Закон Украины о санкциях и экономика России

Закон Украины о санкциях и экономика России

Событие:  Закон Украины, который предусматривает возможность введения в отношении России более 20 видов санкций, включая прекращение транзита энергоресурсов, вступил в силу.

Ограничительные меры могут применяться Украиной по отношению к иностранному государству, иностранному юридическому лицу, юрлицу, находящемуся под контролем иностранного юридического или физического лица-нерезидента, иностранца, лица без гражданства, а также субъектам, которые осуществляют террористическую деятельность.

Статья 4 Закона под названием "Виды санкций" формулируется следующим образом:

1 Видами санкций согласно настоящему Закону являются:
1) блокирование активов - временное ограничение права лица пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом;
2) ограничение торговых операций;
3) ограничение, частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины;
4) предотвращения вывода капиталов за пределы Украины;
5) приостановление исполнения экономических и финансовых обязательств;
6) аннулирование или приостановление лицензий и других разрешений, получение (наличие) которых является условием для осуществления определенного вида деятельности, в частности, аннулирования или приостановления действия специальных разрешений на пользование недрами;
7) запрещение участия в приватизации, аренде государственного имущества резидентами иностранного государства и лицами, которые прямо или косвенно контролируются резидентами иностранного государства или действуют в их интересах;
8) запрет пользования радиочастотным ресурсом Украины;
9) ограничение или прекращение предоставления телекоммуникационных услуг и использования телекоммуникационных сетей общего пользования;
10) запрещение осуществления государственных закупок товаров, работ и услуг у юридических лиц-резидентов иностранного государства государственной формы собственности и юридических лиц, доля уставного капитала которых находится в собственности иностранного государства, а также государственных закупок в других субъектов хозяйствования, которые осуществляют продажу товаров , работ, услуг происхождением из иностранного государства, к которой применены санкции согласно настоящему Закону;
11) запрещение или ограничение захода иностранных невоенных судов и военных кораблей к территориальному морю Украины, ее внутренних вод, портов и воздушных судов в воздушное пространство Украины или осуществления посадки на территории Украины;
12) полный или частичный запрет совершения сделок с ценными бумагами, эмитентами которых являются лица, к которым применены санкции согласно настоящему Закону;
13) запрещение выдачи разрешений, лицензий Национального банка Украины на осуществление инвестиций в иностранное государство, размещение валютных ценностей на счетах и ​​вкладах на территории иностранного государства;
14) прекращение выдачи разрешений, лицензий на ввоз в Украину из иностранного государства или вывоз из Украины валютных ценностей и ограничение выдачи наличных по платежным картам, эмитированным резидентами иностранного государства;
15) запрещение осуществления Национальным банком Украины регистрации участника международной платежной системы, платежной организацией которой является резидент иностранного государства;
16) запрет увеличения размера уставного капитала хозяйственных обществ, предприятий, в которых резидент иностранного государства, иностранное государство, юридическое лицо, участником которой является нерезидент или иностранное государство, владеет 10 и более процентами уставного капитала или имеет влияние на управление юридическим лицом или его деятельность;
17) введение дополнительных мер в области экологического, санитарного, фитосанитарного и ветеринарного контроля;
18) прекращение действия торговых соглашений, совместных проектов и промышленных программ в определенных сферах, в частности в сфере безопасности и обороны;
19) запрещение передачи технологий, прав на объекты права интеллектуальной собственности;
20) прекращение культурных обменов, научного сотрудничества, образовательных и спортивных контактов, развлекательных программ с иностранными государствами и иностранными юридическими лицами;
21) отказ в предоставлении и отмене виз резидентам иностранных государств, применение других запретов въезда на территорию Украины;
22) прекращения действия международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины;
23) аннулирование официальных визитов, заседаний, переговоров по вопросам заключения договоров или соглашений;
24) лишение государственных наград Украины, других форм празднования;
25) другие санкции, соответствующие принципам их применения, установленным настоящим Законом.


Комментирует эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко

Пока закон о санкциях – это лишь потенциальная вероятность того, что может быть сделано. Однако уже сейчас в перечне санкций есть положения, которые в случае их применения нанесут ущерб не только России и Украине, но и Европейскому союзу – это частичное или полное прекращение транзита ресурсов. Сейчас через Украину проходит около 50% российского газа, идущего в Европу и Турцию. При этом наибольшую зависимость от транзита испытывают такие страны, как Словакия, Болгария, Сербия, Босния и Македония.  15 государств Европы получают через Украину от 30 до 100% потребляемого газа. Хотя ежегодно зависимость от транзита газа по территории Украины снижается,  а в будущем при строительстве «Южного потока» потребность в Украине вообще может исчезнуть, в текущий момент Россия просто не сможет направить нужное количество газа по альтернативным потокам (даже если объемы через газопровод «Северный поток» будут доведены до проектной мощности). Однако прекращение транзита затронет и саму Украину, которая получает ежемесячно оплату за транзит газа по своей территории. В прошлом году выручка составила $3,6 млрд. Трудно представить, что эти санкции все же будут применены. Но нельзя исключать, что именно этот вопрос Украина будет использовать как инструмент косвенного давления на Европу.

Безусловно, самый выгодный для Украины вариант санкций  - это приостановление исполнения экономических и финансовых обязательств, то есть фактически отказ не только оплачивать долг, но и исполнять ранее принятые на себя обязательства. Уже сейчас Украина должна России за поставки газа $ 4,5 млрд (заявленный иск в Стокгольмский арбитраж), к этому стоит добавить и задолженность по кредитам, из которых только $3 млрд – это покупка лояльности Януковича в последние месяцы его правления (в виде приобретения украинских евробондов за счет средств Фонда национального благосостояния). Долги за газ Украина уже не платит, и газ из Россия она также больше не получает, закачивая в свои хранилища реверсный газ из стран Восточной Европы. Даже при реверсе газа из Польши, Словакии и Венгрии потребности украинской экономики не будут удовлетворены, в связи с этим премьер А.Яценюк уже заявил об экономии и снижении на 25% потребления газа.

В законе о санкциях предусмотрено ограничение торговых операций и введение дополнительных мер в области экологического, санитарного, фитосанитарного и ветеринарного контроля, что также фактически означает создание дополнительных барьеров в торговле. Россия уже ввела запрет на импорт украинской молочной продукции, соков, плодоовощных и рыбных консервов, растениеводческой продукции и картофеля, кондитерских изделий, пива и спиртных напитков. Украина в рамках ассоциации с Европой открывает свой рынок европейским товарам (теоретически получает доступ и к европейскому рынку), к которым применяется отличная от российской система контроля качества и стандартов изготовления пищевой промышленности, а это значит, что меры в области контроля станут даже не санкциями, а защитой интересов потребителей.

В перечне санкций есть также такой абстрактный пункт, как предотвращение вывода капитала за пределы Украины, то есть фактически это даже не санкции, а скорее мера борьбы с вывозом капитала. В России действенного механизма борьбы с экспортом капитала пока не придумано (закон о деофшоризации так и не принят), но Украина, кажется, знает, как бороться с этим явлением, несмотря на то, что только в 2012 году по официальным данным около 89% всех иностранных инвестиций из Украины было направлено на Кипр.

Ряд санкций относятся непосредственно к деятельности российских компаний на Украине. Это и блокирование активов, аннулирование или приостановление лицензий (в частности, разрешений на пользование недрами) и др. Граждане РФ владеют каждой десятой компанией из рейтинга 200 крупнейших компаний в Украине как  в сфере промышлености, так и в сфере финансов. К примеру, российский капитал присутствует в таких финансовых институтах, как Проминвестбанк (государство РФ), Сбербанк России (государство РФ), ВТБ Банк (государство РФ), Индустриальный союз Донбасса (50% - Александр Катунин), Альфа-банк (Альфа-групп Михаила Фридмана), Инго Украина (Ингосстрах), Провидна (Росгосстрах), Альфа страхование (Альфа-групп Михаила Фридмана). Из промышленных крупнейших предприятий в  Лукойл-Украина (Лукойл Вагита Аликперова), Газпром сбыт Украина (государство РФ), Крюковский вагонзавод (25% - Станислав Гамзалов), Евраз Украина (Роман Абрамович), Альянс ойл Украина (братья Бажаевы), Запорожтрансформатор (Константин Григоришин), Карпатнефтехим (Лукойл Вагита Аликперова), Николаевский глиноземный завод (Олег Дерипаска), Лугансктепловоз (Алишер Усманов), Побужский ферроникелевый комбинат (Александр Бронштейн), Энергомашспецсталь" (50% - Росатом), Днепрометиз (Алексей Мордашов) и др.

Примечательно, что если российский бизнес будет вытеснен из Украины, его место займут европейские и американские компании. Так, мечта Газпрома о создании совместного предприятия на базе магистральных газопроводов Украины и месторождений Газпрома завершилась принятием закона, по которому к газотранспортной структуре Украины допускаются только американские и европейские компании. Согласно закону, 49% активов ГТС, а также подземные хранилища газа передаются в управление европейским и американским компаниям.

Еще одной возможной санкционной мерой является запрещение участия в приватизации, аренде государственного имущества резидентами иностранного государства. Фактически, на территории Украины начнется перераспределение капитала: российский вероятнее всего будет вытеснен американским и европейским. Под благой вывеской борьбы с олигархами простые украинцы и не заменят, как ресурсы их страны плавно перейдут под контроль западного инвестора. К этому стоит также добавить многочисленные призывы компенсировать потери собственности в Крыму за счет национализации компаний, принадлежащих россиянам. Но национализация ударит и по украинской стороне: во-первых, и в России есть собственность украинских резидентов - Липецкая конфетная фабрика (Петр Порошенко), Останкинский молочный комбинат и Рыльский сыродел (Анатолий Юркевич), три угольные шахты и обогатительная фабрика в Ростовской области (Ринат Ахметов), Армавирский завод тяжелого машиностроения (Юрий Иванющенко), заводы по производству подсолнечного масла и бизнес по экспорту российской пшеницы, доля в зерновом терминале в порту Тамань (Андрей Веревский), владеющая газовым месторождением в Адыгее Южгазэнерджи (Дмитрий Фирташ), ликероводочный завод  (Евгений Черняк) и др. Во-вторых, ряд украинских предприятий непосредственно обеспечиваются сырьем и топливом из России. Попытки их национализации приведут к разрыву промышленной цепочки.

Возможные санкции непосредственно затрагивают и финансовую сферу. К примеру, это запрет на иностранные инвестиции, хотя это может привести  и к обратному эффекту – отказу России инвестировать в украинскую экономику, а это в 2012 году составило 7% от общего объема прямых иностранных инвестиций в украинскую экономику или $3,8 млрд. Для сравнения, Украина за этот же период инвестировала в Россию в тринадцать раз меньше -  $292,5 млн.

Очевидно, что ограничения в отношении России в попытке догнать западные страны в их санкционных войнах в итоге могут навредить самой Украине: сейчас это на себе ощущают только простые граждане, которые испытывают решимость киевских властей ограничить потребление газа, и производители, попавшие под российские запреты. В итоге в бесконечной войне продемонстрировать силу, оказать давление, доказать свою независимость не окажется победителей: в разной степени экономический ущерб коснется каждой стороны, разрыв гуманитарных связей еще больше отдалит народы друг от друга, разъединив их по линии европейские антиценности и ценности Русского мира.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
1929
8286
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика