Возвращение налога с продаж: день сурка

Возвращение налога с продаж: день сурка

Событие: Министерство финансов РФ внесло в правительство законопроект о дополнении Налогового кодекса РФ новой главой «Налог с продаж». Об этом накануне обмолвился «Интерфакс» и ряд других новостных агентств. При этом документ еще не согласован с Минэкономразвития, а Минюст не предоставил своего заключения.

Организации и частные предприниматели будут облагаться налогом с операций по реализации товаров и услуг. Налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров и услуг с учетом НДС и акцизов. Налог будет ежемесячным.

Ставка налога будет установлена региональными субъектами, максимальная ставка – 3%. При этом дифференциация налоговой ставки для различных видов товаров и услуг, а также в зависимости от того, кто является плательщиком – не допускается.

Ставку будут устанавливать регионы и она не может быть меньше 3%. Тем не менее, Хлеб и хлебобулочные изделия, яйца, крупы, молоко и молочные продукты, сахар, соль, картофель, растительное масло, детское и диабетическое питание – все эти продукты под налог не попадут, равно как одежда и обувь для детей. Вместе с тем, регионы могут самостоятельно добоволять в список не облагаемых товаров  лекарства и протезно-ортопедических изделий.

Комментирует эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко

Идею ввода налога с продаж с точки зрения ее социального компонента и экономической целесообразности можно поставить в один ряд с такой инициативой нашего правительства, как заморозка пенсионной системы. Интересен исторический опыт этого налога. Он существует только в одной стране мира – в США, где каждый штат устанавливает его самостоятельно. Но в Штатах отсутствует другой налог на торговлю – НДС, в то время как Россия и НДС сохраняет, и налог с продаж вводит. А это уже не имеющий аналогов в других государствах прецедент. В нашей стране этот налог устанавливали уже дважды. Оба раза он вводился в наиболее тяжелые годы российской государственности – до распада СССР в 1991 году в размере 5% и в 1998 году как региональный.

Введение налога с продаж – это, во-первых, удар по имиджу самого президента. Ведь именно он в Бюджетном послании 2012 года вскоре после выборов обещал, что по крайней мере до 2018 года налоговая нагрузка на несырьевые сектора экономики не будет повышаться. Но в России уже заведено обещать одно, а реализовывать другое.

Во-вторых, это очередной пример непоследовательности государственной политики. Уже не в первый раз принимаются одни решения, затем происходит откат от них и все возвращается на исходную позицию. Налог с продаж в России действовал до 2004 года, пока не было решено его упразднить, так как он был признан неконституционным (признанно незаконным взимать налог с индивидуальных предпринимателей, так как считается, что до этого товар уже продали физическому лицу).

Сейчас к этому налогу решили вновь вернуться для того, чтобы помочь региональным бюджетам, которые получат право пополняться доходом от 3 процентного налога с продаж.

Задолженность субъектов действительно достигла колоссальных объемов, на них возложена реализация майских указов – повышение заработной платы работникам социальной сферы.

В такой ситуация этот налог может облегчить экономическое положение субъекта, но его эффективность низка. В среднем, по оценкам, собираемость его раньше составляла всего около 35%.

Не менее важный вопрос - за счет кого региональные бюджеты должны будут пополниться? Ляжет ли он на плечи бизнеса как предусмотрено в проекте закона, или же физические лица понесут основное бремя? По настрою бизнеса уже сейчас понятно, что крайним окажется простой покупатель.

На социально-значимые товары налог распространяться не будет. Так, не подлежат налогообложению ряд продуктов питания: хлеб и хлебобулочные изделия, молоко, молокопродукты, сахар, соль, картофель, растительное масло, яйца, крупы, продукты детского и диабетического питания. Также налог не будет взиматься с продажи детской одежды и обуви по перечню, который будут устанавливать регионы, лекарств, протезно-ортопедических изделий.

То есть наибеднейшие слои населения налог не затронет. Но в тоже самое время его не будут взымать с продажи зданий, сооружений, земельных участков и других недвижимых объектов, а также ценных бумаг.

А это значит, что и на наиболее богатые слои он тоже не распространится. Основным плательщиком станет средний класс, который сейчас в России в среднем на приобретение продуктов и товаров тратит до 40% своих доходов.

Грозит введение этого налога и тем, что бизнес, еще менее доверяющий государству, начнет укрывать доходы, что непосредственно повлияет на другие налоги. К инфляции этот налог не приведет, так как на все базовые товары, которые учитываются при расчете инфляции, он не распространяется, но на уровень жизни граждан окажет непосредственное влияние. К тому же он также потребует и дополнительных административных затрат.

Налог может оказаться эффективным только в тех регионах, где существуют крупные розничные сети. В других отследить его собираемость будет практически невозможно. Это значит, что лучше всего он будет собираться в Москве и Санкт-Петербурге, в то время как изначально эта мера должна была помочь регионам с тяжелым экономическим положением, высокой задолженностью.

Материал подготовил Дмитрий Поллит


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2499
9997
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика