Стоит ли вводить эмбарго на молдавские товары?

Стоит ли вводить эмбарго на молдавские товары?

Событие: 21 июля 2014 г. Роспотребнадзор объявил о том, что с 18 июля приостановил ввоз на территорию России консервированной плодоовощной продукции из Молдавии. Россельхознадзор с 18 июля ограничил ввоз в Россию молдавских свежих фруктов. По данным СМИ, Минэкономразвития разрабатывает решение о введении импортных пошлин на ряд молдавских товаров (в т.ч. вино, мясо, зерно и др.). Помимо этого, с сентября 2013 г. действует запрет на импорт молдавской винодельческой продукции.

Комментирует эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Игорь Путинцев.


Меры, которые Россия предпринимает или намеревается предпринять в торговых отношениях с Молдавией, можно подразделить на две группы. Первая группа мер – возможное введение импортных пошлин на молдавские товары – совершенно оправданна. Молдавия, пребывая в зоне свободной торговли СНГ, по соглашению об ассоциации образовала зону свободной торговли с ЕС. Но усидеть на двух стульях не получится: из двух зон свободной торговли необходимо выбрать одну. В противном случае производители европейских товаров смогут обходить российские импортные пошлины путём реэкспорта через Молдавию. Россия неоднократно выражала озабоченность по этому поводу и предупреждала Молдавию о возможности введения импортных пошлин.

Эффективность другой группы мер – запрета на импорт ряда товаров, имеющих для Молдавии ключевое значение – находится под вопросом. Главная проблема – это то, что больше всего от этих мер пострадает тот сегмент молдавского бизнеса, который ориентирован на сотрудничество с Россией. Те структуры, которые лоббируют одностороннюю ориентацию на ЕС, испытают негативные последствия этих мер в меньшей степени. Это может ослабить позиции той части политической и деловой элиты Молдавии, которая заинтересована в сотрудничестве с Россией.

Другое негативное последствие для России – это то, что в будущем будет сложно восстановить прежний объём сотрудничества. Так, «винное эмбарго» 2006 – 2007 гг. привело к тому, что доля России в молдавском экспорте значительно упала и так и не достигла прежних значений в последующие годы. (рис. 1). В свою очередь, ЕС закрепил своё положение в качестве главного экспортного рынка Молдавии. В среднесрочной перспективе решение 2006 г. уменьшило объём российских внешнеполитических возможностей в отношениях с Молдавией и в то же время – способствовало усилению влияния ЕС. Аналогичным образом ситуация развивается и сейчас.


Рис. 1. Доля России и ЕС (27 стран, без Хорватии) в молдавском экспорте в 2000 – 2013 гг.

Источник: Национальное бюро статистики Молдавии

Кроме того, принятию рестриктивных мер не способствуют внешние условия. Будущее российско-молдавских отношений напрямую зависит от развития ситуации на Украине. Оно определит, сможет ли Россия бороться за восстановление лидерских позиций в отношениях с Молдавией, опираясь на поддержку половины молдавского общества и значительной части политического класса. Если Украина сохранится в существующих границах в качестве враждебного России государства, то Молдавия прочно закрепится в сфере влияния ЕС. В тех условиях, которые существуют на сегодняшний день, этот вариант, к сожалению, весьма вероятен. Представляется, что в сложившейся ситуации целесообразно прилагать усилия, чтобы сохранить имеющиеся связи с Молдавией и не допустить их быстрого распада.

Почему же, несмотря на это, в России решили принять эти меры? Во-первых, они являются ответом на действия молдавских властей – подписание соглашения об ассоциации с ЕС, усиление давления в отношении Приднестровья, запрет вещания телеканала «Россия-24» и др. Во-вторых, в Молдавии в ноябре 2014 г. состоятся парламентские выборы, и осложнение экономической ситуации может оказать влияние на их результат (впрочем, вероятность такого развития событий не следует переоценивать).

Эти аргументы являются убедительными лишь отчасти. В качестве ответа на действия Молдавии меры России являются недостаточно масштабными и, по всей видимости, не окажут необходимого влияния на молдавское руководство. Принять же более масштабные меры в сложившихся условиях вряд ли получится. Таким образом, дело сводится к демонстрации недовольства с весьма неоднозначными последствиями. А в случае победы оппозиции на ноябрьских выборах 2014 г. внешнеполитический курс Молдавии, по-видимому, не изменится. При сохранении действующей власти на Украине невозможно представить, что Молдавия откажется от ассоциации с ЕС в пользу сближения с Таможенным союзом. Молдавская компартия (крупнейшая партия страны и ведущая оппозиционная сила) уже демонстрирует, что не станет пересматривать соглашение с ЕС: в июне из руководства партии были исключены влиятельные политики, с принципиальных позиций выступавшие за сближение с Россией.

В действиях России в отношении Молдавии наблюдается высокая степень инерционности. В условиях тотальной зачистки пророссийских сил на Украине Россия сталкивается с беспрецедентными вызовами в Молдавии, Приднестровье, Гагаузии. Ответ на эти вызовы пока сводится к повторению действий образца середины 2000-х гг., которые не были достаточно эффективными даже с учётом наличия более благоприятных внешних условий.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1650
5205
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика