Возвращение налога с продаж: день сурка

Возвращение налога с продаж: день сурка

Событие: Министерство финансов РФ внесло в правительство законопроект о дополнении Налогового кодекса РФ новой главой «Налог с продаж». Об этом накануне обмолвился «Интерфакс» и ряд других новостных агентств. При этом документ еще не согласован с Минэкономразвития, а Минюст не предоставил своего заключения.

Организации и частные предприниматели будут облагаться налогом с операций по реализации товаров и услуг. Налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров и услуг с учетом НДС и акцизов. Налог будет ежемесячным.

Ставка налога будет установлена региональными субъектами, максимальная ставка – 3%. При этом дифференциация налоговой ставки для различных видов товаров и услуг, а также в зависимости от того, кто является плательщиком – не допускается.

Ставку будут устанавливать регионы и она не может быть меньше 3%. Тем не менее, Хлеб и хлебобулочные изделия, яйца, крупы, молоко и молочные продукты, сахар, соль, картофель, растительное масло, детское и диабетическое питание – все эти продукты под налог не попадут, равно как одежда и обувь для детей. Вместе с тем, регионы могут самостоятельно добоволять в список не облагаемых товаров  лекарства и протезно-ортопедических изделий.

Комментирует эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко

Идею ввода налога с продаж с точки зрения ее социального компонента и экономической целесообразности можно поставить в один ряд с такой инициативой нашего правительства, как заморозка пенсионной системы. Интересен исторический опыт этого налога. Он существует только в одной стране мира – в США, где каждый штат устанавливает его самостоятельно. Но в Штатах отсутствует другой налог на торговлю – НДС, в то время как Россия и НДС сохраняет, и налог с продаж вводит. А это уже не имеющий аналогов в других государствах прецедент. В нашей стране этот налог устанавливали уже дважды. Оба раза он вводился в наиболее тяжелые годы российской государственности – до распада СССР в 1991 году в размере 5% и в 1998 году как региональный.

Введение налога с продаж – это, во-первых, удар по имиджу самого президента. Ведь именно он в Бюджетном послании 2012 года вскоре после выборов обещал, что по крайней мере до 2018 года налоговая нагрузка на несырьевые сектора экономики не будет повышаться. Но в России уже заведено обещать одно, а реализовывать другое.

Во-вторых, это очередной пример непоследовательности государственной политики. Уже не в первый раз принимаются одни решения, затем происходит откат от них и все возвращается на исходную позицию. Налог с продаж в России действовал до 2004 года, пока не было решено его упразднить, так как он был признан неконституционным (признанно незаконным взимать налог с индивидуальных предпринимателей, так как считается, что до этого товар уже продали физическому лицу).

Сейчас к этому налогу решили вновь вернуться для того, чтобы помочь региональным бюджетам, которые получат право пополняться доходом от 3 процентного налога с продаж.

Задолженность субъектов действительно достигла колоссальных объемов, на них возложена реализация майских указов – повышение заработной платы работникам социальной сферы.

В такой ситуация этот налог может облегчить экономическое положение субъекта, но его эффективность низка. В среднем, по оценкам, собираемость его раньше составляла всего около 35%.

Не менее важный вопрос - за счет кого региональные бюджеты должны будут пополниться? Ляжет ли он на плечи бизнеса как предусмотрено в проекте закона, или же физические лица понесут основное бремя? По настрою бизнеса уже сейчас понятно, что крайним окажется простой покупатель.

На социально-значимые товары налог распространяться не будет. Так, не подлежат налогообложению ряд продуктов питания: хлеб и хлебобулочные изделия, молоко, молокопродукты, сахар, соль, картофель, растительное масло, яйца, крупы, продукты детского и диабетического питания. Также налог не будет взиматься с продажи детской одежды и обуви по перечню, который будут устанавливать регионы, лекарств, протезно-ортопедических изделий.

То есть наибеднейшие слои населения налог не затронет. Но в тоже самое время его не будут взымать с продажи зданий, сооружений, земельных участков и других недвижимых объектов, а также ценных бумаг.

А это значит, что и на наиболее богатые слои он тоже не распространится. Основным плательщиком станет средний класс, который сейчас в России в среднем на приобретение продуктов и товаров тратит до 40% своих доходов.

Грозит введение этого налога и тем, что бизнес, еще менее доверяющий государству, начнет укрывать доходы, что непосредственно повлияет на другие налоги. К инфляции этот налог не приведет, так как на все базовые товары, которые учитываются при расчете инфляции, он не распространяется, но на уровень жизни граждан окажет непосредственное влияние. К тому же он также потребует и дополнительных административных затрат.

Налог может оказаться эффективным только в тех регионах, где существуют крупные розничные сети. В других отследить его собираемость будет практически невозможно. Это значит, что лучше всего он будет собираться в Москве и Санкт-Петербурге, в то время как изначально эта мера должна была помочь регионам с тяжелым экономическим положением, высокой задолженностью.

Материал подготовил Дмитрий Поллит


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3015
47305
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика