Забастовка дальнобойщиков

Забастовка дальнобойщиков

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Шишкина Наталия Игоревна

Весь месяц в новостях фигурируют дальнобойщики и их забастовки, охватившие всю страну. Доходит до свидетельств о табуировании обсуждения этой темы на сайтах информационных агентств и телеканалов.

По данным Росстата на сентябрь 2015 года было только 4 забастовки. Если просмотреть новостную ленту Яндекса, то количество забастовок, попавших в СМИ порядка 60 с начала года. По данным проекта Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов «Практическая конфликтология», было зафиксировано 117 социально-трудовых конфликтов.

Можно ли сказать, что растут протестные настроения? Несомненно. И катализатором таких настроений и акций становятся решения правительства относительно отдельных вопросов, очень явно лоббирующих интересы частного крупного бизнеса, пострадавшего от санкций и кризиса. Это, в общем-то, не впервой, и касается далеко не только дальнобойщиков, но возникают определенные ассоциации.


ИСТОРИЯ НЕ УЧИТ?

Сама собой напрашивается аналогия с забастовками шахтеров, всколыхнувшими протестные настроения в СССР в 1989-1990х годах и ставшими одним из толчков к смене экономической и политической модели страны. Начались первые забастовки в 1989 году, считается, что толчком к забастовкам послужило ухудшение обеспечения шахтерских регионов, снижение качества безопасности. В июне появилось письмо с требованиями шахтеров, которые сводились по существу к обеспечению их трудовых прав и приемлемых условий труда. Ухудшило положение с забастовкой профсоюзное движение, оказавшееся на стороне властей, что подлило масла в огонь и вызвало массовые возмущения. Так же, как и сейчас, на местах была нарушена связь между народом и властью. Все шахты Кемеровской области были охвачены забастовкой только за два дня, на уровне министра угольной промышленности было принято решение немедленно удовлетворить требования шахтеров. С речью в поддержку требований шахтеров выступил и М. С. Горбачев. Однако это не помогло, и в 1990 году прошла первая Всесоюзная политическая забастовка шахтеров.

Нынешняя забастовка, конечно, несколько меньше по охватам, хотя и может вызвать цепную реакцию в других сферах, особенно у рабочих промышленных предприятий. А учитывая, что профсоюзные организации, как правило, солидарны с властями и не являются защитой трудящихся, недовольство может также перейти определенную грань. Так же, как и во времена забастовок шахтеров, связь между властью и «простым народом» потеряна, но сегодня к этому добавляется цензурирование в Интернете, и невиданные ранее возможности по кооперации с помощью средств связи.

Требование у дальнобойщиков всего одно: не использовать систему «Платон» и отказаться от идеи сбора дорожного налога через частную контору. Любой намек на политические требования вызывает у бастующих недовольство. Это уже можно было наблюдать у Смольного, когда бывший депутат Законодательного собрания Сергей Гуляев заметил, что следующим требованием может стать отставка премьер-министра. Дальнобойщики твердо заявляют, что их требования строго экономического характера, однако и в случае с шахтерами первоначальные требования не включали в себя политических. Политические появились несколько позже. Кроме того, ничто не мешает воспользоваться ситуацией и политическим силам. Уже действует сайт, на котором размещен текст ультиматума олигархам «За Дальнобоев!» с требованием отставки действующей системы власти и досрочных активных выборов. Кто может дать гарантии, что при проводимой политике в налоговой, социальной, гуманитарной сфере требование не будет подхвачено населением?


ВОЗВРАЩАЯСЬ К ДНЯМ НЫНЕШНИМ

Забастовка дальнобойщиков – одна из самых масштабных в последнее время. Бастуют дальнобойщики в Тюмени и Башкирии, Санкт-Петербурге и Дагестане, на Урале и в Сибири. Всероссийская, с перекрытием трасс, коллапсом движения в некоторых городах, с объявлением марша на Москву дальнобойщиков нескольких регионов и возможностью перекрыть каналы поставок продовольствия, техники, медикаментов и других жизненно важных вещей. По существу, дальнобойщики могут перекрыть транспортные артерии и устроить блокаду той же Москвы, что и было выражено в недавно опубликованном «Манифесте дальнобойщиков России» за неизвестным авторством. Конечно, гарантий, что требования именно дальнобойщиков, нет, но прецедент имеется.

А в случае силового метода решения проблемы разрушительный эффект будет ещё больший. Причем именно силовой вариант решения проблемы, видимо, и выбрали: блокируют движение дальнобойщиков в Калмыкии, отнимают права под Смоленском, находят бомбы в грузовиках под Нижним Новгородом.

В Государственной Думе дальнобойщиков и вовсе приравняли к национал-предателям, госдеповцам и белоленточным. Собственно, это в рамках общей тенденции: критикуешь Минздрав? Ты национал-предатель! Устраиваешь забастовку в связи с несогласием с проводимой народными избранниками политикой? Ты — национал-предатель! Участвуешь во всероссийской забастовке против сбора дорожного налога частной конторой с отдельных категорий автомобилистов? Ты — агент Госдепа США, который таким способом пытается подорвать российский государственный строй!

Хотя возникает вопрос: почему российский государственный строй тождественен конкретному частному предприятию, с которым заключен договор о передаче государственной функции по сбору налога, более 60% которого по этому договору идет не в бюджет государства и на дорожное строительство, а в бюджет частному предприятию?..

Особенно с помощью подобной риторики приобрел известность Евгений Федоров, прямо назвавший забастовки дальнобойщиков заказными от Госдепа США. Конечно, США являются и всегда являлись вызовом России, и даже не как государству, а как стране, цивилизации. Но если это инициировано Госдепом США, то, видимо, именно Госдеп США подсказывал Государственной Думе налоговую политику и нашептал это решение. Действительно, кому как не одному из действующих депутатов Государственной Думы от либерально-консервативной партии об этом знать?

Тем не менее, определенные уступки сделать хотят — не штрафовать первые три года, либо размер штрафа снизить. По сути это — попытки балансировать между заказными интересами и резкой реакцией на их реализацию со стороны населения. Но результатов не приносит: забастовки продолжаются. Главный вопрос только в том, как долго, и удастся ли власти применить принцип Divide et impera.

Но даже если и консолидация затухнет сейчас, забастовок и протестов не станет меньше, так как Россия — приватизированное государство и действует не в интересах своих граждан. Первое косвенно и подтвердил Е. Фёдоров, назвав забастовку дальнобойщиков против обслуживания частных интересов подрывом государственного строя.


В ЧЕМ ПРАВ ЕВГЕНИЙ ФЕДОРОВ?

В случае с дальнобойщиками, можно вспомнить старый детский английский стишок «гвоздь и подкова», из-за которого в результате был потерян город (в оригинале — всё королевство). Если пойти тем же путем, что и неизвестный автор того стихотворения, то получается следующая картина: повышение цен на дороги ведет к повышению цены на товары, в том числе — первой необходимости. При этом покупательная способность россиян по данным официального Росстата падает быстрее, чем в 2008-2009 годах. Повышение цены на товары ведет к невозможности продающих компаний реализовать товар вовремя, в результате компания начинает терпеть убытки. Это, в свою очередь, ведет к снижению грузоперевозок и уменьшению количества логистических компаний (рост безработицы). Уменьшение количества грузоперевозок ведет к сокращению объемов производства в связи не с отсутствием спроса, а с невозможностью его удовлетворить со стороны потребителя, и ведет также к убыткам производства. Сокращение объемов производства и убытки ведут к необходимости проводить сокращения штата, что сейчас модно называть «оптимизацией». Сокращение штата — это увеличение количества безработных, не способных создать спрос на товары промышленности в связи с недостатком средств, а также рост недовольства в обществе.

Это в интересах логистических компаний? Продающих компаний? Промышленности? Производства? Дальнобойщиков? Простых граждан и рабочих? Явно нет. Ведь они и пострадают в первую очередь, а подушек безопасности в виде немалого капитала у них нет. Уж кто-кто, а простые дальнобойщики, рабочие, предприниматели, врачи и учителя явно не из тех, у кого имущество в юрисдикции других государств, и уж тем более не из тех, кто после введения санкций получит возмещение потерь.

Если рассматривать ситуацию и такое развитие событий с точки зрения недоброжелателя России, то только идиот с прогрессирующим критинизмом не воспользуется сложившейся ситуацией. А недоброжелатели России — вовсе не идиоты, и обязательно ситуацией воспользуются. И сколько бы уже ни кричали СМИ об агентах Госдепа, сколько бы ни пообещала власть народу — доверия уже не будет. Терпение народа тоже имеет свои пределы.

Прав Е.Фёдоров в том, что идет политическая война с Западом, хотя сказать, когда она прекращалась, невозможно. Или, если говорить словами официальной риторики, идет война с нашими западными партнерами. Звучит, конечно, странно: они нам — санкции, условия и требования, мы им — «вы наши партнеры, вот вам наша поддержка, сотрудничество». Они нам: «вы — террористическое государство», мы им — «у нас общие интересы в сфере борьбы с терроризмом». Хотя последнее вполне объясняет принятие таких решений властью, которые ведут к ухудшению жизнеспособности страны.

Но обвинение простых граждан в подрывной деятельности на службе у Госдепа США безосновательно. Простой народ максимум возьмут в этом спектакле на роль объекта манипуляции, который и знать-то об этом не будет. Если допустить такую возможность, то возникает вполне логичный вопрос: в каком состоянии находятся службы безопасности России, если они допускают проведение подрывной деятельности в общероссийском масштабе? Логичный ответ: в неудовлетворительном. Следующий вопрос: если службы безопасности находятся в неудовлетворительном состоянии, то, следовательно, национальная безопасность России не обеспечивается, и что привело к такому состоянию? Ответ: политика государства в сфере безопасности, которая привела к невозможности государства дать отпор и защитить свои интересы в сфере безопасности.

Пока до такого явно не дошло. И Госдеп США в забастовках участвует только постольку, поскольку есть свои агенты во власти, реализующей и принимающей провоцирующие решения. Собственно, именно с помощью давления на власть с целью реализации провоцирующей политики и сочетания этого с поддержкой оппозиции США и добивалось успеха в борьбе против режимов других стран. Но оппозиции среди дальнобойщиков не видно. Во всяком случае, пока.

Пока действуют отвлекающие маневры, пока выезжаем за счет активной пропаганды и создания массовой истерии с поиском национал-предателей. Но всему есть предел, и усиление протестных настроений, которое фиксируется в том числе и Комитетом гражданских инициатив, является первым признаком приближения к этому пределу.

Людей просто доводят до состояния бунта, создают все условия для действий настоящих врагов и противников России. Бастующие люди — это не враги. Они как раз своей забастовкой дают возможность понять, где существует проблема, где допущена ошибка в её решении. Это своего рода реакция активной среды (общество) на раздражитель (действия, бездействия и решения власти). И если эта реакция отторжения принятого правительством решения, то это повод одуматься, но никак не форсировать охоту на ведьм среди тех, в чьи интересы совершенно не входит геополитический распад России.

Если реакции не будет, то это признак смерти общества как живого существа, по аналогии с отсутствием реакции на раздражитель после наступления биологической смерти. Если реакция есть, но она активно подавляется — то это явная подготовка почвы, своего рода прессование бризантного вещества в бомбе, которое делается для увеличения мощности взрыва.

Стоит отметить, что в России сформировалась расслоение на простой люд, простых россиян, и кого-то ещё, неких «непростых». Как раз простой народ и платит из своего и без того тощего кармана то за бессмысленные политические игрища, то за комфорт «непростых» россиян, и их недовольство выражается в забастовках. А забастовка — это показатель оторванности власти от населения. Забастовка нужна тогда, когда иные средства никак не помогают решить проблему.

По существу, на Россию организована масштабная либеральная атака с попранием интересов общества в угоду интересам личностей. Идет развал социальной сферы, новая волна приватизации, принимаются и активно пиарятся решения, которые явно не в интересах России. Население России, хотя и имеет такую черту как долготерпение, начинает выражать свое недовольство. Политическая прочность начинает подходить к своему пределу, или, вернее, её подводят к пределу, деформируя страну таким образом, чтобы под давлением внутреннего напряжения произошло разрушение России. А что противники России? Они умывают руки.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Крепче за баранку держись, шофёр: с дальнобойщиков возьмут за каждый километр

Правильным курсом идём, товарищи

Цветные революции: от Пражской весны до Русской осени

Бедный сентябрь

Бастуют преподаватели

Безработица в России

В России нарастает протестная активность

Разделили и властвуют? Объединимся и дадим отпор!

Санкции+. Что ещё в арсенале давления Запада на Россию?


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3049
9984
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика