Возвращаясь к «измам»

Возвращаясь к «измам»

Автор Владимир Викторович Волк — эксперт Центра Сулакшина.

Вчера на одном из форумов был задан вопрос: «В чем смысл отказа от «измов»… И что в них плохого?» В самом деле — зачем отказываться от того, что реально существует? Наука без «измов» не может. Это как музыкант-профессионал не может без нот.


Может ли без «измов» жить народ? В принципе — да. Иной музыкант-самоучка играет без нот так, что и профи позавидует. Народу куда важней, чтобы государство, в котором он живёт, было сильным, стабильным, безопасным, богатым, социализированным, справедливым, и чтобы у государства был свой путь, планетарная миссия.
Россия, как государство-цивилизация и народ-спаситель, попробовала просуществовать без миссии — в качестве государства-бензоколонки и народа-желудка. Эксперимент подходит к концу.
Чего добились? Повышения уровня потребления капроновых сыроподобных продуктов? Или увеличения количества свалок и мусороперерабатывающих заводов? Ну, да, в сравнении с СССР по этим показателям мы рванули очень резво.

Почему Россия вымирает? Почему не рождает детей? Почему рушит своё будущее? Некоторые считают потому, что мы ещё не достигли уровня жизни европейских стран. Хорошо, будем считать, что в Евросоюзе нет проблем ни с жилищным вопросом, ни с социальной сферой. Почему же там детей не рожают, если все условия для этого, казалось бы, есть?

Потому что идеология дает смысл существования, какую-то цель, ради которой можно жить. Если же никакой цели не существует, к чему-то возвышенному стремиться не надо, а надо просто тупо «существовать» подобно овощу на грядке, то и в детях, как в продолжении себя, смысла никакого нет. Если родители сами не понимают, для какой цели они живут, то и ребенок им не нужен. А если нужен, то чтобы получить материнский капитал. Всего лишь.

Может ли «изм» быть целью, смыслом? Может. Но не для всех. Один считает, что высшим смыслом может стать коммунизм и готов умирать за идею. Другой, националист, точит нож на коммуниста и уверен, что в стране должна рулить и главенствовать титульная нация. Третьему царя подайте, и он готов за него сдыхать — хоть на войне, хоть под лавкой в дешёвом кабаке.
Путин — тот вообще провозгласил национальной идеей патриотизм. Что он подразумевал под этой идеей — не ясно.

В связи с этим вспомнился старый советский анекдот. Идёт партсобрание. На трибуне секретарь парторганизации произносит: «Мы говорим «Ленин» — подразумеваем «партия»! Мы говорим «партия» — подразумеваем «Ленин». С заднего ряда реплика: «Вот так всегда. Говорим одно, а подразумеваем другое!» Просто — про патриотизм Путина: говорят одно, делать будут что-то совершенно иное. Как, например, сопоставить пышное празднование Дня Победы и установку памятного знака Маннергейму? Как понять первичное неприятие хунты на Украине, а потом признание её лучшими партнёрами? Где тут патриотизм?

А давайте снова вернёмся к музыке и вспомним некоторые её направления. Например, классика, джаз, рок, поп, рэп, панк, диско и т. п. Представим, что Россия — это большой набор музыкантов (профессионалов и самоучек), и всем нам нужно создать один гармонично играющий ансамбль. Как и в выборе «изма» перед нами серьёзный выбор — чего играть будем? Уважающий классику, никогда не станет играть рок, любитель настоящего джаза рэперов считает просто недоразвитыми гиббонами. Всё — как в политике.

Играть разные партии — это проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка — обособление, фальш, распад, а в государственном масштабе — война. А если ещё и играть на инструментах разных эпох — от гнилых дореволюционных скрипок, ржавых горнов до современных синтезаторов и семплеров, то и вовсе слепить какой-то квартет попросту невозможно.
Но разве мы никогда не слышали классическую музыку в рок или техно-обработке, не слышали джазовые гармонии в рэп-культуре? Появились даже смешанные стили рэп-н-ролл, дзаж-рок, этно-рок, рок-бард, джаз-панк.

Как весь этот набор стилей можно соединить в одном ансамбле? Процесс сложный, но реальный в том случае, если все музыканты определятся — какие произведения и инструменты наиболее ценны в прошлом, в настоящем и останутся в будущем. То есть — определят наивысшие ценности для своего ансамбля и возьмут самое лучшее из того, что было представлено в музыкальной культуре за несколько столетий.

То же самое и в определении «измов» или идеологии государства. Высшие ценности, которые были у нас на протяжении веков!
Если рассмотреть проект конституции, подготовленной учёными и экспертами Центра Сулакшина, то он даёт перечень этих ценностей и в случае одобрения народом закрепляет и защищает их в качестве идеологии.

Абсолютной высшей ценностью является существование самой России — Родины Народа России

Высшими ценностями России являются:

а) единство, неделимость, территориальная целостность и государственный суверенитет России;
б) ответственность России за судьбы мира и человечества;
в) всеобщее благо, общественное благо, благо всех законных социальных групп и благо каждого человека в их гармоничном сочетании;8
г) забота всех и каждого о сохранении и умножении достояния Народа России;
д) русская (российская) цивилизационная идентичность;
е) единство, дружба и солидарность русского и всех братских российских народов;
ж) служение государства Народу России;
з) народосбережение;
и) человеческая жизнь, достоинство и свобода человека;
к) патриотичность и любовь к Родине;
л) неприятие расовой, национальной, религиозной, языковой и социальной дискриминации
м) любовь и семейность, рождение и воспитание детей, связь поколений;
н) сочетание традиционности и прогресса;
о) коллективность и взаимопомощь;
п) социальная справедливость;
р) гуманизм и взаимное уважение между людьми;
с) альтруизм и сопереживание;
т) гармоничное развитие личности;
у) честь, совесть и нравственность;
ф) идейно-духовная мировоззренческая мотивированность человека и общества, устремленность к идеалу;
х) нестяжательство и преобладание духовнонравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами;
ц) трудолюбие;
ч) устремленность к творчеству.

Высшие ценности России формируют общую, объединяющую Народ России государственную идеологию. Государственная идеология поддерживается государством через воспитание, образование, науку, культуру, традиции, средства массовой коммуникации и защищается от внутренних и внешних посягательств.

Возвращаясь к вопросу, не скажу со стопроцентной уверенностью — какой «изм» скрывается за вышеупомянутым перечнем. Наверное, это хлеб для учёных. Для тех, кто не вдаётся в теорию — это повод для осознания себя и России в системе геополитических координат. И — смысл для борьбы за эти ценности. Это, по сути, и есть идеология государства-цивилизации. Или цивилизации, скромно именующей себя государством. Для государств колоний — основная ценность — еда.



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
2201
10476
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика