Закон Украины о санкциях: правовой анализ

Закон Украины о санкциях: правовой анализ

Событие: Закон Украины, который предусматривает возможность введения в отношении России более 20 видов санкций, включая прекращение транзита энергоресурсов, вступил в силу.

Ограничительные меры могут применяться Украиной по отношению к иностранному государству, иностранному юридическому лицу, юрлицу, находящемуся под контролем иностранного юридического или физического лица-нерезидента, иностранца, лица без гражданства, а также субъектам, которые осуществляют террористическую деятельность.

Статья 4 Закона под названием "Виды санкций" приведена в материале "Закон Украины о санкциях и экономика России".


Комментирует: эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.ю.н. Александр Гаганов.

14 августа 2014 года Верховная Рада Украины приняла закон о санкциях, который был внесен Кабинетом министров Украины. Закон не вводит санкции против России, но устанавливает порядок введения санкций против любых неугодных государств и частных лиц. По данным официального сайта украинского парламента, Закон был подписан президентом Украины 10 сентября. Сразу встает вопрос: с чем связан такой разрыв во времени между принятием закона и его подписанием? Согласно статье 94 Конституции Украины закон подписывается Президентом в течение 15 дней. Почему этот срок был нарушен? Были сомнения в необходимости санкций, или хотели использовать этот ход для оказания давления на Россию, или ждали «сигнала» с Запада?

Нарушение конституционного срока подписания закона является нарушением процедуры принятия закона, что может послужить основанием для его оспаривания в суде и отмены.

Закон о санкциях состоит из преамбулы и шести статей. Преамбула преисполнена пафосом о защите суверенитета Украины и недопустимости вмешательства в ее внутренние дела. Рада приняла этот закон, «сознавая необходимость безотлагательного и эффективного реагирования на имеющиеся и потенциальные угрозы национальным интересам и национальной безопасности Украины, включая враждебные действия, вооруженное нападение других государств или негосударственных образований, причинения вреда жизни и здоровью населения, захват заложников, экспроприацию собственности государства, физических и юридических лиц». Учитывая, что украинский конфликт длится уже более полугода, можно назвать принятие закона запоздалым, а не «безотлагательным реагированием». Даже Соединенные Штаты еще весной стали выдвигать законопроекты о введении санкций против России «в связи с ее агрессией на Украине».

Статья 1 Закона дает понятие санкций: это специальные экономические и другие ограничительные мероприятия. В той же статье указано, на кого могут распространяться санкции: 1) иностранное государство, 2) иностранное юридическое лицо, 3) юридическое лицо, находящееся под контролем иностранного юридического лица или физического лица-нерезидента, 4) иностранцев, 5) лиц без гражданства, а также 6) субъектов, осуществляющих террористическую деятельность. В зависимости от субъектов различается и порядок введения санкций (об этом ниже). В последний вид субъектов могут попадать и граждане Украины.

Статья 3 Закона говорит об основаниях и принципах применения санкций. Принципы названы стандартные: принцип законности, прозрачности, объективности, целесообразности, эффективности. При этом непонятно, как оценивается объективность санкций, целесообразность и эффективность. Очевидно, что ряд санкций может пойти вразрез с интересами Украины. Получается, что они будут нецелесообразны или неэффективны. Однако такое несоответствие санкций декларированным принципам не повлечет за собой никаких юридических последствий. Можно ли будет обжаловать в суд акты, вводящие санкции, в связи с их противоречием принципам, установленным Законом? Скорее всего, судебной перспективы у таких дел нет. Но то, что санкции могут нарушить права юридических и физических лиц, включая граждан самой Украины, и тем самым вызвать необходимость обращения в суд, сомнений не вызывает.

Основания для применения санкций можно условно разделить на две категории. Первая категория санкций связана с действиями иностранных государств и иных субъектов, которые создают угрозы национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности, способствуют терроризму, нарушают права и свободы человека, препятствуют устойчивому экономическому развитию Украины. Отмечается, что совершение этих действий в отношении другого государства также является основанием для санкций. Вторая категория включает в себя резолюции ООН, решения и регламенты Совета Европейского Союза, факты нарушений Всеобщей декларации прав человека, Устава ООН. Закон не говорит о том, должны ли факты нарушения декларации и Устава ООН быть подтверждены чем-либо (например, судебным решением). Получается, что эту категорию оснований следует понимать так: если Европа решила ввести санкции против кого-либо, Украина смело может их поддержать, даже если причина введения санкций никак не связана с Украиной.

Статья 4 Закона называет 24 вида санкций, причем оставляет перечень видов открытым. Помимо экономических санкций, в перечень вошли:

- прекращение культурных обменов, научного сотрудничества, образовательных и спортивных контактов, развлекательных программ с иностранными государствами и иностранными юридическими лицами;

- отказ в предоставлении и отмене виз резидентам иностранных государств, применение других запретов въезда на территорию Украины;

- прекращение действия международных договоров;

- аннулирование официальных визитов, заседаний, переговоров по вопросам заключения договоров или соглашений;

- лишение государственных наград Украины.

Закон говорит о том, что все указанные виды санкций не являются мерами защиты прав и интересов внешнеэкономической деятельности: это регулируется отдельным законом.

Статья 5 содержит порядок введения санкций. Санкции или их отмена могут быть инициированы Советом национальной безопасности и обороны Украины, Верховной Радой Украины, Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины, Национальным банком Украины, Службой безопасности Украины.

Порядок введения санкций различается: для отдельных видов санкций в отношении иностранного государства или неопределенного круга лиц определенного вида (секторальные санкции) и для некоторых видов санкций в отношении отдельных иностранных юридических лиц, юридических лиц, которые находятся под контролем иностранного юридического лица или физического лица-нерезидента, иностранцев, лиц без гражданства, а также субъектов, осуществляющих террористическую деятельность (персональные санкции). Так, решение о применении секторальных санкций принимается Советом национальной безопасности и обороны Украины, вводятся в действие указом Президента Украины и в течение 48 часов со дня принятия указа утверждаются постановлением Верховной Рады. Порядок сложный, имитирующий сдержки и противовесы, но можно ожидать единодушного решения всех органов власти. Персональные санкции вводятся в упрощенном порядке: Верховная Рада не участвует в этой процедуре.

Следует обратить внимание на то, что, несмотря на всю антироссийскую риторику Верховной Рады, Закон прямо не упоминает Россию, де-юре он может быть направлен против любых иностранных государств. Де-факто закон антироссийский: несмотря на минский протокол и ожидания снижения напряженности в российско-украинских отношениях Украина уже готовится вводить санкции против России. Чем грозят эти санкции России, рассмотрено в недавней статье эксперта Центра научной политической мысли и идеологии.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3111
10235
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика