Сколько стоит Президент?

Сколько стоит Президент?

Автор Александр Андреевич Гаганов — эксперт Центра Сулакшина, к.ю.н.

Некоторые блогеры только недавно с удивлением обнаружили, что в федеральном бюджете имеется отдельная строка «Функционирование Президента РФ». И в этой строке значится немалая сумма — 15 млрд рублей. Люди возмущаются и недоумевают: почему Президент РФ обходится казне дороже, чем, например, законодательные органы и правительство?

На самом деле здесь интересно не только это.

Во-первых, вызывает интерес и такой ещё разрез: чем отличается «функционирование Президента» от «обеспечения функционирования Президента», которое тоже выделено отдельной строкой в ведомственной структуре расходов бюджета? Это самое обеспечение обходилось в 2016 году и обойдется в 2017 году в 9,5 млрд рублей (причем в 2017 году аж на 300 млн дороже, чем в 2016 году). Есть один жирный плюс: сумма, заложенная на обеспечение функционирования, входит в ценник на функционирование, то есть суммировать эти числа не надо. Но есть и жирный минус: если пересчитать эти 15 млрд рублей на 365 дней в году, то выходит, что в день функционирование Президента обходится в 41 млн рублей.

Есть отдельная строка просто «Президент РФ» с более чем скромным числом в 91 млн рублей (или всего-то 249 тысяч рублей в день). Сюда, видимо, заложена скромная плата за рабство на галерах и другие приятные мелочи. Администрация Президента также обозначена отдельно и «тянет» на 9 млрд рублей в год. В этот же раздел входит обеспечение деятельности Правительства РФ, его Аппарата (5,7 млрд рублей). Во-вторых, всего по разделу «Управление делами Президента РФ» на 2017 год выделяется 106 млрд рублей, из них на «общегосударственные вопросы» — более половины — 65 млрд рублей. Вопрос: а остальные вопросы на 41 млрд рублей — это какие? Не общегосударственные, а какие-то частные государственные вопросы?

После «общегосударственных вопросов» идут такие строки, как ЖКХ, ряд целевых программ, здравоохранение, культура, образование и другие. Но тут надо помнить о том, что это только то, что имеет отношение к Управлению делами Президента РФ.

Конечно, чтобы понять, на что именно идут деньги, надо не только отлично разбираться в бюджетной классификации, но и ознакомиться с конкретными сметами Управления делами и Администрации Президента, например. Но такой возможности у народа нет.

Зато есть возможность сравнить цифры затрат на различные федеральные органы власти. Тогда становится ясно, что 450 депутатов и парламентаризм — не самое дорогое удовольствие (рис. 1).

Рис. 1. Расходы по ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2016 и 2017 годы на Государственную Думу, Совет Федерации, управление делами Президента РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, млрд рублей

При этом надо помнить, что в расходы, приписываемые Судебному департаменту, входит содержание всей судебной системы, а не одного Верховного Суда — отсюда и такая сумма. С разделом «Управление делами Президента РФ» картина схожая: Управление делами Президента РФ — федеральный орган исполнительной власти, одной из основных задач которого является материально-техническое обеспечение деятельности Президента, Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, Администрации Президента, Аппарата Правительства, аппаратов Конституционного Суда, Верховного Суда, Центральной избирательной комиссии, Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, а также Главного управления специальных программ Президента РФ. Таким образом, сюда попадают расходы, на самом деле лишь отдаленно связанные с Президентом РФ.

Когда речь идет о крупных блоках расходов федерального бюджета, нельзя прельщаться большими числами. «Функционирование Президента РФ» — это далеко не только его зарплата. Сюда входит и Администрация Президента РФ, и каждый карандаш на столе Президента, и керосин для борта №1, и визиты делегаций за рубеж, и многое другое. А то, что государство обходится дорого, не новость. Есть более важные вопросы: почему при росте затрат на функционирование государства снижаются затраты на то, что важно непосредственно для народа (например, здравоохранение)? Почему у депутатов, принявших бюджет, искаженное представление о том, на чем можно сэкономить в кризисные годы, а на чем — нет?



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1831
7185
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика