10 млрд руб. на субсидирование российских вузов: цель не оправдает средства

10 млрд руб. на субсидирование российских вузов: цель не оправдает средства

Эксперт Центра, к.социол.н. Надежда Хвыля-Олинтер

Редактор Центра Наталия Соловьева

Глава российского Кабмина распорядился направить из российского бюджета 10,14 млрд руб. на субсидирование российских вузов. Вузы, в свою очередь, эти деньги должны направить на то, чтобы занять топовые позиции в международных рейтингах. Для чего это нужно российским вузам?

Средства на субсидии Правительство РФ выделяет в рамках госпрограммы «Развитие образования» на 2013–2020 гг. Но получат их лишь 14 университетов – те, которые стали победителями конкурса Министерства образования и науки на получение субсидии для вхождения в мировые рейтинги университетов (см. таблицу). Список победителей был обнародован 9 июля 2013 г.

п/п

Вуз

Сумма субсидии на 2015 г.

1

МФТИ

761 млн руб.

2

МИСиС

761 млн руб.

3

МИФИ

761 млн руб.

4

УрФУ

761 млн руб.

5

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

761 млн руб.

6

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

761 млн руб.

7

Томский государственный университет

964 млн руб.

8

Томский политехнический университет

964 млн руб.

9

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

964 млн руб.

10

Высшая школа экономики

930 млн руб.

11

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

482 млн руб.

12

Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королёва

467 млн руб.

13

ДВФУ

425 млн руб.

14

Казанский (Приволжский) федеральный университет

378 млн руб.

На что пойдут субсидии

Госпрограмма «Развитие образования» на 2013–2020 гг. охватывает всю систему российского образования, от дошкольного и до университетского. Планировалось, что за 8 лет на реализацию госпрограммы будет потрачено около 7 трлн руб., но затем бюджет урезали примерно до 4 трлн руб.

Основные задачи в отношении высшего образования, продекларированные программой - формирование системы непрерывного профобразования и масштабная оптимизация вузовской сети. Но, подписывая распоряжение о субсидиях, глава Кабмина подчеркнул, что они предназначены для решения определенной задачи: повышения конкурентоспособности российских вузов на мировом рынке образования. Минобрнауки РФ ожидает, что как минимум пять российских вузов должны войти в топ-100 наиболее массово признаваемых рейтингов среди мировых научно-образовательных центров.

Российские вузы в мировых рейтингах

Стоит отметить, что российские вузы уже несколько лет получают места в рейтингах разных уровней. Правда, в топ-100 лучших университетов мира пока удается войти лишь единицам. Наиболее известными среди рейтингов мировых научно-образовательных центров являются четыре:

·  ежегодный академический рейтинг 500 ведущих университетов мира Academic Ranking of World Universities (ARWU), составляемый Шанхайским университетом Shanghai Jiao Tong University(Шанхайский рейтинг);

·  рейтинг,составляемый образовательным приложением британской газеты «Таймс» Times Higher Education (THE) в сотрудничестве с Thomson Reuters;

·  рейтинг Webometrics, разрабатываемый лабораторией Cybermetrics, исследовательской группой Центра информации и документации Национального Исследовательского Совета Испании;

·  рейтинг Perfomance Ranking of Scientific Papers for World Universities, публикуемый Советом по оцениванию и аккредитации в сфере высшего образования республики Тайвань (Higer Education Evaluation and Accreditation Council of Taiwan) (Тайваньский рейтинг).

В Шанхайском рейтинге участвуют два российских вуза – МГУ имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет. Первый за период с 2004 до 2014 год опустился в рейтинге с 66 до 84 места, второй – перешел из группы 401—500 в группу 301—400.

В рейтинг TimesHigherEducation Россия впервые попала в 2014-2015 гг. В этом рейтинге МГУ занял 196 место, а Новосибирский государственный университет попал в группу 301-350.

По данным рейтинга Webometrics, в январе 2010 года в первую тысячу вошли всего 4 российских вуза, во вторую сотню прошел только МГУ. Но в 2011 г. он снизил свое место до 304. Такие вузы, как СПбГУ, НГУ и ВШЭ, стабильно входят лишь в первую тысячу.

В Тайваньском рейтинге в 2010 года МГУ занял 228 место.

В более узких рейтингах вузы РФ занимают ведущие позиции. Так, в прошлом году Россия стала лидером по числу университетов в новом рэнкинге QS, в топ-100 вошли 26 российских вузов, а первое место занял МГУ. Правда, рэнкинг охватывал только вузы развивающихся стран Европы и Центральной Азии.

В рейтинге 100 лучших университетов стран БРИКС и развивающихся государств на 2015 год от Times Higher Education и Thomson Reuters российские вузы также значительно улучшили свои позиции. Так, если в рейтинге 2014-го в топ-100 вошли только 2 вуза из России, то в рейтинге на текущий год их уже семь. Московский государственный университет занял 5 место, «МИФИ» - 13, Новосибирский государственный университет – 34.

Что дает вузу участие в рейтинге

Несмотря на то, что подобного рода рейтинги – далеко не единственные показатели успешности, российские вузы активно участвуют в подобных мероприятиях и, по признанию их руководителей, очень в них заинтересованы. Почему?

Считается, что место в международном рейтинге гарантированно подтверждает признание со стороны мирового экспертного сообщества, как и то, что качество образования, которое получают студенты, соответствует международным стандартам, а уровень проводимых университетом исследований – международному уровню.

Выпускники именно таких вузов больше интересуют работодателей, которые приглашают их работать еще со студенческой скамьи, обещая карьерный рост и высокую зарплату, а также принимают активное участие в жизни вуза, процессе обучения и подготовки студентов, создавая совместные с вузом целевые программы обучения.

Кроме того, вуз с высоким рейтингом способен привлечь большее число студентов из-за границы, которые обучаются по выгодным вузу платным программам, и увеличить заказы на научные исследования.

Но в настоящее время результаты анализа рейтингов в отношении российских вузов весьма негативны, что активно используется как аргумент, подтверждающий низкий уровень преподавания в России. На самом же деле, как указывают авторы коллективной монографии «Национальная идея России», анализ методологии составления данных рейтингов показал, что они практически не оценивают образовательную составляющую деятельности высших учебных заведений.

Выводы

Формально государство еще признает важность роли образования в целях сохранения и развития страны. Принят ряд актов программного характера, в которых содержится множество деклараций о роли и месте образования. В их числе – документ «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (утв. Президентом РФ 30 марта 2002 г. № Пр–576), признающий образование одним из стратегических национальных приоритетов России. В их числе и госпрограмма «Развитие образования» на 2013–2020 гг.

Одной из стратегических целей образования определяется утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики. Образование нарекается сферой ответственности государства.

При этом никаких гарантий данной обязанности, а также никаких наказаний (санкций) за ее невыполнение законодательство РФ не предусматривает. Обязанности нет! Право на образование конституционно закреплено, однако обязанности государства по обеспечению данного права не отражены. Фактически, это является лишь способом переложить эти обязанности с государства на институт семьи. Таким образом, ответственность государства превращается в пустые, ничем не подкрепленные слова.

Кроме того, в условиях нынешнего кризиса, когда объемы поддержки научной сферы из госбюджета были сокращены, цель, на достижение которой российское Правительство предполагает потратить миллиарды рублей, вызывает недоумение. Ранее список вузов, входящих в программу дополнительного финансирования их усилий по попаданию в ведущие мировые рейтинги, предполагалось сократить. Теперь, несмотря на очевидные финансово-экономические проблемы в стране, этот перечень хотят даже расширить.

Зачем вообще российским вузам нужны зарубежные рейтинги? Конечно, они являются своеобразным индикатором конкурентоспособности достижений страны в сфере науки и образования и, в принципе, попадание в них само по себе неплохо.

Чиновники же ставят целью не наращивание научно-исследовательского потенциала страны, не преодоление тренда деградации отечественной науки, а вхождение в топы иностранных рейтингов. Для чего? Для привлечения иностранных студентов в отечественные вузы? Для привлечения успешных иностранных ученых к работе в России? Но пока наша страна имеет столь негативный имидж в глазах мирового сообщества, что ожидать притока квалифицированных кадров или студентов на платные программы из-за рубежа вряд ли стоит.

Существует и высокий риск того, что результатом вложения государственных денег станут многокилограммовые отчеты, содержащие формальные отписки и описания сомнительных достижений. Тем временем научные сотрудники вузов, не попавших в заветный список, продолжат получать свою нищенскую зарплату. Наиболее перспективные и молодые из преподавателей и научных сотрудников вузов будут пополнять поток утекающих за рубеж мозгов, а имеющие такую возможность выпускники российских школ - стремиться уехать учиться за рубеж.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3983
14272
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика