю, что мы должны … максимально способствовать, чтобы в эту сферу пришли и частные инвесторы. На самом деле это большой и перспективный бизнес.». Медицина для «них» это оказывается бизнес. Бизнес на здоровье людей. Таковы и решения, и результаты в части здоровья.

страна

Доля госрасходов  к ВВП на здравоохранение, %

Доля частных расходов к ВВП на здравоохранение, %

Отношение госрасходов к частным расходам

Продолжительн. жизни, лет

США

6,9

8,3

0,8

78

Канада

6,8

2,9

2,4

81

Германия

8,2

2,5

3,3

80

Франция

9

2,3

4

81

Великобр.

7,1

1

6,8

79

Италия

6,8

2,1

3,3

81

Япония

6,7

1,5

4,6

83

Россия

3,2

2

1,6

66

(по данным на 2005 г. Греков Е.И. pandia.ru)

Так же и с образованием.

страна

Доля госрасходов в ВВП на образование, %

США

5,8

Канада

5,4

Германия

4,7

Франция

5,9

Великобр.

5,4

Италия

4,9

Япония

3,6

Россия

3,8

(по данным на 2003 г. Греков Е.И. pandia.ru)

Россия и тут самая рыночная разрыночная. И теряющая свои  интеллектуальные потенциалы. Школа для «них» тоже не предмет образованности, а что-то вроде коммерческого киоска. Вновь цитата. Медведев Д.А. : «Важно также, чтобы ребенок для школы был не дополнительной обузой, а источником ее финансового благополучия, материального достатка ее работников». (Цит. там же). Ребенок для «них» в школе – это обуза. А не обуза, когда деньги с собой приносит. Фантастическая откровенность.

  Других, не менее важных нужд для применения госбюджета еще много. От обороны до инвестиций. Вместо которых все  иностранные ждут, ждут, да никак не дождутся.

  Но вернемся к бюджету. В чем дело? Почему происходит сокращение расходов? Причин бывает две.

1. Упали доходы бюджета.

2. Принято политическое решение уменьшать отношение госрасходов к ВВП. Это означает скрытую приватизацию в виде разгосударствления не только основных фондов, но и совокупного оборотного капитала. Государство сбрасывает с себя в этом случае какие-то сферы ответственности. Чисто либеральная технология.

Может быть, одновременно и то и другое.

  Если верить Росстату, то ВВП у нас не падает. Тормозит в своем росте, но не падает. Значит, если это правда, то актуальна вторая причина – очередной приступ либерофрении. Дело в том, что доля госрасходов по отношению к ВВП, характеризуя степень либеральности модели страны в России одна из самых маленьких.

страны

Доля государственных расходов в ВВП, %

Великобритания

39,7

Германия

47,4

Италия

50,7

США

33,1

Швеция

60,8

Япония

35,5

Россия (2012 г)

37,4

(цит. там же и авторские данные)

   В 2010 г., по данным Минфина, расходы расширенного бюджета РФ составили 38,9% ВВП, в 2009 г. — больше 40%.
Расширенный бюджет включает в себя федеральный бюджет, бюджеты регионов, бюджеты государственных внебюджетных фондов.

  Т.е. доля государства падает: т.е. либерализм расцветает. Государство самоустраняется, российский частный капитал все больше прибирает к рукам. Может оно бы и хорошо, да только целевые показатели развития страны доказывают иное. Значит, определенная политическая логика у либеральных российских властей уменьшать расходы бюджета налицо.

   Но можно предположить еще одну возможность. Что негодная экспортно-сырьевая, либерализованная и демонетизированная экономическая модель рано или поздно должна перестать маскироваться нефтяными «успехами» и провал развития станет очевидным. Да и как иначе, если коэффициент валовых накоплений в стране один из самых маленьких (это доля всех инвестиций к ВВП) - 19% (сравнить с китайским в 46%). Провал развития это очень чувствительный имиджевый политический удар по верхней власти, отражение ее дееспособности. Поэтому, в частности, меняются руководители Росстата. Искусство маскировать провалы в управлении страной от «иносказания» до прямого вранья, к сожалению, есть действительность.

  Пока ВВП не сильно падал, можно было привирать в угоду большому начальству. Но когда дело запахло падением в минус несколько процентов, появились разговоры о рецессии, о стагнации, о замедлении роста. Мол, опять  виновата мировая экономика, «припала» она отчего-то. Но падение продолжается. Поэтому сокращение расходов бюджета есть прямое свидетельство признания властью  экономического падения.

  Насколько упал в действительности ВВП? Есть способы проверять достоверность официальных сообщений Росстата. За многие годы установлена зависимость ВВП и объема грузоперевозок по России. Это фактически формула связи. Так вот, если ей воспользоваться, то, исходя из официально опубликованных за полгода 2013 года данных о падении грузоперевозок на 3,7%, можно заключить, что ВВП упал примерно на такую же величину. При сохранении тенденций в годовом пересчете это дает более 7% падения ВВП. Бюджет в России составляет чуть меньше 40 % ВВП. Значит в годовом исчислении падение доходов бюджета можно оценить как 3%. Тогда становится понятна логика правительства. Не допуская по монетарно-либералистским формулам дефицит бюджета они собираются секвестировать расходы бюджета. И, либо они знают, что падение ускорится, и исходя из этого сокращают расходы с запасом. Либо под шумок делают еще один либерально-кастрационный шаг в отношении доли государства в делах страны. В любой версии — либеральный приговор российскому государству -  выполняется.

  Секвестр бюджета не может пройти мимо Государственной Думы, ибо закон о бюджете есть закон. И его нужно будет менять. Но какие сомнения, что Единая Россия поддержит правительственную инициативу. Не для того же  ее в едином порыве всех ветвей власти и по горизонтали, и по вертикали с помощью масштабной фальсификации протаскивали в Госдуму в 2011 году, чтобы она самостоятельность проявляла.

   Когда-то при Черномырдине в 90-е годы также вставал вопрос о секвестре. Но тогда были цены на нефть  20 долл. за баррель. На сегодня свыше 100. Уже и это не спасает. Настолько беспомощно и ошибочно государственное управление. Соответственно и Правительство Медведева. Кажется, что это правительство  вообще ничего не может. Не в последнюю очередь потому, что, казалось бы государственные, корпорации на деле отдают государству всего около (цифры секретятся) 10-20% прибыли. Остальное в своем распоряжении оставляют. А распоряжение таково, что недавно в оффшорах на Кипре эти деньги обнаружили. А распоряжение таково, что члены правления госкомпании получают по 7 миллионов рублей в месяц и золотые парашюты в млрд рублей.  А распоряжение таково, что инвестирование на развитие составляет  в разы меньше, чем в аналогичных производствах за рубежом.

  Либерально-монетаристская, асоциальная  модель экономики есть тупиковый путь для России. Он ведет страну к кризису и социально-политическим потрясениям.

   Если Путин начал поворачивать страну от этого гибельного пути, что (хочется верить) мы видим на примере внешней политики, то вся логика действительности требует: он должен начать поворот и в финансово-экономической сфере. Если же нет, то и во внешней политике все сведется в итоге  к тому же: в лучшем случае двойной игре, а в худшем — уже традиционному пренебрежению национальными интересами страны.

   Держитесь правды. В правде  сила.


P.S. Наши расчеты показали, что оптимальная доля государственных расходов в ВВП для России – около 65%. Примерно, как в Швеции. (См. на сайте rusrand.ru.  Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике. Коллективная Монография в 5-х томах. М., Научный эксперт. 2008 г. С.3364 + 18 листов приложения. Под редакцией С.С.Сулакшина.

Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3743
65681
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика