Стоит ли вводить эмбарго на молдавские товары?

Стоит ли вводить эмбарго на молдавские товары?

Событие: 21 июля 2014 г. Роспотребнадзор объявил о том, что с 18 июля приостановил ввоз на территорию России консервированной плодоовощной продукции из Молдавии. Россельхознадзор с 18 июля ограничил ввоз в Россию молдавских свежих фруктов. По данным СМИ, Минэкономразвития разрабатывает решение о введении импортных пошлин на ряд молдавских товаров (в т.ч. вино, мясо, зерно и др.). Помимо этого, с сентября 2013 г. действует запрет на импорт молдавской винодельческой продукции.

Комментирует эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Игорь Путинцев.


Меры, которые Россия предпринимает или намеревается предпринять в торговых отношениях с Молдавией, можно подразделить на две группы. Первая группа мер – возможное введение импортных пошлин на молдавские товары – совершенно оправданна. Молдавия, пребывая в зоне свободной торговли СНГ, по соглашению об ассоциации образовала зону свободной торговли с ЕС. Но усидеть на двух стульях не получится: из двух зон свободной торговли необходимо выбрать одну. В противном случае производители европейских товаров смогут обходить российские импортные пошлины путём реэкспорта через Молдавию. Россия неоднократно выражала озабоченность по этому поводу и предупреждала Молдавию о возможности введения импортных пошлин.

Эффективность другой группы мер – запрета на импорт ряда товаров, имеющих для Молдавии ключевое значение – находится под вопросом. Главная проблема – это то, что больше всего от этих мер пострадает тот сегмент молдавского бизнеса, который ориентирован на сотрудничество с Россией. Те структуры, которые лоббируют одностороннюю ориентацию на ЕС, испытают негативные последствия этих мер в меньшей степени. Это может ослабить позиции той части политической и деловой элиты Молдавии, которая заинтересована в сотрудничестве с Россией.

Другое негативное последствие для России – это то, что в будущем будет сложно восстановить прежний объём сотрудничества. Так, «винное эмбарго» 2006 – 2007 гг. привело к тому, что доля России в молдавском экспорте значительно упала и так и не достигла прежних значений в последующие годы. (рис. 1). В свою очередь, ЕС закрепил своё положение в качестве главного экспортного рынка Молдавии. В среднесрочной перспективе решение 2006 г. уменьшило объём российских внешнеполитических возможностей в отношениях с Молдавией и в то же время – способствовало усилению влияния ЕС. Аналогичным образом ситуация развивается и сейчас.


Рис. 1. Доля России и ЕС (27 стран, без Хорватии) в молдавском экспорте в 2000 – 2013 гг.

Источник: Национальное бюро статистики Молдавии

Кроме того, принятию рестриктивных мер не способствуют внешние условия. Будущее российско-молдавских отношений напрямую зависит от развития ситуации на Украине. Оно определит, сможет ли Россия бороться за восстановление лидерских позиций в отношениях с Молдавией, опираясь на поддержку половины молдавского общества и значительной части политического класса. Если Украина сохранится в существующих границах в качестве враждебного России государства, то Молдавия прочно закрепится в сфере влияния ЕС. В тех условиях, которые существуют на сегодняшний день, этот вариант, к сожалению, весьма вероятен. Представляется, что в сложившейся ситуации целесообразно прилагать усилия, чтобы сохранить имеющиеся связи с Молдавией и не допустить их быстрого распада.

Почему же, несмотря на это, в России решили принять эти меры? Во-первых, они являются ответом на действия молдавских властей – подписание соглашения об ассоциации с ЕС, усиление давления в отношении Приднестровья, запрет вещания телеканала «Россия-24» и др. Во-вторых, в Молдавии в ноябре 2014 г. состоятся парламентские выборы, и осложнение экономической ситуации может оказать влияние на их результат (впрочем, вероятность такого развития событий не следует переоценивать).

Эти аргументы являются убедительными лишь отчасти. В качестве ответа на действия Молдавии меры России являются недостаточно масштабными и, по всей видимости, не окажут необходимого влияния на молдавское руководство. Принять же более масштабные меры в сложившихся условиях вряд ли получится. Таким образом, дело сводится к демонстрации недовольства с весьма неоднозначными последствиями. А в случае победы оппозиции на ноябрьских выборах 2014 г. внешнеполитический курс Молдавии, по-видимому, не изменится. При сохранении действующей власти на Украине невозможно представить, что Молдавия откажется от ассоциации с ЕС в пользу сближения с Таможенным союзом. Молдавская компартия (крупнейшая партия страны и ведущая оппозиционная сила) уже демонстрирует, что не станет пересматривать соглашение с ЕС: в июне из руководства партии были исключены влиятельные политики, с принципиальных позиций выступавшие за сближение с Россией.

В действиях России в отношении Молдавии наблюдается высокая степень инерционности. В условиях тотальной зачистки пророссийских сил на Украине Россия сталкивается с беспрецедентными вызовами в Молдавии, Приднестровье, Гагаузии. Ответ на эти вызовы пока сводится к повторению действий образца середины 2000-х гг., которые не были достаточно эффективными даже с учётом наличия более благоприятных внешних условий.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3776
17079
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика