Совместимо ли вступление Казахстана в ВТО с членством в ЕАЭС?

Совместимо ли вступление Казахстана в ВТО с членством в ЕАЭС?

Андрей Дегтев – эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Вот-вот завершится процесс вступления Казахстана в ВТО. Однако насколько его новый статус будет сочетаться с членствам в ЕАЭС?

В понедельник 27 июля на Генеральном совете ВТО будет рассмотрен вопрос о присоединении Казахстана к организации. Переговоры о вступлении длились почти 20 лет, и 10 июня этого года была достигнута окончательная договорённость. Спустя две недели пакет документов о присоединении Казахстана к ВТО был передан в генеральный совет ВТО, и было объявлено о том, что ратификация соглашения произойдёт не позднее 31 октября 2015 года. Любопытно, что импортные тарифы, отведённые Казахстану в рамках условий членства, по четверти торговых наименований являются более низкими, чем в Евразийском экономическом союзе. Это заставляет задуматься о том, насколько членство Казахстана в ВТО согласуется с интересами совместного развития экономик участников ЕАЭС. Ведь принцип экономического союза заключается в том, что страны ликвидируют препятствия для внутреннего движения товаров и услуг, а также договариваются о единых внешних импортных тарифах. Если же одна из стран участниц открывает свой рынок для импортных товаров, она подрывает общий механизм регулирования внешней торговли союза. Показательно, что в 2013 году вице-премьер Шувалов заявил, что США и ЕС в ходе переговоров о вступлении Казахстана в ВТО пытаются использовать эту страны в качестве канала доступа на рынок ЕАЭС. Тем не менее, на данном этапе развития ЕАЭС новый статус Казахстана не может внести кардинальные негативные изменения в работу союза.

Во-первых, ЕАЭС сам стремится к либерализации режима своей внешней торговли. Именно поэтому разница в степени тарифной защиты между Казахстаном и другими странами ЕАЭС вскоре будет ликвидирована. Следует помнить, что продолжается семилетний переходный период вступления в ВТО России – самой крупной страны ЕАЭС, от которой во многом зависят основные экономические параметры союза. В ходе этого периода ежегодно снижаются импортные пошлины. Так, в 2012 году средневзвешенная ставка таможенного тарифа России снизилась с 9,9%, до 8,6%. На следующий год – до 7,7%. Далее – до 6,5%. И вот теперь, в 2015 году, планируется снижение до 6,2%. Таким образом, в течение 6-7 лет произойдёт выравнивание уровней тарифной защиты Казахстана и ЕАЭС.

Во-вторых, в течение переходного периода ожидается введение дополнительных административных мер с целью не допустить реэкспорта – то есть попадания импортных товаров с территории Казахстана на рынки стран ЕАЭС. Однако здесь возникает серьёзное беспокойство. Отследить перемещение импортных товаров по территории ЕАЭС, в рамках которого были ликвидированы внутренние таможенные барьеры, не так-то просто. Все мы помним недавнее ухудшение отношений между Белоруссией и Россией по поводу попадания запрещённых санкционных товаров через её территорию на российский рынок. Не хотелось бы, чтобы подобный конфликт возник в отношениях РФ и Казахстана.

ВТО и ЕАЭС в долгосрочной перспективе

Как уже было отмечено, в данный момент низкий уровень тарифной защиты Казахстана вполне соотносится с достаточно либеральной внешнеэкономической политикой самого ЕАЭС. В мае было подписано соглашение о зоне свободной торговли ЕАЭС и Вьетнама. Функционируют рабочие группы по достижению подобной договорённости с Индией, Израилем и Египтом. После визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву в мае этого года было объявлено о начале переговоров о создании ЗСТ между ЕАЭС и Китаем.

В условиях замедления производственной кооперации внутри ЕАЭС (во многом обусловленного неэффективной экономической политикой России) либерализация внешней торговли мало влияет на внутриэкономическое состояние. Те производства, которые смогли сохраниться в период разрушительных либеральных реформ, по-прежнему существуют благодаря своему ресурсу прочности. Новые же производства, ввиду своего практического отсутствия, не страдают от повышения открытости внутреннего рынка. Да и сам изначальный уровень протекционизма столь низок, что его дальнейшее свёртывание мало меняет ситуацию. Однако же в случае формирования в отдалённой перспективе единого производственного комплекса в рамках ЕАЭС, режим торгового взаимодействия с внешним миром явно придётся менять. В таком случае ранее достигнутые договорённости придётся пересматривать, часто в одностороннем порядке. Не исключено, что странам Евразийского экономического союза придётся выйти из ВТО.

Функции ЕАЭС

Главные функции ЕАЭС можно условно разделить на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя функция заключается в обеспечении наиболее благоприятных условий для формирования единых производственных комплексов в рамках экономик стран-участниц. Давно известно об экономическом эффекте масштаба: чем больше производственная система – тем меньше издержки. На деле это означает, что современные производства с высокой добавленной стоимостью могут быть рентабельными только в рамках крупных экономических образований. Как правило, называется цифра в 300-500 миллионов человек. Именно таким должен быть размер внутреннего рынка для того, чтобы экономика могла самостоятельно обеспечивать своё население основными видами товаров. Именно поэтому для успешного развития ЕАЭС требуется его дальнейшее расширение, которое должно распространяться не только на страны бывшего СССР. Для формирования устойчивых экономических связей между странами союза требуется синхронизация их макроэкономической политики.

Что же касается внешней функции, то она заключается в обеспечении наиболее эффективного и сбалансированного режима защиты внутреннего рынка. После массированной постсоветской деиндустриализации российская экономика нуждается в полномасштабной модернизации, которая должна будет проходить в неотрывной связи со строительством мощного макроэкономического региона в рамках ЕАЭС. История показывает, что экономическая модернизация требует достаточной протекционистской внешнеэкономической политики. Внушительные капиталовложения, без которых невозможно создание новой промышленности, повышают себестоимость продукции на начальном периоде функционирования предприятий. Именно поэтому модернизирующиеся предприятия нуждаются в максимальной поддержке, включая защиту от внешней конкуренции, до тех пор, пока не встанут на ноги.

Производственные издержки в ЕАЭС

Кроме того, географические и демографические особенности формирующегося макрорегиона не позволяют ему полноценно функционировать без обеспечения достаточного уровня экономического протекционизма. Суровый климат и обширные расстояния заведомо повышают производственные издержки, обусловленные необходимостью отопления, капитального строительства, возведения инфраструктуры и транспортными расходами. К тому же, малая численность населения лишает ЕАЭС такого преимущества, как избыток дешёвой рабочей силы, которым обладают Китай, Индия и некоторые страны Юго-Восточной Азии. Ввиду названных причин сравнительные издержки производства большинства видов товаров на территории ЕАЭС при прочих равных заведомо будут более высокими, чем у его экономических конкурентов. Таким образом, в условиях полной либерализации внешней торговли большинство отечественных отраслей являются неконкурентоспособными и обречены на гибель. Именно поэтому в результате бездумного следования либеральным догмам об исключительной полезности свободной торговли наша страна оказалась в парадоксальной ситуации: будучи исключительно ресурсообеспеченной державой (рис. 1), Россия создаёт мизерные размеры продукции обрабатывающей промышленности в сравнении с развитыми странами (рис. 2).


Рис. 1. Совокупная стоимость природных ресурсов


Рис. 2. Добавленная стоимость в обрабатывающей промышленности на душу населения

Либеральные догматики уверены в том, что предприятия, неспособные выдержать зарубежную конкуренцию, являются неэффективными и должны быть закрыты, а население должно вместо их продукции покупать более дешёвые импортные аналоги. Но рыночные фундаменталисты не понимают, что доходы потребителей берутся не из воздуха, а формируются в результате деятельности всё тех же предприятий, которые они предлагают закрывать. Именно эти предприятия обеспечивают население рабочими местами. Именно они вносят вклад в производство ВВП, и они же обеспечивают спрос на продукцию смежных отраслей. Закрытие целых отраслей по причине их мнимой неконкурентоспособности ведёт к обнищанию населения и сокращению совокупного продукта, в результате чего любая импортная продукция в конечном счёте оказывается в реальном выражении дороже, так как снижается покупательная способность населения. Очевидно, что обеспечив достаточную защиту внутреннего рынка и создав условия для совместного развития промышленности стран ЕАЭС, можно добиться экономической самодостаточности практически по всем направлениям производства. Такое производство обречено быть более ресурсоёмким, чем в альтернативных мировых промышленных центрах. Однако это вовсе не говорит о его несостоятельности, если учесть высокую ресурсообеспеченность ЕАЭС. Главное качество новой отечественной промышленности, если ей суждено состояться, будет заключаться в том, что она будет работать, обеспечивая занятость и доходы населения вопреки сказкам либералов о своей неконкурентоспособности. Но для этого рано или поздно потребуется уйти от политики постоянного дрейфа в сторону либерального рынка и свободной торговли.

Вывод

На данном этапе членство Казахстана в ВТО не может подорвать основы функционирования ЕАЭС, который и сам стремится к либерализации внешней торговли. Однако такая внешнеэкономическая стратегия не может обеспечить полную реализацию производственного потенциала ЕАЭС. Именно поэтому в случае успешного развития ЕАЭС в будущем его участникам, вероятно, потребуется пересмотреть формат своей включенности в мировой рынок.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
1808
16359
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика