Судиться с чиновниками становится всё дороже

Судиться с чиновниками становится всё дороже

Владимир Викторович Волк — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Декларирующий шаги навстречу людям российский чиновник с каждым годом становится всё дальше от них, выстраивая частокол из законодательных актов, не позволяющих народу, как единственному источнику власти в стране влиять на формирование государственной и региональной политики. Последняя лазейка, через которую гражданам России оставляли шанс на отстаивание своих прав в спорах с чиновничеством, это судебные органы. Но с 15 сентября и эта возможность превращается в призрачную. Судиться с начальниками администраций и ведомств станет весьма затруднительным — за проигрыш любого из дел заявители будут наказаны рублем. Что по замыслу авторов нового Кодекса административного судопроизводства, очевидно, должно отбить у граждан всякую охоту защищать свои права.

Любопытно, что вступление в силу КАС — документа, вводящего новый порядок рассмотрения для многих типов судебных дел, совпало со временем подсчёта голосов и объявления результатов выборов глав российских регионов, депутатов законодательных органов власти субъектов РФ, а также муниципальных депутатов, которые состоятся в единый день голосования 13 сентября 2015 года.

Обжаловать нарушения на выборах гражданам придется уже в новом порядке. Возможно, совпадение. Хотя вызывает сомнение, если учесть, что любой новый законодательный акт куда удобней, логичней и привычней вводить в силу с первого числа месяца, а не с его середины. Тем более что КАС никак не связан с экономическими или бюджетными процессами, имеющими привязку к определенным периодам.

В чем же соль нововведений? В том, что меняется годами устоявшийся и привычный для граждан порядок рассмотрения судебных жалоб граждан. Например, представителями в суде по тем административным делам, которые подпадают под новый КАС, могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование. Если раньше гражданин, чьи права пострадали в результате деятельности или бездеятельности какого-нибудь местечкового начальника, мог самостоятельно обратиться в суд, попросить своего более опытного соседа или коллегу быть законным представителем по иску, то теперь представителю необходимо иметь соответствующие государственные корочки.

Если у «недипломированного» заявителя не найдется юриста-представителя, суд приостановит производство по делу и поставит вопрос о назначении представителя, например, из числа дежурных адвокатов. Так или иначе, без профессионального представителя заявитель один не сможет участвовать в процессе.

Тут нужно отметить, что далеко не всегда дипломированный юрист является панацеей в случаях рассмотрения сложных земельных, градостроительных или налоговых дел. Практика в России сложилась так, что узкопрофильными специалистами в этих сферах стали люди, порой никак не связанные с юриспруденцией. Найти юристов просто, особенно за деньги, но отыскать среди них профи, который способен эффективно представительствовать в суде по делам о незаконных действиях властей — задача порой нереализуемая. Особенно в регионах, где квалификация служащих адвокатских контор или юротделов фирм порой не выходит за рамки графического оформления претензии и искового заявления с перечислением первых попавшихся и подходящих статей соответствующего кодекса.

Из первого нововведения вытекает и второе: оспорить в суде регионального уровня или в Верховном суде РФ законы и другие нормативные правовые акты можно также только с участием человека, имеющего высшее юридическое образование. Проиграл суд — иди к адвокату, даже если за время судебных прений сам поднаторел в вопросах юриспруденции и готов аргументировать свои доводы перед самыми высокими представителями Фемиды.

Но главное: проиграв в административном суде, истец будет обязан оплачивать все понесенные по делу судебные издержки, включая экспертизы, расходы на проезд и проживание свидетелей, оппонентов и их заинтересованных лиц, специалистов, переводчиков, почтовые отправления, услуг представителей и прочее, что решит суд. Причём оплачивать — на стадии всех инстанций. И в полном размере, а услуги ряда специалистов, и это доказано практикой, порой стоят непомерные суммы для рядового гражданина России.

Справедливости ради отметим, что до вступления в силу Кодекса административного судопроизводства судебные издержки распределялись точно так же — на проигравшую сторону (если суд не решит иначе). При этом суд может освободить гражданина от уплаты издержек с учетом его имущественного положения. Не возмещают судебные издержки малоимущие, ветераны войны и организации инвалидов. Если же выигравшая сторона предъявляет для возмещения чрезмерные расходы на представителей, суд может уменьшить эту сумму, и такие прецеденты случаются.

В каждом из регионов, где 13 сентября состоится единый день голосования, найдётся парочка спецов, готовых за приличную сумму по поручению избиркома «решить» в судах все нелицеприятные моменты, касающиеся фальсификаций, отказов потенциальным кандидатам в регистрации и прочих нарушений. Соответственно, стоимость услуг этих спецов входит в так называемые «разумные пределы», которые устанавливает суд. Так что в случае, если кто-то опрометчиво вздумает после дня голосования оспорить в суде действия или бездействие избиркома, то вступает в действие новый КАС, со всеми вытекающими, включая оплату «работы» спецов.

А уж такие вопросы, как спорное строительство, реконструкции, земельные взаимоотношения и вовсе попадают в разряд безнадёжных. Закон о введении КАС в действие устанавливает, что дела, не завершенные в судах до 15 сентября 2015 года, будут заканчиваться уже в порядке, предусмотренном новым кодексом, это значит, что многие уже начатые дела в связи с периодом отпусков у судей и ответчиков будут тянуться до осени.

Тут впору вспомнить и все «игры» с увеличением размеров госпошлин при подаче исков к органам власти. Размеры пошлин для граждан и для организаций при подаче заявлений об оспаривании нормативных актов, как правило, различаются в десятки раз. Российский законодатель создал очень благоприятные условия для того, чтобы чиновничество было защищено от исков общественников, повысив пошлины для организаций. Несколько лет назад генеральный прокурор РФ Юрий Чайка заявил, что все российские предприниматели могут через официальный сайт генпрокуратуры написать жалобу «на противоправные действия инспекторов и чиновников» и готов «держать на постоянном контроле ситуацию с соблюдением прав предпринимателей и незамедлительно реагировать на факты их нарушений, оперативно выяснять причины и условия, способствующие правонарушениям». Да только предпринимательская общественность не видит коренного перелома в борьбе с несгибаемым чиновничеством. Скорее наоборот — отовсюду звучит информация, что администраторы успешно одолевают бизнесменов, да и сами неплохо осваивают это ремесло через собственные подставные фирмы.

Ввели, к примеру, в мае 2015 года лицензирование управляющих компаний, и тут же под шумок внедрили на рынок свои наспех созданные «дочки», легально и изящно лишив куска хлеба сотни, если не тысячи предпринимателей. Приняли на местном уровне программы переселения из ветхого жилья, строительства квартир для многодетных и сирот, и тут как тут — «свои» строители и благоустроители по осваиванию бюджетных ресурсов. И попробуй теперь посудись за уменьшенную квадратуру квартиры или не функционирующую систему отопления с главой администрации, лично курировавшем стройку. Себе будет дороже. Еще и оплату всех экспертов, которые, как водится, не найдут причин для возмущения граждан, придётся брать на себя.

Пять лет назад Высший арбитражный суд рассматривал и обобщал практику отечественных арбитражных судов по делам о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Один из самых важных моментов всех споров граждан с госорганами — в исках по делам о возмещении вреда, причиненного государством, бремя доказывания незаконности акта, решения или действия органа лежит на истце. Это значит, что гражданин должен озаботиться выводами, экспертизами, фактами и доказательствами, прежде чем идти в суд и спорить с чиновниками. Теперь ещё и не самому, а с дипломированным юристом напару. Как говорится, не судитесь, да не судимы будете…

Примечание: иски о возмещении вреда продолжают рассматриваться по правилам гражданского судопроизводства.

Зато теперь касте государственных мужей гораздо проще стало бороть посягательства на свою честь, достоинство и деловую репутацию. Был такой инцидент с журналистом по фамилии Красул. Его осудили за клевету на губернатора одного из российских регионов ещё до того, как Госдума несколько раз «жонглировала» понятиями «клевета» и «оскорбление», перенося их из Уголовного кодекса в Административный и наоборот. Красул дошёл до Европейского суда и доказал, что уголовное преследование нарушило статью 10 Конвенции, гарантирующую свободу слова. Суд подчеркнул, что заявитель как журналист и редактор пользуется особой защитой Конвенции, поскольку должен выполнять общественно значимую функцию информирования граждан. А губернатор, будучи публичным политиком, обязан терпеливо и толерантно относиться к критике и оценочным суждениям в свой адрес.

Дело было давно. Если бы журналист надумал отстаивать свои права сейчас, то ему пришлось бы не только нанимать платного юриста, но и с грустью изучить июльское решение Конституционного суда России о приоритете национальной Конституции над Европейской конвенцией по правам человека, в трактовке Европейского суда по правам человека. С одной стороны — граждане должны быть горды, что наконец-то наше правосудие неподвластно Фемиде старушки-Европы. С другой — родные российские суды становятся всё недоступней для простого русского человека, который создаёт национальное богатство, но не распоряжается им.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Как обжаловать действия и решения чиновников?

Новая волна кодификации

Гражданский процессуальный кодекс: ветер перемен



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3124
10297
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика