Закон Украины о санкциях: правовой анализ

Закон Украины о санкциях: правовой анализ

Событие: Закон Украины, который предусматривает возможность введения в отношении России более 20 видов санкций, включая прекращение транзита энергоресурсов, вступил в силу.

Ограничительные меры могут применяться Украиной по отношению к иностранному государству, иностранному юридическому лицу, юрлицу, находящемуся под контролем иностранного юридического или физического лица-нерезидента, иностранца, лица без гражданства, а также субъектам, которые осуществляют террористическую деятельность.

Статья 4 Закона под названием "Виды санкций" приведена в материале "Закон Украины о санкциях и экономика России".


Комментирует: эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.ю.н. Александр Гаганов.

14 августа 2014 года Верховная Рада Украины приняла закон о санкциях, который был внесен Кабинетом министров Украины. Закон не вводит санкции против России, но устанавливает порядок введения санкций против любых неугодных государств и частных лиц. По данным официального сайта украинского парламента, Закон был подписан президентом Украины 10 сентября. Сразу встает вопрос: с чем связан такой разрыв во времени между принятием закона и его подписанием? Согласно статье 94 Конституции Украины закон подписывается Президентом в течение 15 дней. Почему этот срок был нарушен? Были сомнения в необходимости санкций, или хотели использовать этот ход для оказания давления на Россию, или ждали «сигнала» с Запада?

Нарушение конституционного срока подписания закона является нарушением процедуры принятия закона, что может послужить основанием для его оспаривания в суде и отмены.

Закон о санкциях состоит из преамбулы и шести статей. Преамбула преисполнена пафосом о защите суверенитета Украины и недопустимости вмешательства в ее внутренние дела. Рада приняла этот закон, «сознавая необходимость безотлагательного и эффективного реагирования на имеющиеся и потенциальные угрозы национальным интересам и национальной безопасности Украины, включая враждебные действия, вооруженное нападение других государств или негосударственных образований, причинения вреда жизни и здоровью населения, захват заложников, экспроприацию собственности государства, физических и юридических лиц». Учитывая, что украинский конфликт длится уже более полугода, можно назвать принятие закона запоздалым, а не «безотлагательным реагированием». Даже Соединенные Штаты еще весной стали выдвигать законопроекты о введении санкций против России «в связи с ее агрессией на Украине».

Статья 1 Закона дает понятие санкций: это специальные экономические и другие ограничительные мероприятия. В той же статье указано, на кого могут распространяться санкции: 1) иностранное государство, 2) иностранное юридическое лицо, 3) юридическое лицо, находящееся под контролем иностранного юридического лица или физического лица-нерезидента, 4) иностранцев, 5) лиц без гражданства, а также 6) субъектов, осуществляющих террористическую деятельность. В зависимости от субъектов различается и порядок введения санкций (об этом ниже). В последний вид субъектов могут попадать и граждане Украины.

Статья 3 Закона говорит об основаниях и принципах применения санкций. Принципы названы стандартные: принцип законности, прозрачности, объективности, целесообразности, эффективности. При этом непонятно, как оценивается объективность санкций, целесообразность и эффективность. Очевидно, что ряд санкций может пойти вразрез с интересами Украины. Получается, что они будут нецелесообразны или неэффективны. Однако такое несоответствие санкций декларированным принципам не повлечет за собой никаких юридических последствий. Можно ли будет обжаловать в суд акты, вводящие санкции, в связи с их противоречием принципам, установленным Законом? Скорее всего, судебной перспективы у таких дел нет. Но то, что санкции могут нарушить права юридических и физических лиц, включая граждан самой Украины, и тем самым вызвать необходимость обращения в суд, сомнений не вызывает.

Основания для применения санкций можно условно разделить на две категории. Первая категория санкций связана с действиями иностранных государств и иных субъектов, которые создают угрозы национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности, способствуют терроризму, нарушают права и свободы человека, препятствуют устойчивому экономическому развитию Украины. Отмечается, что совершение этих действий в отношении другого государства также является основанием для санкций. Вторая категория включает в себя резолюции ООН, решения и регламенты Совета Европейского Союза, факты нарушений Всеобщей декларации прав человека, Устава ООН. Закон не говорит о том, должны ли факты нарушения декларации и Устава ООН быть подтверждены чем-либо (например, судебным решением). Получается, что эту категорию оснований следует понимать так: если Европа решила ввести санкции против кого-либо, Украина смело может их поддержать, даже если причина введения санкций никак не связана с Украиной.

Статья 4 Закона называет 24 вида санкций, причем оставляет перечень видов открытым. Помимо экономических санкций, в перечень вошли:

- прекращение культурных обменов, научного сотрудничества, образовательных и спортивных контактов, развлекательных программ с иностранными государствами и иностранными юридическими лицами;

- отказ в предоставлении и отмене виз резидентам иностранных государств, применение других запретов въезда на территорию Украины;

- прекращение действия международных договоров;

- аннулирование официальных визитов, заседаний, переговоров по вопросам заключения договоров или соглашений;

- лишение государственных наград Украины.

Закон говорит о том, что все указанные виды санкций не являются мерами защиты прав и интересов внешнеэкономической деятельности: это регулируется отдельным законом.

Статья 5 содержит порядок введения санкций. Санкции или их отмена могут быть инициированы Советом национальной безопасности и обороны Украины, Верховной Радой Украины, Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины, Национальным банком Украины, Службой безопасности Украины.

Порядок введения санкций различается: для отдельных видов санкций в отношении иностранного государства или неопределенного круга лиц определенного вида (секторальные санкции) и для некоторых видов санкций в отношении отдельных иностранных юридических лиц, юридических лиц, которые находятся под контролем иностранного юридического лица или физического лица-нерезидента, иностранцев, лиц без гражданства, а также субъектов, осуществляющих террористическую деятельность (персональные санкции). Так, решение о применении секторальных санкций принимается Советом национальной безопасности и обороны Украины, вводятся в действие указом Президента Украины и в течение 48 часов со дня принятия указа утверждаются постановлением Верховной Рады. Порядок сложный, имитирующий сдержки и противовесы, но можно ожидать единодушного решения всех органов власти. Персональные санкции вводятся в упрощенном порядке: Верховная Рада не участвует в этой процедуре.

Следует обратить внимание на то, что, несмотря на всю антироссийскую риторику Верховной Рады, Закон прямо не упоминает Россию, де-юре он может быть направлен против любых иностранных государств. Де-факто закон антироссийский: несмотря на минский протокол и ожидания снижения напряженности в российско-украинских отношениях Украина уже готовится вводить санкции против России. Чем грозят эти санкции России, рассмотрено в недавней статье эксперта Центра научной политической мысли и идеологии.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2209
6663
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика