США защитят Японию от Китая?

США защитят Японию от Китая?

Событие: 29 апреля завершились визиты президента США Барака Обамы в страны Восточной и Юго-Восточной Азии – Японию, Южную Корею, Малайзию и Филиппины. В ходе восточноазиатского турне Обама выступил с громким заявлением: он подтвердил, что действие американо-японского договора о безопасности распространяется на территориальный спор между Китаем и Японией вокруг островов Сенкаку. Официальные представители МИД и Минобороны КНР подвергли критике это заявление.

Комментирует: эксперт Центра Игорь Путинцев


Острова Сенкаку (в Китае их называют Дяоюйдао) являются спорной территорией между Китаем и Японией. Из заявления Барака Обамы следует, что США считают острова Сенкаку (Дяоюйдао) территорией, подпадающей под действие договора о безопасности с Японией от 1960 г. По существу, американская позиция по этому вопросу остаётся прежней. На острова Сенкаку (Дяоюйдао) де-факто распространялось действие американской администрации на Окинаве, существовавшей в 1945 – 1972 гг. С того времени США считают, что у них есть обязательства по военной защите этих островов.

Это крайне спорная позиция с правовой точки зрения: признавая сам факт территориального спора между Китаем и Японией, США в то же время распространяют географический ареал своего военно-политического союза с Японией на спорный район. Эта позиция вписывается в общий контекст американской политики в регионе. После того, как в начале 1950-х гг. США воспрепятствовали установлению контроля КНР над Тайванем и подписали Сан-Францисский мирный договор с Японией без участия СССР и КНР и без учёта их интересов, Вашингтон ставит политические интересы выше правовых аргументов в вопросе о территориальных спорах и государственно-правовом статусе отдельных территорий в Восточной Азии.

Несмотря на то, что фактически позиция США по островам Сенкаку (Дяоюйдао) не изменилась, заявление Обамы можно считать значимым политическим событием. Впервые позицию США подтвердил лично президент – это имеет большое демонстративно-символическое значение, а также закрепляет эту позицию на длительный период.

США сознательно играют на болезненной для Пекина теме. Слова Обамы нельзя считать случайной оговоркой: они уже были документально зафиксированы в совместном заявлении США и Японии от 25 апреля. В чём возможные причины таких действий?

Во-первых, заявление США может быть реакцией на рост беспокойства японского правительства в отношении перспектив сохранения военного союза с США. Стремительный рост влияния Китая ведёт к ослаблению геополитических позиций Японии. В политической элите нарастает беспокойство по вопросу, защитят ли США Японию в случае обострения территориального спора с Китаем. Так, в апреле 2013 г. Китай впервые заявил о том, что вопрос об островах Дяоюйдао принадлежит к числу «коренных интересов» Китая. С учётом того, что в совместном заявлении Китая и США в ноябре 2009 г. говорилось о необходимости уважать «коренные интересы» друг друга, опасения Токио усилились. Другим тревожным фактором для Токио стала неспособность США повлиять на Россию по вопросу о Крыме. В этих условиях, Вашингтон заинтересован в том, чтобы не допустить ослабления лояльности Японии – ключевого союзника США в Восточной Азии. Заявление по спорным островам можно рассматривать как средство для достижения этой цели.

Во-вторых, заявление Обамы вписывается в политику США по провоцированию Китая на ужесточение внешнеполитического курса. Значительный рост китайской мощи усиливает стремление США перейти к политике «сдерживания» Китая. Однако к настоящему времени началу полномасштабного «сдерживания» Китая препятствует как высокая экономическая взаимозависимость США и Китая, так и то, что Китай, последовательно проводя курс «мирного развития», практически не даёт поводов, которые могли бы использоваться США для обоснования более жёсткой политической линии.

Соответственно, США прилагают немалые усилия к тому, чтобы спровоцировать Китай на жёсткие меры или жёсткую риторику. Так, США усиливают пропагандистское значение территориальных споров в Южно-Китайском море, активно наращивают политические связи со странами АСЕАН и Австралией, уделяя особое внимание военно-политическим аспектам взаимодействия. Показательными примерами служат размещение военной базы США в Северной Австралии (под Дарвином) и первый в истории визит президента США в Мьянму (одновременно президент Мьянмы Сейн Тейн был объявлен «глобальным мыслителем» № 1 по версии журнала “ForeignPolicy”). При Бараке Обаме США также объявили XXI в. «тихоокеанским веком», провозгласили себя «тихоокеанской державой» и приняли решение сконцентрировать на Тихом океане большую часть (60 %) своих военно-морских сил к 2020 г. Заявление президента США по островам Сенкаку (Дяоюйдао) вписывается в эту логику.

В-третьих, нельзя исключать, что декларация Обамы является проявлением недовольства США в отношении взвешенной китайской позиции по Крыму. Нейтральная позиция Китая фактически благоприятствовала действиям России, а в «крымском послании» Владимир Путин выразил признательность народу Китая. Недовольство Китая серией провоцируемых извне «цветных революций» и неуклонной геополитической экспансией Запада оказалось сильнее, чем недовольство нарушением территориальной целостности Украины. В США понимают, что позиция Китая не позволяет действенно изолировать Россию на международной арене. Попытки Барака Обамы убедить председателя КНР Си Цзиньпина изменить свою позицию на встрече в Гааге не увенчались успехом. Заявление по спорным островам может быть следствием этой неудачной попытки.

Несмотря на все эти соображения, заявление президента США выглядит несбалансированным и не вписывается в основополагающие принципы политики США в рамках «стратегического треугольника» Россия – Китай – США. Эти сугубо реалистические принципы, не испытывающие влияния характерных для США мессианских идей, утвердились с начала 1970-х гг. и связаны с именами Ричарда Никсона и Генри Киссинджера. Вашингтон активно играет на противоречиях Москвы и Пекина, чтобы не допустить их солидарных действий в ущерб интересам США. Осложнение отношений с одной из стран должно компенсироваться сближением позиций с другой страной. Так, непродолжительные сложности в отношениях США и Китая (связанные с событиями на площади Тяньаньмэнь в 1989 г., столкновением двух истребителей в 2001 г.) происходили на фоне достаточно «ровных» отношений Москвы и Вашингтона, а запуск тихоокеанской стратегии Обамы, ориентированной на создание предпосылок для сдерживания Китая, сопровождался «перезагрузкой» отношений с Россией.

Такая стратегия дала существенный сбой лишь однажды – в 1999 г., когда США не учли мнение России и Китая при бомбардировках Югославии. (Более того, американская авиация в ходе бомбардировок нанесла ракетный удар по посольству КНР в Белграде.). Непосредственным следствием югославских событий стало сближение политических позиций России и Китая и создание ШОС в июне 2001 г.

Предпринимая демонстративные шаги по островам Сенкаку (Дяоюйдао) на фоне украинского кризиса, администрация США идёт на довольно существенный риск. Время для заявления по спорным островам выбрано самое неожиданное – в преддверие визита Владимира Путина в Китай. Главная проблема для Москвы – это будущее Юго-Восточной Украины, и следует ожидать, что этот вопрос будет подниматься на переговорах в Шанхае. В этих условиях США, казалось бы, заинтересованы в смягчении политики в отношении Китая, а не в демонстрации своих расхождений с Пекином по чувствительному для него вопросу. Попытка игнорировать интересы как России, так и Китая создаёт стимулы для усиления их политического взаимодействия. В настоящее время это выгодно, прежде всего, Москве, жёстко противостоящей политике Запада на Украине. В рамках «стратегического треугольника» действия Вашингтона выходят за рамки привычной геополитической логики и влекут за собой значительные риски. 

Однако неизбежно возникает вопрос: можно ли допустить, что дипломатия США не осознаёт того, что её действия не вписываются в традиционную логику взаимодействия в «стратегическом треугольнике»? – Скорее всего, решение США принято осознанно, с учётом возможных политических рисков. Можно выдвинуть предположение, что основным фактором, повлиявшим на решение Вашингтона, стало намерение показать Китаю, что его самостоятельная политическая линия по украинскому вопросу не останется без последствий. В результате, Китай, являющийся главным бенефициаром ссоры России и Запада, столкнулся с перспективой длительной «консервации» неблагоприятного статус-кво в районе территориального спора с Японией. Причём с формальной точки зрения Вашингтон лишь подтвердил, а не изменил свою прежнюю позицию по территориальному спору – на этом основании США будут отрицать, что оказывают давление на Китай.

Таким образом, США послали важный политический сигнал Китаю и Японии, пойдя на определённый риск. Скорее всего, за этим шагом в ближайшее время не последуют другие: вряд ли в Вашингтоне недооценивают опасность отхода от традиционной логики взаимодействия в «стратегическом треугольнике».


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
4549
21039
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика