Свои и "Свои"

Свои и "Свои"

Событие: Артемий Троицкий, журналист и музыкальный критик, в заметке «Призрак бродит по России, призрак самосвала» для «bbcrussian.com» написал: «Наверное, в начале 70-х: я закончил школу, поступил в институт, вращался в колоритной коммьюнити московских центровых хиппарей и фарцовщиков. Мы слушали исключительно западную музыку, носили (по возможности) "фирменные" шмотки, разговаривали на смешном англизированном сленге: мэн, герла, флэт, брэндовый, юзаный...»

Комментирует: эксперт Центра, Друговейко В.Г.


Что ж, нормальный ход вещей. Одни строят Братскую ГЭС и БАМ, изматывают себя на центрифугах, чтобы, пройдя сложнейшие испытания, полететь в космос, ищут нефть в тундре и в пустынях. Пашут, сеют, жнут, лечат, учат. Другие гоняются за шмотками.

Далее Троицкий объясняет причины эмиграции наших сограждан за рубеж в разные годы – от 60-х до настоящего времени. По Троицкому, люди эмигрировали в поисках лучшей жизни, свободы, самореализации, прав человека. В «нулевые» годы к этим искателям счастья Троицкий добавляет «меньшинства». Объяснения причин сугубо «троицкие» - что в голову пришло, лишь прозвучало, следовательно, внимания (тем более, анализа на истинность) не заслуживают. Но всё-таки заметка журналиста и музыкального критика на некоторые размышления наводит.

В любой стране всегда есть «внутренние эмигранты». Чей-то талант страна недооценила, кого-то обидел управдом, кому-то без заграничных штанов жизнь не в радость. Разумеется, есть и непримиримые противники жизнеустройства в стране. Таких не много, но они есть. Отношение большинства наших соотечественников к бывшим согражданам отрицательное. Почему? Троицкий, вероятно, ответил бы так – из-за зависти к обретшим счастье на чужбине. И был бы не прав. Тут иные основания.

В этом, казалось бы, частном сюжете - послание истории. Нашей державе пришлось отражать многочисленные нашествия иноземцев, и россиянам хорошо известна цена предательства. Знак изменника сопровождает всякого беглеца или невозвращенца. К тому же многие эмигранты за рубежом не только устраивают свою жизнь, но и усердно трудятся против покинутой родины. Лгут, клевещут, продают – предают. А к предателям отношение известное – презрение.

Есть и такое основание усомниться в «высоких помыслах» эмигрантов. Многие искатели признания, свобод и прав вдруг обнаруживают, что за рубежом их талант не вызвал восторга, банковские счета не наполнились миллионами, а свободы и права означают только то, что до беглецов из «ужасной России» никому нет дела. И эмигранты возвращаются домой, в «нищую, жестокую, несправедливую» страну. Истинные причины бегства раскрываются сами собой. Как прикажите россиянам относиться к «возвращенцам»?

Но происходит странное. «Возвращенцы» прекрасно устраиваются в нашей стране. И что уж совсем поражает, «странники» получают доступ в сферы, которые, по определению, предполагают верность стране, соотечественникам и безусловную нравственную чистоту. Несостоявшиеся эмигранты ведут авторские передачи на телевидении, на радио. Россиян наставляют на путь праведной жизни, и Россию нещадно критикуют за всё. Возвращение после неудачного вояжа за счастьем в «цивилизованный» мир становится знаком особого достоинства.

Всем людям присущи два недостатка. Все хотят жить. Всем хочется жить хорошо. Люди имеют полное право на такие недостатки. И всё-таки важна цена, которой человек готов оплатить свои самые понятные желания.

Россия – страна имперская, как бы нашу державу ни называли мы сами, наши друзья и недруги. Быть гражданином империи – трудная доля: перед империей всегда много задач, которые отвлекают огромные средства от заботы о бытовых благах населения. Такая судьба выпала нашей Державе. И нам. Не все родившиеся в России готовы это понять и принять как посланную историей миссию. Кто понял и принял, тот нам свой.

Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
4202
12756
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика