Страны скатываются в «долговую яму»

Страны скатываются в «долговую яму»

Эксперт Центра Семенкова Екатерина

Опубликованное в феврале 2015 года исследование компании McKinsey показало, что общий мировой государственный долг за 2007-2014 гг. увеличился в 47 странах на 58 трлн. долларов или 17% по отношению к ВВП [1].


Рис. 1 Структура совокупного долга стран, трлн. долларов

В основном такая ситуация характеризуется увеличением государственного долга свыше 100% начиная с 2007 года в Ирландии, Сингапуре, Португалии и Греции.

Однако данные, представленные компанией McKinsey, значительно занижены. Это обусловлено тем, что за основу расчета мирового долга берется так называемый показатель «чистого» государственного долга, в который не входят обязательства государственных организаций, регионов (штатов или субъектов) страны, кроме этого неучтёнными остаются долги, которые можно назвать социальными обязательствами (пенсионное обеспечение граждан, пособия по безработице и др.). Таким образом, ситуация выглядит еще хуже, чем она представлена компанией McKinsey.

Что происходит в России?

В настоящее время наблюдается тенденция нахождения ряда субъектов РФ в «долговой яме», а большинство оставшихся регионов приближается к границе снижения долговой устойчивости [2]. Это обусловлено сложившейся отраслевой структурой экономики регионов, различиями в уровне их доходов, инвестиций и развития человеческого капитала. 


Рис. 2  Рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки

Отнесение к данной группе Омской областей, в которой уровень долговой нагрузки ниже 100%, связано с  высокой долей краткосрочных займов и превышением размера расходов на обслуживание и погашение долга в регионе. Причем доля краткосрочных займов в Омской области является критической с 2011 года.  

Половина субъектов из числа указанной группы активно заимствовала для покрытия своих текущих расходов и до кризиса 2008 года. В результате такой долговой политики не создавались условия, обеспечивающие рост собственной доходной базы, и ранее приемлемая доля долга в доходах без учета безвозмездных поступлений выросла до критических размеров. Настораживает общая тенденция – долговая нагрузка на бюджет во многих регионах практически не связана с программами развития регионов. 

Имеющаяся российская государственная статистика не позволяет достоверно оценить финансовую устойчивость субъектов РФ. Для полноценной оценки долговой нагрузки субъектов РФ необходимо, чтобы в свободном доступе были размещены следующие сведения:

  1.  долговые обязательства, включенные в Государственную долговую книгу региона; 
  2. просроченная кредиторская задолженность государственных учреждений региона; 
  3. долговые обязательства хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых принадлежат региону, включающие в себя просроченную кредиторскую задолженность и заимствования у третьих лиц. 
  4. консолидированный долг муниципальных образований.

В соответствии с мировой экономической классификацией бюджетных расходов погашение долга считается капитальными расходами, а его оплата текущими. В российской отчетности к текущим операциям относится только обслуживание (его оплата и погашение) долга, что не только не соответствует рекомендациям мировой практики, но и не дисциплинирует регионы к реализации на практике концепции долговой емкости.

Более глубокая причина произошедшего заключается в качестве налоговой базы субъектов РФ, которая более чем на 60% состоит из налогов, носящих циклический характер – налога на прибыль и налога на доходы физических лиц. Следовательно, истоки кризисной дефицитности бюджетов российских регионов и ее покрытия бюджетными кредитами кроются в сложившейся системе межбюджетных налоговых перераспределений. 

В связи с разнообразием социально-экономических условий российским регионам очень трудно разработать единый стандарт управления долгом. Поэтому каждому региону придется идти по пути разработки своей индивидуальной концепции управления долгом. 

Источники: 

[1] Официальный сайт компании McKinsey http://www.mckinsey.com/insights/economic_studies/debt_and_not_much_deleveraging

[2] РИАРейтинг «Рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки» – итоги 2014 года – Электронный ресурс: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/gosdolg_2015.pdf


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
423
1069
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика