А может все-таки цель РАЗВАЛИТЬ ОАО РЖД? Письмо отчаяния

А может все-таки цель РАЗВАЛИТЬ ОАО РЖД? Письмо отчаяния

Помещаем письмо руководству РЖД от ее сотрудника, ведущего инженера Калининградской дирекции Егора Александровича Новика

Как он пишет президенту ОАО «РЖД» О.В.Белозёрову: «Олег Валентинович, уже несколько лет работаю в ОАО «РЖД» и каждый день все больше ужасаюсь тому беспределу и беззаконию, которое творится на железной дороге.

Видя все бедственное положение, в котором находится компания, я взял на себя смелость провести анализ и обозначить некоторые критические моменты, которые необходимо исправлять уже сегодня... На основании вышеизложенного, а также учитывая проходящий сейчас «Год пассажира», очень надеюсь, что наконец-то будут приняты адекватные меры по улучшению, не побоюсь этого слова, бедственного положения в ОАО «РЖД».

22-09-2016.

Высылаю письмо с анализом».


Президенту ОАО «РЖД» О. В. Белозерову от Ведущего инженера Калининградской дирекции пассажирских обустройств Новик Егора Александровича.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эпиграф: «ОАО „РЖД“ — мы гнием уже 10 лет»

С мая 2014 года работаю в ОАО «РЖД». Имею техническое образование управленца-автоматизатора, навыки аналитика, являюсь специалистом по бережливому производству, в связи с чем каждый день у меня все более остро встает вопрос: «А какова же все-таки истинная цель руководства ОАО „РЖД“? Повышение доходности? Клиентоориентированность? А может цель поднять с колен одну из крупнейший в мире российских компаний? Или все-таки цель РАЗВАЛИТЬ ОАО „РЖД“?».

На сегодняшний момент все говорит о том, что цель все же РАЗВАЛИТЬ. Почему? Объясню.

Как можно восстанавливать компанию, обращаясь со своими сотрудниками, как со слугами низшего сорта, а то и вообще, как с рабами? Просто вытирая об них ноги, каждый день, ежечасно! Мне довелось поработать во многих компаниях и нигде не видел такого беззакония и беспредела, нигде не сталкивался с таким, абсолютно необоснованным, культом личности руководства. Прям будто бы за основу руководства взяты методы Сталина и Берии.

В компании работает довольно много очень хороших специалистов, но как только кто-то из них начинает вносить какие предложения по улучшению любого направления работы, такого человека сразу начинают всячески давить и чаще всего его же собственное начальство: выговоры, лишение премий, а то и вовсе делается все возможное, чтобы человек уволился из компании. Интересно и как вы собираетесь поднимать с колен компанию применяя карательные санкции ко всякому, кто действительно старается что-то улучшить? Или о какой клиентоориентированности идет речь, если при внесении специалистами тех. отдела предложения по оптимизации какого-либо процесса, позволяющей ускорить и упростить данный процесс в несколько раз, и в первую очередь для клиента, получают от руководства центральных дирекций ответ, что есть указание вице-президента компании регламентирующее этот процесс, поэтому изменения КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНЫ! Извиняюсь это что за идиотизм??? С каких пор указания вице-президентов, стали истиной в последней инстанции? И с каких пор сами вице-президенты вдруг стали безупречными гениями никогда не допускающими ошибок? Более того, если продолжить пытаться внедрить этот процесс, то получаешь от руководства выговор с предупреждением, что если ты не прекратишь, то в следующий раз тебя уволят!

Или какое может быть повышение доходности в компании, где бюрократия вместо воздуха? Мне самому доводилось пользоваться услугами РЖД по перевозке грузов, и есть много знакомых, кто отправлял грузы железной дорогой и у всех единое мнение, что в следующий раз через РЖД будут отправлять, только в безвыходных ситуациях. Это же просто издевательство над людьми! Гора макулатуры! Дни, а то и недели оформления необходимых документов! Ненужные, порой ПЛАТНЫЕ процедуры! И совсем другое, когда приходишь в частную компанию, которая на самом деле заинтересована в прибыли, и там тебе задают всего 3 вопроса: «Куда доставить? Откуда забрать? и Как будете расплачиваться, наличными или безналом?» И все! Максимум 1 день оформления, и это вместе с погрузкой! И еще странный подход, почему как только заходит вопрос об экономии денег, сразу начинается сокращение штата, да причем не высшего раздутого аппарата, а исполнителей?

В результате на данный момент имеется куча контролирующих и руководящих органов. И огромный дефицит исполнителей! Соотношение руководящих органов и исполнителей уже 1:1, а то и 2:1, а если добавить еще и контролеров, то получиться 3:1. Это как в том рассказе, про мужика и двух генералов на острове, эта тьма власти уже просто мешает работать. Причем у каждой власти свои идеи, свое видение, свои желания, вот если б еще свои средства были, а то требуют все кому не лень, а вот обеспечить ресурсами, для выполнения их же требований, никто не удосуживается подумать.

Яркий пример руководство дорог и центральные дирекции…

Центральные дирекции владеют ресурсами, распределяют их по своему усмотрению, абсолютно не учитывая специфик дорог и регионов, а чаще даже не зная их. В большинстве случаев только заботясь о своей красивой отчетности.

Руководство дорог же чаще всего знает свою специфику и видит наглядно свои проблемы, но не владеет ресурсами для решения их. Вот и получается, задачи ставят и те и те, причем каждый свои, периодически противоречащие друг другу, или например задачу ставит дорога, причем за невыполнение грозят снятием с должностей, а денег не дают, типа требуйте у своих центральных дирекций, а центральным дирекциям глубоко плевать на проблемы дорог, у них своя отчетность, поэтому денег не дают. В общем региональные дирекции в положении «слуга двух господ», что ни делай, а все-равно от кого-нибудь получишь выговор за невыполнение (сразу встает вопрос, а зачем тогда что-то делать?).

Вообще руководство дорог мне часто дедовщину в армии напоминает. Вот тебе приказ и пшел вон отсюда холоп исполнять. И крутись как хочешь, хоть за свой счет, хоть грабь кого-нибудь, но чтоб выполнил. И спрашивается, каких результатов можно достичь с таким положением дел? Только полного беспредела, беззакония и бардака. Так чего ж тогда удивляться что РЖД разваливается?

Я вообще не понимаю зачем нужны центральные дирекции, никакой пользы они не несут, только еще одно бесполезное звено власти, которое больше мешает работе, а не контролирует и управляет как должно было. Эта путаница с двумя, а порой и с тремя «господами» ужасно мешает работать. Отдайте все руководства и ресурсы, а также принятие решений на дороги, пусть они сами решают что в первую очередь необходимо, им ведь виднее на месте. Может лучше вообще в один год все деньги по дороге кинуть на благоустройство платформ и вокзалов, а в следующий на приобретение новых поездов, а не распылять по 2 копейки равномерно по поверхности дороги, когда в итоге не хватает ни на полноценный ремонт, ни на покупку чего-то нового. Все центральные дирекции было бы неплохо расформировать и за счет высвободившего количества людей, закрыть все дыры в штатных расписаниях дорог. Заодно и экономия получится тот же миллиард рублей ежегодно.

Надо менять положение дел в дороге, бюрократизм и идиотизм достигли в РЖД стадии АБСОЛЮТА! Везде, во всех направлениях! Куда ни посмотри, везде настолько все плохо что аж страшно становится.


АУТСОРСИНГ РЖД

«Афера века всероссийского масштаба»

Я понимаю, что есть желание сократить расходы, но ведь нужно думать перед тем, как предпринимать такие шаги. Аутсорсинг изначально задумывался как помощь небольшим компаниям, которые не могут себе позволить иметь в штате постоянного сотрудника по необходимым направлениям, например бухгалтер в мелкой торговой точке, чьи услуги бывают нужны только 4 раза в год, или уборщицу, которая будет приходить пару раз в неделю, чтобы убрать 2 комнаты маленького офиса. И совсем другое дело крупные компании, где уборку необходимо производить ежедневно, а то и несколько раз в день, да еще и в огромном здании, или та же бухгалтерия, которая здесь уже на 2, а то и на 3 порядка сложнее. Для этого уже необходимы свои, постоянно работающие сотрудники в данных областях. Мы платим 30 тыс. руб. аутсорсинговой компании за уборку нашего офиса, вместо того чтобы заплатить 10–15 тыс. руб. уборщице, числящейся в нашем штате. Да на зарплатный фонд уходят меньшие суммы, красивая отчетность, типа экономия…, вот только если посмотреть не столь узко, то видно, что в общем расходы компании увеличились, причем намного!

Или уборка пассажирских платформ и вокзалов. Да, конечно, мы типа сэкономили за зарплатах, сократив кучу работников (кстати интересный факт: только в РЖД слово оптимизировать и слово сокращать являются синонимами, во всем остальном мире это абсолютно разные термины, часто даже противоположные), однако во-первых, расходы на аутсорсира получаются гораздо больше, платформы чистятся гораздо хуже, не говоря уж об имидже компании, который с каждым годом все ниже и ниже, да и самое главное мы уничтожили очень нужный институт работников. Ведь станционные работники, занимались уборкой, приведением платформ в надлежащий вид, следили за порядком, причем не только в смысле чистоты, но и чтоб не хулиганила шпана, не ломали ничего, не рисовали граффити, да ведь это был мощный институт БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ!. То из-за чего сейчас происходят остановки и задержки поездов, все это мы развалили сами, ведь некому следить за всем этим, мы их сами посокращали нафиг! А теперь удивляемся почему безопасность движения в каждым днем все хуже и хуже? Потому что думать надо перед тем как что-то делать!

Еще один пример: ООО «Ресурс-Транс»! Просто сногсшибательная афера! Мы отдали свои машины, причем именно отдали! Не сдали в аренду, не продали! А именно отдали, какому-то «дяде Васе»! И теперь берем их у него в аренду за деньги! Просто вдуматься в саму формулировку вопроса: «Мы берем в аренду за деньги у чужого человека СВОИ машины!». Более того мы еще оплачиваем отдельно этому «дяде Васе» за амортизацию, ОСАГО, ГЛОНАС и т. п.! И зачем??? Потому что какой-то «умник» решил что так будет дешевле! Да где дешевле? Раньше у нас в дирекции было ДВЕ машины, на которых мы в любой момент могли выехать куда угодно, а теперь за те же деньги мы можем пользоваться только ОДНОЙ машиной, да и той не весь месяц (дурацкие заказы машины за неделю до необходимого дня и лимит по часам на каждый месяц не позволяют использовать автомобиль в полной мере)! Т.е. после несложных математических вычислений получаем, что стоимость использования 1 авто возросла минимум в 2–3 раза! И это не говоря уже о том что эффективность работы дирекции упала из-за этого в те же самые 2–3 раза!


РЕВИЗОРСКИЙ АППАРАТ

«Работать правильно — неправильно!»

В последние годы увеличилось число различных проверок аудитов т.п. Уже почти дошло до того, что как только кто-то, извиняюсь, пёрнул, то тут же пишется Акт, Протокол разбора происшествия (комиссией из нескольких человек), создаются Мероприятия по недопущению подобного в дальнейшем, а по результату ежемесячный (или еженедельный, а то и ежедневный) Отчет! Да и ладно если б от этого был бы толк, а то ведь пользы то НОЛЬ! Сейчас просто все инженера вместо того чтобы работать, 99,99% своего времени занимаются тем, что пишут различные акты, отчеты, приказы, распоряжения, протоколы, письма и прочие никому не нужные писульки! Инженерам просто некогда работать! Конечно, зачем мне выезжать например на платформы с проверкой все ли там в порядке, не угрожает ли что-нибудь безопасности пассажира? Нет, лучше я напишу какой-нибудь нулевой отчет! Ведь если не напишу какую-нибудь бумажку вовремя (даже если она будет отображать только нули) то получу выговор, лишение премии, а то и вообще уволить могут. А на пассажиров наплевать, бумажки важнее. И единственные кому нужны эти бумажки — это Ревизорский Аппарат! Причем все, что требуют ревизоры, необходимо иметь обязательно на БУМАЖНОМ носителе, и это при условии существования внедренной дорогу щей программы по электронному документообороту и приказа экономить бумагу (причем процентов по 20 в год)! Но даже здесь, чтоб отчитаться о выполнении приказа, нужно напечатать гору отчетов, протоколов, распоряжений и т.п. Парадокс, не правда ли?!

А ревизорские проверки ЦРБ? Какой результат может дать проверка, если у ревизоров стоит задание не проверить как работает дорога, дирекции, все ли правильно, какие проблемы есть?… НЕТ! У них задание найти минимум 20 нарушений! Ревизорам же просто на зачтут проверку если будет меньше 20 нарушений, премию не выплатят. Вот и ищут, причем не важно есть эти нарушения или нету их. И находят конечно! Потому что невозможно все распоряжения и приказы выполнить, т.к. они часто просто противоречат друг другу или здравому смыслу! Да ладна если б был бы толк в подобных проверках, если бы при этом выявлялись и устранялись первопричины их появления (а они часто сидят в самых верхах), так нет же, зачем это делать, зачем все исправлять и налаживать, тогда на следующий год проверять нечего будет. Поэтому надо просто написать страшные акты, объявить кучу выговоров, навешать кучу штрафов и… оставить все как есть, до следующей проверки, чтобы потом все повторилось по новой.

А вот еще один из примеров подобного подхода. Пару месяцев назад, выполняя очередное поручение центральной дирекции, нам необходимо было произвести промеры площадей, на которых должна производиться уборка аутсорсинговой компанией. Помня прошлый случай, когда после наших промеров пришла проверка из ЖелДорКонтроля и написали нам огромное количество нарушений по технологии промеров, по тому, что вообще должно было замеряться и т.д. На этот раз мы обратились в ЖелДорКонтроль, чтоб на промеры с нами выехал их представитель, дабы проконтролировать на месте, правильно ли мы все делаем и подсказать, что необходимо исправить, чтоб все было правильно. Однако полученный от ЖелДорКонтроля ответ поверг всех в шок!

Представитель ЖелДорКонтроля ответил нам следующее: «Мы не будем выезжать никуда вместе с вами, т.к. если вы сейчас при нашей помощи все сделаете правильно, то Нам нечего будет тогда проверять!!! Поэтому вы сами езжайте делайте промеры, а МЫ потом придем с проверкой и скажем, что у вас все неправильно, выявим множество нарушений и напишем кучу замечаний!».

Это извините, как называется? Бред? Беспредел? Или может это САБОТАЖ работы железной дороги??? На кой-черт эта структура вообще тогда тут нужна?!!

Вообще, ревизоры это просто беда всех дирекций. Их уже настолько много развелось, что просто кошмар. Причем все ревизоры не заинтересованы в том чтобы у нас все работало, а заинтересованы в том чтобы у нас было как можно больше нарушений (у них же премия зависит от количества выявленных нарушений). Если они все наладят, они станут не нужны. Поэтому в проверках выявляются кучи мелких, но раздутых нарушений (например у вас в протоколе нету слова «выявлены», значит работа проведена не была, и не важно что в протоколе вместо этого слова есть синоним «обнаружены», все-равно протокол, как запретная мера идет в отмену и переработку). Или если провели работу, но протоколом в тот же день это не оформили, все, сразу грубейшее нарушение. Хотя я до сих пор не понимаю зачем мне этот протокол, если у меня в дирекции всего 3 человека, и мы ежедневно с утра итак все эти проблемы обсуждаем без всяких протоколов? Я могу понять если б у меня была 1000 человек, да еще в разных городах, там да им протокол был бы нужен для ознакомления в результатами совещания. Но когда нас трое, то зачем мне писать человеку сидящему со мной за соседним столом протокол нашего с ним разговора??? Идиотизм!!! Я трачу по несколько часов в день на писанину, которая нужна только ревизорам, и то только для того чтобы поставить галочку что это есть!!! После этого все эти протоколы благополучно выкидываются в макулатуру, т.к. больше ни для чего они не нужны.

Ревизоры сами говорят что это все бред. Он сидит пишет замечания и при этом говорит мне: «Я знают что вы этого сделать не сможете, у вас нет ни ресурсов ни людей, ни возможностей даже, но замечание я вам напишу, потому что по распоряжениям и нормативам требуется».

И все бы ничего, если бы выявлялись первопричины нарушений, и принимались бы меры по их устранению, так нет же, описываются только последствия, причины никому не нужны, нужны только виноватые. Например, на вокзалах слабый уровень культуры безопасности. Причина этого в отсутствии в штатном расписании дирекции постоянных штатных сотрудников вокзала. Так дайте требование Центральной дирекции увеличить штат. Так нет же, такого никогда не сделают, укажут только слабый уровень культуры безопасности. А дальше сами разбирайтесь и плевать, что центральная дирекция категорически отказывается увеличивать штатное расписание. Выкручивайтесь как хотите, но если не сделаете, на следующей проверке вам объявят выговор ищи еще чего похуже.


ИВЦ (ГВЦ)

Есть в РЖД очень интересная структура, называется ИВЦ (или их центр в Москве — ГВЦ). Создавалась она, как я понимаю, чтоб не держать ИТ отделы во каждой дирекции (что кстати не выполняется, в больших дирекциях ИТ отделы остались). Т.е. ИВЦ должна заниматься ремонтом, установкой и обслуживанием компьютерной техники, а также созданием, установкой, доработкой и поддержкой программного обеспечения. На деле же… К примеру, локальный сисадмин тратит на переустановку Windows с настройкой всех программ от 2 часов до суток максимум, а вот та же задача, поставленная ИВЦ решается от 2 дней до недели! То у них специалистов нет, то времени, то техники, то инструментов, то программного обеспечения, то принесите нам на своем горбу компьютер ИВЦ сами. Да еще и выполняется все, как говориться, на «итак сойдет». В результате приходиться все донастраивать самостоятельно. В итоге пользователь стоит перед выбором: либо с грехом пополам работать на постоянно ломающемся компьютере, либо на 2 недели вообще остановить всю работу, что как вы понимаете категорически невозможно.

Не лучше ситуация и с программным обеспечением (ПО). Мне недавно в руки попал документ, в котором перечислено ПО, обслуживанием которого занимается ИВЦ. Так вот в списке чуть меньше 3500 программ!!! Я даже в бреду не смог бы себе представить для чего нужно такое огромное количество ПО? Многие программы не несут вообще никакой смысловой нагрузки, для чего они нужны никто ответить не может, однако внесение в них данных требуется порой даже ежедневно. Другие программы дублируются между собой, и приходиться вносить данные поочередно в каждую из них, а ведь можно было б делать просто выгрузку данных между этими программами, и не тратить на внесение одной и той же информации в разные программы. Третьи программы писались вроде бы для упрощения рабочего процесса инженеров или чтоб избавиться от бумажных отчетов и т.п. Однако все эти бумажные отчеты остались, а также дополнительно теперь еще и тратиться время на внесение данных еще и в программу.

К тому же написание почти всех новый программ отдано на аутсорсинг, подрядным организациям. ИВЦ (ГВЦ) уже самостоятельно практически не создают ПО, у них даже специалистов необходимого уровня почти не осталось. А подрядчики что? Они заинтересованы только в получении денег. Их не интересует качество программ, скорее наоборот, чем хуже качество тем чаще к ним будут обращаться за доработкой, за отдельную плату. Сколько миллиардов уже вложено, в нерабочие, некачественные, недоделанные программы? За эти деньги можно было создать, в том же ГВЦ, несколько команд разработчиков с постоянным окладом, которые работали бы на качество, а не за проценты. Которые за эти годы уже бы отладили и настроили все ПО! А то людей то мы сокращаем при внедрении нового ПО, вот только ни одна программа не работает так как она должна, и в итоге и человека уже нет, кто это делал, и программа не делает то что должна, а начальство требует результатов!

Это как примерно, если в ралли-рейде у команды убрать штурмана, и оставить только одного водителя. А штурмана заменить только что придуманным GPS приемником. Вот только в приемник забыли, ну или еще не успели загрузить карты местности, точнее их даже еще не сделали. Как вы думаете, на каком из поворотов автомобиль улетит в кювет? Тоже самое и с внедрением нового ПО в РЖД. Оно не работает, а людей уже сократили. Так чего вы удивляетесь, что у вас все разваливается?

А приказ про запрет на доступ в интернет с большинства рабочих мест? Якобы чтоб никто не смог вынести из РЖД секретную информацию! Во-первых, все те с кем я общался по работе искренне не понимают о какой именно секретной информации идет речь? Во-вторых, те кто действительно мог бы иметь доступ к подобной информации (а именно руководство высшего звена) на деле имеют подключенный на рабочем месте интернет и полное отсутствие рабочих программ, в которых они по идее должны бы работать, а не сваливать это на подчиненных!

Я вообще поражаюсь какой степень некомпетентности в данном вопросе необходимо было обладать для подготовки этого приказа? Нет, я понимаю, что скорее всего это было дано задание службе безопасности разработать мероприятия по защите информации от внешнего проникновения или наоборот от передачи ее на сторону. И похоже, что средств на выполнение этих мероприятий никто выделять не стал, просто поставили задачу, а там крутись как хочешь, ищи средства где хочешь. Сейчас это модно в высших кругах руководства так ставить задачи. И поэтому было принято самое простое и дешевое решение, просто запретить доступ в интернет всем, кто хоть как-то может иметь доступ к подобной информации. Но они бы хоть со специалистами в данной области проконсультировались сначала. Сразу стало бы понятно, что данный приказ абсолютно бессмысленен, и никакой защиты на самом деле он не дает!

Во-первых, все компьютеры пользователей выходят в интернет не напрямую, а через посредника, так называемый почтовый сервер (на который кстати обычно и ставят защиту, но видимо это у нормальных компаний, а не у РЖД). Т.е. чтобы злоумышленнику попасть на мой компьютер, необходимо сначала взломать этот самый почтовый сервер, а после взломать еще и сервер Домена, который объединяет наши локальные компьютеры в единую сеть. И только после этого злоумышленник сможет попасть на мой компьютер. Вся ирония в том, что если он смог взломать сервер Домена, то ему уже не нужен мой компьютер. Взломав этот сервер он автоматически получает доступ ко всей РЖД, со всеми компьютерами, программами, базами и т.д. Причем уже будет не важно, включен ли доступ в интернет у пользователя или нет.

Во-вторых, все наши программы сетевые, т. е. хранят свои базы где-то на сервере в сети (часто совершенно в другом городе), а на локальных компьютерах выводится лишь результат нашего запроса к данной программе. Причем передача самих данных идет через тот самый интернет! Т.е. получается, что доступ в интернет у нас всех все же есть, закрыт только выход на интернет сайты! Что уже совершенно бессмысленно с точки зрения безопасности. И кстати, если кто-то захочет какую-либо информацию получить, ему не нужен будет компьютер пользователя, ему проще будет взломать сам сервер, где это храниться и получить оттуда все, что хочет.

И в-третьих, вся ИВЦ работает удаленно, т.е. настройка всех программ на компьютерах пользователей происходит не лично сидя у пользователя, а подключаясь к нему при помощи специальных программ, установленных на всех компьютерах РЖД. Таким образом, любой человек, зная IP-адрес компьютера пользователя может подключиться к любому компьютеру РЖД и опять же не важно включен ли доступ в интернет у пользователя или нет.

Еще один вопрос — процесс согласования установки новых программ. Зачем ее согласовывают люди, не имеющие к ней никакого прямого отношения? Почти десяток человек! В среднем 2 недели согласования! И это если они все есть на месте. А если нет? Если человек в командировке, отпуске, на больничном? Согласование может висеть месяцы! А работа то при этом стоит! Есть человек, он уже устроился, уже есть должность, ему уже положено работать в определенных программах! Так зачем еще это согласовывать с людьми, которые этого человека в глаза ни разу не видели? Они сидят порой даже в разных городах! Есть сотрудник, начальник его дирекции одобрил заявку, и все заявка ушла в ИВЦ на подключение! Ну в крайнем случае еще копия безопасникам, для сведения. И все! Ни в одной компании я не встречал такого идиотизма с подключением программ как в РЖД!


БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО

«Решающими факторами успеха являются терпение, ориентация не на немедленный результат, а на долгосрочную перспективу, постоянные вложения в людей, продукцию и предприятие и самые жесткие требования к качеству» (Роберт Б. Маккарри, исполнительный вице-президент Toyota Motor Sales)

Бережливое производство — один из самых замечательных инструментов ведения бизнеса. Мне довелось им пользоваться и видеть результаты задолго до того, как я попал в РЖД. И я сейчас очень часто привожу в пример ту компанию, где оно было внедрено. НО… в РЖД бережливое производство — это высокоточный инструмент в руках дикарей! Кто-то из руководства где-то услышал, что есть такая замечательная штука, которая позволяет многократно увеличить прибыль компании, при этом существенно уменьшив расходы. И недолго думая принимает решение по применению данной технологии на РЖД. Вот только не удосуживается хотя бы почитать что же это за зверь такой, с чем его едят, а точнее как им пользоваться. Более того, все нижестоящие руководители при «внедрении» этой технологии повторили ту же самую ошибку. Точнее несколько ошибок:

Во-первых, бережливое производство внедряется сверху, а не снизу. Т.е. первый человек, кто должен был начать внедрение это вы — президент компании. И только когда вы примете эту идею, так сказать, всем сердцем и станете использовать ее каждый день, вот тогда и только тогда можно будет начать внедрение дальше: сначала вице-президенты, потом начальники дорог и центральных дирекций и т.д. по нисходящей. Вместо этого (впрочем такая ситуация в порядке вещей в РЖД) задача на внедрение (попутно обрастая списком литературы для прочтения) уходит вниз, исполнителям. Исполнители, в отличие от руководства, все же удосуживаются прочесть эту литературу. Не все конечно, но многие. И естественно те, кто прочел, понимают, что внедрять данную технологию таким образом нельзя. Однако их мнение руководство абсолютно не волнует, а те начальники, кто хотя бы выслушали своих подчиненных, боятся огласить данную информацию выше.

Во-вторых, т.к. практически никто из руководства не знает, что же все-таки такое это бережливое производство, то в результате при «внедрении» произошла путаница, причина и следствие поменялись местами!

Да при грамотном внедрении бережливого производства побочным результатом является:

1. Увеличение рационализаторских предложений.

2. Сокращение потребляемых ресурсов (материальных, финансовых и т. д.).

3. Сокращение сроков выполнения работ и заданий.

4. Увеличение прибыли и удовлетворенности клиентов, а также многое другое.

Однако в РЖД почему-то вместо внедрения самого бережливого производства, неожиданно самыми главными задачами стали:

1. Ресурсосбережение всего и вся часто во вред делу;

2. В принудительном порядке требование по увеличению рационализаторских предложений, причем в таких количествах, что приходится их буквально высасывать из пальца;

3. Увеличение доходности, причем тоже часто во вред основному делу;

4. Клиентоориентированность, которая по сути ничего для клиентов не делает.

Это как если бы кто-то решил создать с нуля молочное производство. И вместо того, чтобы купить коров, построить коровник, нанять работников, купить доильное оборудование, потом оборудование по переработке молока, упаковочное и т. д., найти рынки сбыта и начать получать прибыль. А потом еще заметить бы что от коров есть еще один продукт, побочный, а именно навоз. Из которого можно делать удобрение. И этот кто-то используя прибыль от молока, создает производство удобрения, находит покупателей и начинает дополнительно получать прибыль еще и с этого побочного направления. Это как должно быть. Так вот РЖД, по аналогии с бережливым производством, не купив ни одной коровы, не получив ни копейки прибыли с молока, вдруг ни с того ни с сего ставит задачу сразу захватить весь рынок удобрений в стране! Причем срок исполнения уже завтра! Абсолютный идиотизм! Однако именно так «внедряется» на РЖД бережливое производство.

Ну и третья ошибка вытекающая из абсолютной некомпетенции руководства РЖД в вопросе бережливого производства, это так сказать наступание на чужие грабли. Все то, что является мифами бережливого производства, все то, что не рекомендуется делать, а порой категорически запрещается делать в бережливом производстве, все это внедрено и более того, всячески поддерживается на высшем уровне руководства! Как можно что-то внедрять, допуская все возможные ошибки, нарушая все законы и принципы того, что внедряешь и при этом еще умудряться хвастаться перед всеми той глупостью что сделали? Да это же просто стыд и позор! Мы выставляем себя на всеобщее посмешище! Может стоит задуматься об этом? Имидж РЖД и так ниже городской канализации, хватит уже его еще больше опускать!

Кстати одни из самых больших грабель на которые наступает РЖД — это миф о сокращении штата сотрудников. Даже в бережливом производстве, при существенном сокращении трудозатрат, категорически (не побоюсь этого слова) ЗАПРЕЩАЕТСЯ сокращать людей, т.к. это единственный невосполнимый ресурс! А уж что говорить про РЖД, где бережливым производством пока что даже и не пахнет! Где объемы работ (чаще всего не нужных) растут ежедневно! Сокращать людей — это первый шаг к существенному снижению качества и неконтролируемому увеличению сроков выполнения работ!


ДОГОВОРНАЯ РАБОТА

Как поставлена договорная работа? Это же просто издевательство над людьми! Договорник чтоб подписать договор проходит все круги ада. Пока на него несколько ведер помоев не выплеснут, никто договор не согласует. Недавно был случай когда один договор на согласование оправлялся около 10 раз! И это только к одному человеку! Договорник подготавливает вариант договора и отправляет его на согласование. Через некоторое время договор возвращается с огромным количеством замечаний. Ну ладно, может быть мы и правда ошиблись, изменяем договор, исправляя все замечания, что были указаны. Отправляем вновь на согласование уверенные, что сейчас все в порядке и договор будет согласован. НО, через некоторое время договор вновь возвращается с еще большим количеством замечаний! Ладно, исправляем и их, и отправляем снова на согласование. И вновь возврат и опять куча замечаний! И так еще около пяти-шести раз! Пока к решению данного вопроса не было подключено руководство дирекции. Такое ощущение, что этот договор специально не пропускали, намеренно. Вот только не понятно, это была инициатива сотрудника или указание свыше.

Но это не правильно! Если есть запрет, так укажите что такие-то договоры заключать запрещено и мы не будем этого делать. Зачем заставлять специалиста 2 недели делать бесполезную работу? Ну или если действительно договор был плохо составлен, так укажите сразу все ошибки, зачем выдавать их частями, это что какая- то форма садистского удовольствия? Этот человек так развлекался? Потому что я не понимаю цели которой он пытался достигнуть. И вообще, если такие жестокие требования к оформлению договоров, так почему не разработана шаблонная форма, куда договорник вставит только имена, сумму и реквизиты и все, договор будет готов. Почему нельзя так сделать? Зачем тратить кучу своего и чужого времени на бесполезную работу?

Нет, надо же поиздеваться над человеком, поунижать его. К юристу приходишь, так он смотрит на тебя как на червяка, типа чего припёрся, иди сначала всему тому, что знаю я научись, а потом приходи уже со своими договорами. Хотя, это ведь именно его работа проверять договоры. Мне это согласование нафиг не нужно! Оно нужно именно ему! Это ведь он должен быть заинтересован чтоб договор был правильный, чтоб если что, потом в суде можно было бы доказать свою правоту. А вместо этого каждый раз получаешь «я занят», «мне некогда», «опять вы со своими дурацкими договорами» и т.п. Почеркает все, не объясняя и выгонит из кабинета. А если попробуешь спросить что-нибудь (ну например, в каком нормативном документе это посмотреть), так еще и наорет, типа ничего он предоставлять не обязан, ищите сами. А то и вообще пригрозит, что если он захочет, то ты будешь к нему год бегать за согласованием, на коленях выпрашивать подпись. Это извиняюсь что, хамство? Что за «царек» местного пошиба, который что хочет, то и творит, и плевать ему на всех и вся. Как на простых смертных, так и на приказы вице-президентов, а то и президента РЖД.

А когда пришел приказ с дороги предоставить все договоры на проверку в юридический отдел, мы все собрали, подготовили, принесли, и на тебе. «Зачем мне нужны эти ваши договоры, мне некогда в них копаться!». А когда напомнили, что это его приказ и был, схватил документы, что-то там посмотрел, всем смешал в кучу и пошвырял обратно. Вот так работает юридический отдел дороги. И это при условии, что там действительно отдел, не менее 5 человек, но проверяет и согласовывает только начальник, который все время занят. Ну так передал бы эту работу свои подчиненным, так нет все только через него. Другие сотрудники отдела просто бояться это делать без присутствия начальника. В итоге по несколько раз ходим согласовывать, да и еще каждый раз там нервотрепка. Для чего все это???

А работа с планом закупок? Я конечно понимаю, что он придуман был для планирования расходов, но зачем доводить это до абсурда? Я также понимаю, почему нельзя превышать запланированную сумму, денег просто может не хватить на оплату договора. Но я не понимаю почему нельзя экономить, почему если сумма получается ниже запланированной, то это даже еще хуже, чем если б она была выше? Что за абсурдное правило, что сумма договора должна соответствовать сумме плана закупок на 100%, не больше и не меньше? Тем более что очень часто сумма становится известна (из-за проведения конкурсов) намного позже. И более того, практически в 100% случаев она отличается от запланированной! И еще, почему если не смогли заключить договор в запланированном месяце, то его нельзя перенести на следующий? Ведь деньги уже и так запланированы. Так в чем проблема? Почему для этого нужно вынести мозг всем, потрепать кучу нервов, сделать невероятный объем ненужных действий, написать десяток писем, и в результате, как порой бывает, получить отказ на это действие?

И это еще как-то можно было стерпеть пока план закупок был ежемесячный, но какая «светлая» голова его додумалась сделать квартальным, а еще точнее годовым (с корректировкой по кварталам)!??? Т.е. если, допустим, в октябре месяце мне понадобилось заключить договор на срочный ремонт отопления, то я могу его включить в план закупок не ранее чем на январь, и если его там пропустят, то еще после месяца согласований, в феврале получается я его наконец-то заключу. А извиняюсь, люди что, всю зиму будут мерзнуть, дожидаясь пока эта бюрократическая машина наконец-то сдвинется с места? И такая ситуация во всем, и на оказание услуг, и на приобретение материалов и товаров. В среднем время выполнения работ составляет пол года! Вот только почему-то ни вице-президенты, ни начальники центральных дирекций или дорог этот факт не учитывают. Поручения сыпятся с завидной регулярностью, со сроками исполнения «вчера», в лучшем случае завтра! И как мы должны в таких условиях работать?

Допустим, для приобретения материалов и товаров в РЖД есть такая интересная структура как ДМТО. Вот только там ситуация еще хуже! В текущем квартале мы подаем в ДМТО заявку, в следующем квартале, если повезет по данной заявке заключаются договора на ее выполнение, которое будет уже в еще следующем (т.е. уже в третьем по счету) квартале. Таким образом срок выполнения заявок поданных через ДМТО идет от полугода, чаще всего порядка 9 месяцев.

Давайте рассмотрим ситуацию, к примеру в июле месяце я начал капитальный ремонт пассажирской платформы. Все согласовано, все средства и материалы получены, произведен демонтаж покрытия платформы, и вдруг выясняется, что перед укладкой нового покрытия, необходимо сделать дренаж под платформой. Так называемые скрытые работы. Материала для производства данных работ у меня нет, т.к. до демонтажа необходимости в дренаже видно не было, соответственно необходимо дозаказать материал. Подаем заявку в ДМТО. Июль, это уже 3 квартал, значит заключение договоров, в том числе и благодаря плану закупок, будет не раньше октября, а если учесть возможные проблемы с согласованием, оформлением и т. п., да еще прибавив сюда время на уже исполнение договора поставщиком, то необходимые материалы я получу в январе. Вопрос каким образом мне зимой, в крещенские морозы, под слоем снега, производить капитальный ремонт платформы. Да и получается, что с июля по январь (хотя скорее всего гораздо дольше) пассажирская платформа будет стоять демонтированная? Да вы же сами за такое поснимаете всех с должностей еще до наступления осени! И кстати, материал я в итоге получу самого низшего качества, а по цене в разы превышающей самый качественный материал, купленный в ближайшем магазине.


НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

«Приказ на приказ о приказе, во исполнение приказа…»

Нормативная документация, вещь вроде нужная. Там все прописано, что и в какой ситуации делать, чем руководствоваться, что необходимо знать и т.д… Если бы это было так.

На сегодняшний день по каждому направлению огромное количество различных Приказов, Распоряжений, Регламентов, Методик и т.п. (взять например ту же Систему Менеджмента Безопасности Движения — СМБД, по ней издано более 10 распоряжений в среднем листов по 400 каждое) их все в принципе не заучить, особенно если ты не занимаешься этим непосредственно, а просто на тебя это повесили в довесок, так как больше не на кого и тебе приходится одним глазом читать документ, вторым просматривать другой, совсем по другому направлению, и одновременно выполнить очередной десяток поручений руководства. Я думаю здесь даже ребенку ясно что запомнить и понять документ размером не в одну сотню листов абсолютно невозможно. Более того все эти документы написаны размыто, «в общем» так сказать, без конкретики, поверхностно, и когда встает вопрос, а что же именно делать вот в данной, конкретно сейчас сложившейся ситуации, никто не знает, но при этом все говорят что ты делаешь не правильно. И начинается путаница, один трактует это так, второй эдак, третий еще по-своему. А в результате как ни делай — все не правильно.

А все потому, что документация разрабатывается теоретиками, людьми далекими от практики, теми кто не видит всей ситуации, а только верхушку айсберга. И даже когда эти документы спускаются вниз для предварительного ознакомления и внесение предложений по корректировке, то во-первых, даже если специалист говорит, что это распоряжение не годится и его нужно переделать, руководство дирекций часто просто боится озвучивать такой вердикт и документ согласовывается. А во-вторых, у специалистов как я уже говорил ранее, просто нет времени их прочитать даже мельком, а ответ требуют вчера. А ведь нужно вникнуть, прочитать, осознать, понять, сравнить с тем что было, применить к действительности и т.д. и т.п. В итоге бегло глазом просмотрели, вроде не совсем все плохо, и документ принимается, а потом всплывают подводные камни, о которые все разбивается. И ком невыполнений, сбоев и проблем катится все дальше, с каждым днем все разрастаясь и разрастаясь.

И даже, если все-таки, сделали хороший документ, то его просто не кому исполнять, потому что на каждого сотрудника приходятся десятки, а то и сотни таких распоряжений, люди просто физически не успевают их применять.

А все почему? Потому что специалисты должны выполнять свою работу, а не заменять по нескольку отделов каждый.

И еще один интересный момент наглядно показывающий всю бюрократичность и неповоротливость РЖД — это манера писать приказы на приказы. Мало того что вышедший и подписанный президентом РЖД приказ (или распоряжение), мне необходимо своим приказом (или распоряжением) принять по дирекции (что уже само по себе чушь, ведь тогда получается что подпись или печать президента РЖД ни для кого ничего не значат, раз мы должны делать еще и свои), так еще и периодически приходится брать и переписывать приказ (распоряжение или регламент) под себя! Ну есть ведь единый общий, так и пользуйтесь им, зачем тратить время исполнителей на переписывание причем порой с искажениями первоначальных приказов (распоряжений, положений, регламентов). А когда изначальный приказ (распоряжение) устаревает, мне приходится рыться в сотнях внутренних приказов (распоряжений), выискивая где была ссылка на предыдущий документ, чтобы переработать их в соответствии с новым документом. Т. е. я постоянно только и делаю, что создаю приказ на приказ о приказе во исполнение приказа. А потом высокое начальство задает мне вопрос, чем я все время так сильно занят? А ведь мог бы в это время заниматься делом.


СМБД

А взять хотя бы одно из важнейших сегодняшних направлений — Систему Менеджмента Безопасности Движения (СМБД). Вещь хорошая, не спорю. При грамотном внедрении должна принести огромное количество пользы. Но… как и все остальное на РЖД, выброшено коту под хвост. А все почему? Да потому что внедряют ее неправильно! Это, как если воткнуть палку в сухую землю и ждать, что она начнет превращаться в тысячелетний дуб. Не поливая, не ухаживая, не проращивая ее. И что из этого получиться? Ничего!

Тоже самое и с СМБД. Это не мы тут на местах должны ее внедрять, это там у вас в Москве, на верху, все должно проанализироваться, разработаться, проработаться, выяснить что необходимо для реализации данного проекта, какие средства, ресурсы (и в первую очередь людские) необходимы для внедрения системы и только после этого, уже готовый проработанный, отлаженный продукт, при обязательном наличии всех средств и ресурсов, должен начать внедряться в каждый уровень до самого низа.

А не так как сейчас, кинули бумажку, типа читайте, изучайте, внедряйте сами, а мы будем «контролировать» вас. Вот и получается что ответственным за безопасность движения назначен какой-нибудь Вася Батарейкин, старший помощник младшего дворника, который при всем желании не имеет полномочий что-либо изменить для внедрения СМБД, да и не должен это делать, это не его обязанность. Или это ведет какой-нибудь инженер, на котором и так висит с десяток направлений, ему даже в туалет сходить некогда, во сне уже в кошмарах это все видит, так тут еще и СМБД повесили! И ведь что самое интересное, что этот инженер, как раз в отличие от руководителей, которым плевать на все это, понимает что же такое СМБД, вот только сделать ничего не может, так как уровень не тот, должность не та.

Такой «веселый» подход вообще очень часто применяется в РЖД. Помню при внедрении Процессного подхода в ЦФТО тоже вместо руководителей (как требовалось по самой программе обучения) послали на учебу технологов, со словами «Вы научитесь, и начнете учить своих начальников дирекций». Вот только когда я вернулся, мой начальник дирекции послал меня на три буквы и сказал чтобы я не лез куда не просят, ибо ни хрена не понимаю и вообще он начальник — я дурак (очень часто встречаемый подход к руководству на железной дороге, особенно среди тех, кто не умеет руководить).

Тоже самое и с СМБД. Свалили все на исполнителей, а начальникам пофиг на все. А ведь это они должны в первую голову все изучить и начать использовать, и только потом распространять на подчиненных. Потому и не работает ничего, и никаких эффектов от внедрения нет, и как был бардак так и останется. Те кто может что-то изменить, не заинтересован в этом, а те кто хотел бы это изменить, не имеет возможностей и полномочий.


КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ, ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ, ИНВЕСТИЦИИ И Т.П.

Еще один пункт бардака. Сейчас идет «Год пассажира» под крылом которого мы в массовом порядке ремонтируем, строим и реставрируем пассажирские платформы и все что на них. Все это делается текущим, капитальным ремонтом или через инвестиции. Хотя по сути все это практически одно и тоже, различается только в цене и в степени вносимых изменений. Каждый год разрабатываются раздельные программы по текущему ремонту, капитальному ремонту и по инвестициям, которые согласовываются в Москве. При этом тратится куча времени, сил и денег на разработку первичной документации и смет. Миллионы, десятки, а то и сотни миллионов рублей только на то, чтобы предварительно показать наши пожелания по всем 3-м позициям на следующий год.

Да и не просто пожелания, а требуют сразу сметы готовые и подробные.

Но самое интересное, что сметы должен делать профессионал, со строительным образованием и специальными навыками, который понимает что, как и сколько нужно для данного вида работ, а не обычный технарь (как это везде и происходит), для которого все эти цифры — китайская грамота, т. к. он учился например на компьютерщика, а то и вообще на юриста. Вот и получается ситуация, что приходят к обычному работяге и требуют от него подробное, проработанное техническое задание на космический шатл. Как вы думаете, что он сможет сделать? Но даже если отбросить все это, и кое-как с грехом пополам создать эти сметы, и все остальные необходимые документ, то далее Москвой принимается решение о выделении средств на дирекции. Причем практически всегда это гораздо меньшая сумма, а то и вообще ничего. Например просили по текущему ремонту — 4 млн. руб., по капитальному — 20 млн. руб., по инвестициям — 100 млн. руб., а получили по текущему — 4 млн., по капитальному — 10 млн., по инвестициям — 0 руб.

Смотрим что получается. Во-первых — по капитальному ремонту необходимо срочно переделать сметы под новые суммы, урезав количество объектов и объемов работ, что снова стоит денег и не малых. Во-вторых — какие-то объекты, что планировались на инвестиции (и которые уже действительно необходимо делать в срочном порядке), приходится выкручиваться и делать капитальным и текущим ремонтами. Потом лепить документы для бухгалтерии, ЖелДорКонтроля и прочих проверяющих структур. Сплошной гемморой, растраты, висящие над шеей штрафы и т.д. И все из-за дурацкой разбивки на эти 3 вида работ!

Почему бы ни сделать так чтобы в конце года, собирались пожелания с различных дирекций на всевозможные планируемые в следующем году работы. Далее, в январе, в зависимости от имеющихся финансов, выделялась бы конкретная сумма на каждую дирекцию. Дирекции по получению лимита, в течении 2–3 месяцев (все-равно зима на дворе, делать ничего нельзя) принимали бы решение об объеме и видах работ, которые будут производить на данную сумму, и подготавливали титул, сметы и прочую документацию. Уже конечную документацию, которую не нужно будет по 5 раз переделывать! После производились бы работы, и в конце года закрывались бы в зависимости от видов выполненных работ (если текущий ремонт сделали значит текущим и закрыли, реконструкцию сделали, закрыли инвестициями и т.д.). Насколько удобнее, дешевле, человечнее бы все получилось бы! Вот не нужен мне в этом году текущий ремонт, я занимаюсь реконструкцией, строительством, а на следующий год наоборот, инвестиционные проекты мне не нужны, но зато делаю капитальный и текущий ремонты. И не нужно выкручиваться, изворачиваться, химичить что-то, все чисто и официально, и все довольны. Почему нельзя так сделать??? Неужели там у вас у власти нет ни одного адекватного человека, который бы смог до этого додуматься? Или там всем просто плевать на это?

И еще одно. До сих пор не могу понять, почему если при выполнении работ, вдруг появляется экономия, то это не только не поощряется, а еще и наказывается лишением премий руководства?! В то время как при перерасходе тебе лишь погрозят пальцем, а в дальнейшем даже поблагодарят! Т.е. получается, если я сэкономил средства РЖД, то я плохой, а если разбазарил (причем чем больше, тем лучше), то я хороший? Бред какой-то. И при этом в РЖД есть куча программ по ресурсосбережению, по которым мы отчитываемся, сколько чего мы сберегли по другим областям. Противоречия никто не замечает?


ГОД ПАССАЖИРА

Последний на сегодня пункт бардака — Год пассажира. Прекрасная идея. Наконец-то кто-то решил таки спросить у самих пассажиров, а что же все-таки им надо, чего не хватает, что улучшить? Замечательное намерение, или нет?

Оказывается реализация хромает. Целая многомиллиардная программа разработана, внедряется, только… про пассажиров забыли. Непосредственно у них то забыли спросить, что им нужно?! Вот честно скажу, мне как пассажиру, который периодически пользуется электричками, да и если честно сказать всем остальным, кто ездит вместе со мной и у кого я интересовался этим вопросом, так вот никому из нас вся эта огромная программа нафиг не нужна! НИ ОДИН ПУНКТ из этой программы НИКОМУ НЕ НУЖЕН! Нам пассажирам от этого ни холодно ни жарко! Скорее даже наоборот, как бы все эти вложенные туда миллиарды (выкинутые на ветер), не привели бы к увеличению цен на проезд! Вот все? что будет сделано этой программой.

Да намерения были хороши: навесы поставить, лавочки, повысить комфорт на вокзалах и т.д. Но как я уже сказал, реализация хромает. Толку то от этих навесов если они по сути ни от дождя, ни от ветра, ни от солнца, ни от холода или жары не спасают! Толку то от этих лавочек, если они установлены под открытым небом, и весь год или пыльные или мокрые или грязные или холодные! Какой может быть комфорт на вокзалах, если у нас на вокзале нет ни одного человека обслуживающего персонала, у нас их просто по штату не положено (кстати это идея центральных дирекций и кого-то из вице-президентов, ради экономии)! Так можно каждый пункт программы разобрать.

А знаете что хочу я — пассажир? Я хочу не ждать по часу электричку, я хочу не стоять и мокнуть, мерзнуть или наоборот изнывать от жары в ожидании поезда. Я хочу комфортно сидеть, в тепле зимой и прохладе летом.

Вот вам для примера, каким должен быть навес!

Скажете у нас не та страна, культура, воспитание? Но ведь с чего-то надо начинать! Поставить видеонаблюдение на платформы, начать тесно сотрудничать с полицией и администрациями городов и областей. Обратиться к президенту России с просьбой поддержки и начать ломать стереотипы! Вот тогда это будет настоящий Год пассажира, а не выкидывание миллиардов на ветер.


ПОСЛЕСЛОВИЕ

Думаю, на этом стоит остановиться, т.к. это письмо можно писать бесконечно.

Есть еще огромное количество проблем и направлений, которые можно рассмотреть, проанализировать и вынуть наружу весь тот хлам и бардак, что там творится. Например, чем занимаются вице-президенты ОАО «РЖД», ну кроме того, что орут на всех и вся на селекторах? На этот вопрос не может ответить ни один простой железнодорожник! Т.е. их работа настолько незаметна, а может даже и ничтожна, что никто просто не знает, чем же, на самом деле, занимаются вице-президенты ОАО «РЖД»! Я в свое время задался этим вопросом. Опросил кучу знакомых, и у себя на дороге и в Москве. Мне никто не дал ответа. Даже примерно никто не знает!

Ну да ладно, оставим. Как уже было сказано выше, направлений не указанных здесь осталось еще очень много, и все они в ужасном, критическом состоянии. Да и новые примеры идиотизма, появляются буквально каждый день. И конца края им не видно.

Так что я ставлю пока что точку, а точнее даже многоточие…

…Теперь ход за Вами.

Е. А. Новик 22.09.2016 г.


СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ ДОКУМЕНТА (PDF):



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
515
20263
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика