Совет Федерации может пополниться "президентскими сенаторами"

Совет Федерации может пополниться "президентскими сенаторами"

Событие: В среду 12 марта группа из 91 депутата от ЛДПР, «Справедливой России» и КПРФ внесла в Госдуму законопроект о поправке в Конституцию России, наделяющей президента России правом назначать своим указом дополнительно не более 10% от числа членов Совета Федерации (при нынешних 166 сенаторах это плюс еще 17 человек). Как заявил глава думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, законопроект в первом чтении будет рассмотрен не раньше конца апреля – начала мая. Идея о необходимости введения «президентской квоты» в Совфед была озвучена еще в конце февраля 2014 года лидером ЛДПР Владимиром Жириновским.

Комментирует: эксперт Центра Мария Ананьева


За время существования Совета Федерации (СФ) принципы его формирования менялись неоднократно. Например, изначально он формировался на выборной основе. В переходных положениях Конституции РФ 1993 года фиксировалось, что первый состав СФ избирается на два года гражданами по двухмандатным округам  – по два представителя от каждого субъекта. В итоге первый состав СФ на 12 декабря 1993 включал в себя 175 человек. Затем в 1995 году был принят закон, по которому членами СФ становились губернаторы и председатели законодательных собраний субъектов. В августе 2000 года вступил в силу Федеральный закон, который утвердил следующий порядок: в состав палаты должны были входить по два представителя от каждого субъекта, избранные законодательными органами госвласти субъектов РФ, или назначенные высшими должностными лицами субъектов. С 1 января 2011 года с учетом изменений порядка формирования Совета Федерации, внесенными Федеральным законом от 14 февраля 2009 года, кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в СФ мог быть гражданин РФ, являющийся депутатом законодательного органа госвласти субъекта России или депутатом представительного органа муниципального образования. Вместе с тем 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 3 декабря 2012 "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" - наделение полномочиями члена СФ стало осуществляться соответственно законодательным органом госвласти субъекта нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта на срок полномочий указанного органа.

Новый законопроект депутатов Госдумы шестого созыва, подразумевающий расширение представительства в Совфеде за счет «президентских сенаторов», имеет ряд особенностей.

Примечательно, что в СФ назначенцы президента будут представлять федерацию, и, как уточняется в сопроводительных документах к законопроекту, это направлено на «создание дополнительных условий для достижения баланса полномочий и законных интересов РФ и ее субъектов, что является одной из основных целей деятельности СФ как конституционного органа РФ, призванного отражать ее федеративное государственное устройство». Кроме того, «президентские сенаторы» обладают неограниченным сроком полномочий, что в какой-то степени перекликается с инициативой Владимира Жириновского о введении статуса «пожизненного сенатора» в Совфеде. Вдобавок в законопроекте указано, что представители РФ в Совфеде будут как назначаться, так и освобождаться от должности президентом РФ. При этом президент не может освободить назначенного до его вступления в должность члена СФ - представителя РФ - в течение первого срока своих полномочий, «за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом». Как отметил в своем интервью РБК глава конституционного комитета СФ Андрей Клишас, такое нововведение способствует формированию штата представителей президента в верхней палате парламента с собственной позицией: «Лица, которых назначит президент, должны в СФ представлять интересы Федерации, а не той личности, что сегодня занимает должность президента». Одновременно предлагается оставить действующую норму о том, что член Совета Федерации - представитель от законодательного или исполнительного органа госвласти субъекта РФ наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа госвласти региона.

Рассмотрим, имеют ли аргументы парламентариев в пользу принятия закона о «президентской квоте в Совфеде» рациональное зерно.

Так, высказывалась идея о том, что дополнительные места в верхней палате парламента предназначены бывшим председателям правительства, Совета Федерации и Госдумы, а также «другим лицам, имеющим успешный опыт государственной деятельности и способным обеспечить единение всего политического спектра России во благо процветания и развития нашего Отечества». По мнению Жириновского, такие люди и сейчас могут быть назначены сенаторами, но должны проходить «горнило выборов», от чего их и нужно избавить. Однако ни в официальных документах, ни в выступлениях парламентариев критерии успешности и опытности кандидатов на должность «президентских сенаторов» не раскрыты, а носят довольно абстрактный характер, что отражено в высказывании Жириновского: «Председатель Госдумы или какой-нибудь очень хорошо поработавший министр после ухода в отставку, губернатор должны пополнить собой число таких сенаторов».

В то время как в президентские сенаторы прочат «достойных, уважаемых, хороших» личностей, на практике частью основного состава Совфеда становятся политики с довольно противоречивой биографией. 12 марта депутаты Госсовета Удмуртии проголосовали за избрание сенатором от региона бывшего главы республики Александра Волкова, приказ об отставке которого президент России Владимир Путин подписал в конце февраля 2014 года. В общероссийском рейтинге губернаторов, проведенном под эгидой Фонда развития гражданского общества, Волков оказался на предпоследнем, 80 месте, набрав всего 38 баллов за свою «эффективность» в ходе почти двадцатилетнего управления Удмуртией. Попадание политических аутсайдеров в Совфед расценивается как своеобразная политическая пенсия – вполне возможно, что по «президентской квоте» будут назначаться такие же люди. Иными словами, в числе «президентских сенаторов» могут оказаться тот же Владимир Жириновский или лидер КПРФ Геннадий Зюганов. По признанию самого Жириновского, можно будет «трудоустроить», например, экс-спикеров Госдумы, а именно Геннадия Селезнева, Бориса Грызлова и Ивана Рыбкина.

Для акцентирования положительных сторон нового законопроекта также вспомнили о том, что во многих зарубежных странах президент может назначать пожизненных почетных сенаторов. В своем интервью «Интерфаксу» член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Анатолий Лысков заявил следующее: «По Конституции Италии президент вправе назначать пять почетных пожизненных сенаторов. Я руководствовался тем, что жизнь складывается таким образом, что на определенных должностях люди могут быть до определенного возрастного рубежа. На госслужбе, например, до 65 лет, но 65 лет для человека, пробывшего на госслужбе много лет, это огромный неоценимый опыт. И такого рода люди не должны уходить в тень». Ссылаясь на опыт Италии, Лысков упустил из виду, что получить пожизненную сенаторскую должность могут лишь бывшие президенты Италии (ст. 59, п.1 Конституции), или же (по указу президента) пять граждан, «прославивших Родину выдающимися заслугами в сфере общественной деятельности, науки, искусства и литературы» (статья 59, п. 2 Конституции). Более того, не является релевантным и опыт Великобритании, к которому обращаются российские законодатели: Палата лордов, куда входят пожизненные сенаторы, практически не играет никакой роли в принятии политических решений и существует только как дань традиции. Продолжать превращать Совет Федерации в место политической ссылки для людей почтенного возраста явно нецелесообразно. 

Становится очевидным, что система, предлагаемая депутатами Госдумы, свидетельствует о нежелании действующей власти проводить ротацию кадров. Иными словами, режим нацелен скорее не на обеспечение эффективности принимаемых политических решений, которые бы отвечали запросам общества, а на поддержание лояльности и преемственности проводимого политического курса. Об этом свидетельствует не только законопроект о «президентских сенаторах», но и повышение возраста высокопоставленных чиновников в результате изменения статьи 251 федерального закона от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе РФ". Тогда разработчики законодательной инициативы подчеркивали, что руководители смогут работать до 70 лет, но только в том случае, если на это будет соответствующее решение главы государства. По их мнению, это бы способствовало "сохранению на гражданской службе высококвалифицированного руководящего кадрового состава". Пока власти будут двигаться в логике «сохранения ради сохранения», развитие России будет под большим вопросом.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
779
3495
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика