Бизнес и благотворительность

Бизнес и благотворительность Благотворительность играет важнейшую социальную роль, являясь одной из форм компенсации недостатков перераспределения общественных благ. Целый ряд проблем затрудняет развитие этого социального института в России. В монографии "Благотворительность в России и государственная политика" авторы анализируют мировой и российский опыт благотворительной деятельности и предлагают решения проблем ее развития.

Рассмотрим, каково участие российского бизнеса в благотворительной деятельности, ведь благотворительностью всегда занимались прежде всего богатые люди. Кроме того, она тесно связана с этическими и социальными нормами, с отношением к богатству, с требованиями, которые общество предъявляет к богатым. Как обстоит с этим дело в современной России, насколько активно российский предпринимательский класс занимается благотворительностью?


В благотворительной деятельности принимают участие 70% всех российских компаний (в Соединенных Штатах Америки в данной сфере не задействовано всего лишь 2% компаний, в Европе — 4%), 87% корпораций заявляют о намерениях развивать благотворительное направление [1].

Российские компании тратят на реализацию социальных программ не менее 79 млрд руб. в год.

Каждая вторая крупная компания имеет свой благотворительный бюджет и тратит на благотворительность от 11 до 17% чистой прибыли [2].

Некоторые компании для осуществления благотворительной деятельности создают собственные фонды (например, благотворительный фонд «Лукойл») [3] и занимаются социальными инвестициями, как, например, «Газпром», «Сибнефть», «РуссНефть», ТНК-ВР [4]. Чем крупнее компания, тем активнее она сочетает благотворительность и имиджевую рекламу [5].

Для банковской элиты в России благотворительность — неписаное правило, как, например, для «Альфа-Банка», «Внешторгбанка», «Национального резервного банка» [6].

Кто является объектом благотворительной деятельности бизнеса? По данным исследования 2001 г., российские бизнесмены предпочитают помогать прежде всего пожилым людям, детям-сиротам, инвалидам, матерям-одиночкам, многодетным семьям, а также поддерживать программы против наркомании и СПИДа, экологические проекты, организацию помощи тяжелобольным, программы по социальной реабилитации и воспитанию молодежи [7]. Некоторые предприятия выделяют для помощи не деньги, а свою продукцию (продукты для детского дома, приюта) либо оказывают услуги (например, строительная фирма помогает возводить храм) [8].

Интересно сопоставить мнения самих бизнесменов и населения в целом о социальной ответственности бизнеса. По данным ВЦИОМ на 2008 г., среди предпринимателей только 2% смогли уверенно заявить, что уровень социальной ответственности бизнеса высок, тогда как 31% считают его очень низким или низким. Оценки остальных опрошенных предпринимателей были более умеренными, но перевешивали все же негативные суждения. Оценки гражданами уровня социальной ответственности бизнеса отличаются большей критичностью. Скептиков, считающих этот уровень очень низким, среди населения оказалось в 2,5 раза больше, чем среди предпринимателей.

По мнению предпринимателей, суть социальной ответственности — в выполнении бизнесом своих основных функций(выплата достойной заработной платы, уплата налогов, создание рабочих мест),

а не в принятии на себя бремени решения социальных проблем страны и регионов (так считают 60%, 39% — придерживаются противоположного мнения). Социальная ответственность должна строиться на принципах добровольности, никакое принуждение или «привлечение» к ней, в том числе со стороны государства, недопустимо (с этим согласны 60%, не согласны — 36%). Кроме того, в бизнес-сообществе утвердилось понимание социальной ответственности как компенсации обществу за неравномерное распределение доходов. 50% предпринимателей разделяют мнение, что даже если высокие доходы являются результатами усилий отдельных людей, им все равно следует «делиться» с обществом.

При этом отношение предпринимателей к вопросу о широком освещении их социальной активности неоднозначно — среди опрошенных оказалось примерно одинаковое количество как тех, кто считает, что компании должны непременно информировать общественность о социальных программах, улучшая тем самым свою репутацию, так и тех, кто придерживается противоположного мнения (47% и 45% соответственно). Относительное большинство (47%) высказывается за то, чтобы ответственность за решение тех или иных социальных проблем брали на себя только крупные компании, а малый бизнес не только не должен демонстрировать социальную активность, но и сам нуждается в помощи. Однако немало и тех, кто считает социальную ответственность задачей, в равной степени актуальной для всех предпринимателей (38%) [9].

Интересно, что представления бизнесменов и общества о том, в чем именно должна заключаться социальная ответственность бизнеса, расходятся (рис. 1) [10]. Общество ждет от предпринимательского класса материальной и финансовой помощи нуждающимся, меценатства, борьбы с социальными болезнями (алкоголизм, наркомания и т. д.). Особенно явно виден разрыв ожиданий общества в решении социальных проблем регионов: россияне рассчитывают на это в гораздо большей степени, чем думают предприниматели. Последние, в свою очередь, полагают, что социальная ответственность бизнеса — это создание новых рабочих мест, предоставление социальных гарантий работникам, создание центров повышения квалификации, защита окружающей среды.



Рис.1. В чем именно заключается социальная ответственность бизнеса

Кредитованию и страхованию населения бизнесмены придают куда большее значение, чем россияне в целом. Бизнесмены и общество в целом единодушны в том, что бизнесу нужно поддерживать социальные инициативы и предотвращать трудовую дискриминацию. Добровольчество и благотворительность профессионально организовывают благотворительные организации. На 2009 г. было зарегистрированы 1700 благотворительных общественных организаций, 3 благотворительных общественных движения, 2720 благотворительных общественных фондов, 1 благотворительное общественное учреждение, 4571 благотворительных фонда [11].

Существуют общероссийские общественные благотворительные организации: Союз благотворительных организаций России, Федеральная комиссия по благотворительной деятельности, Национальный благотворительный банк, Совет по благотворительности при Президенте РФ и т. д.

По данным на 2007 г., учредителями благотворительных организаций были физические лица — граждане РФ (88%), на долю некоммерческих организаций приходилось всего 6% [12].

Свой вклад в общественную благотворительность и функционирование благотворительных организаций вносят и религиозные объединения. Они помогают малообеспеченным, алкоголикам и наркоманам, заключенным, пожилым и домам престарелых, военнослужащим, инвалидам, бездомным, детям-инвалидам, ВИЧ-инфицированным, бывшим заключенным, беспризорным детям, социально неблагополучным семьям, пострадавшим от стихийных бедствий, беженцам, многодетным семьям, детям заключенных, трудным подросткам, безработным, бывшим военным, а такжеоказывают помощь детским домам, больницам, детским домам и приютам, домам престарелых, колониям для несовершеннолетних, хосписам. Кроме того, они организуют благотворительные обеды и столовые, благотворительные организации и фонды, осуществляют патронаж над различными социальными учреждениями, центрами дневного пребывания, больницами и хосписами, оказывают медицинскую, психологическую и юридическую помощь [13].

Однако у общества остается настороженное отношение к организованной благотворительности.

81% граждан считает, что благотворительность в стране по-прежнему развита слабо. Лишь 2% знают о деятельности благотворительных организаций, 21% слышали о таких организациях, но мало знают об их деятельности. 55% российских граждан ничего не знают о деятельности благотворительных организаций и только 2% сталкивались с ней лично [14].

Как говорилось выше, уобычных людей, не занимающихся бизнесом, самая распространенная форма благотворительности — милостыня, а не пожертвования в благотворительные фонды, и эта тенденция сохраняется уже минимум десять лет [15]. Причин этому несколько: недоверие к благотворительным фондам из-за непрозрачности их деятельности, неудобства при переводе материальной помощи, ощущение «виртуальности» призывов в СМИ, неловкость из-за слишком маленького пожертвования, нехватка организованных и достойных доверия форм благотворительности [16]. Кроме того, благотворительная деятельность слабо освещается в СМИ [17].

Представители среднего и малого бизнеса также скептически относятся к деятельности благотворительных фондов, предпочитая помогать людям напрямую [18].

Таким образом, в России имеется серьезная потребность в развитии благотворительности. К положительным моментам современной ситуации в этой сфере можно отнести готовность значительной части общества участвовать в благотворительной и добровольческой деятельности, а также довольно развитую социальную деятельность благотворительных и религиозных организаций. К минусам относится недостаточный объем пожертвований на благотворительность по сравнению с западными странами, разрыв между ожиданиями граждан и представлениями бизнес-сообщества о социальной ответственности, неразвитость социальных инвестиций, малая занятость населения в сфере добровольчества и благотворительности, низкий социальный статус волонтеров, отсутствие альтруистической мотивации у молодежи, недоверие общества и бизнеса к благотворительным организациям и фондам. И частные лица, и предпринимательские круги готовы помогать чаще всего адресно и чаще всего — самым незащищенным (пожилым людям и детям).


[1] Социальная доктрина. Макет-проект / под общ.ред. С.С. Сулакшина. М.: Научный эксперт, 2010. С. 164.

[2] Там же

[3] Единый информационный ресурс московской благотворительности. www.mosblago.ru/groups/page-14.htm

[4] Вострухова В.Н. Социокультурная регуляция благотворительной деятельности в современных российских бизнес-процессах: автореф. дис. … канд. социол. наук. М., 2006. С. 20.

[5] Папкова О.В. Отечественная благотворительность как объект государственного регулирования: социокультурные традиции, современные тенденции: автореф. дис. … канд. социол. наук. М., 2003. С. 21.

[6] Степанова Е.Е. Благотворительность в сфере культуры: организационный и педагогический аспекты: автореф. дис. … канд. педагог. наук. СПб., 2006. С. 12.

[7] Алексеева Е.Г., Горшкова И.Д. Фандрайзинг: мотивации потенциальных жертвователей // Благотворительность в России. 2001: социальные и исторические исследования: сб. ст. СПб.: Лики России, 2001. С. 186.

[8] Единый информационный ресурс московской благотворительности. // http://www.mosblago.ru/groups/page-14.htm

[9] По материалам сайта http://wciom.ru/

[10] Там же.

[11] Буданцева С.В. Благотворительность как условие формирования социально- ориентированной экономики: автореф. дис. … канд. экон. наук. Тамбов, 2010. С. 15.

[12] Киселева О.В. Совершенствование экономических отношений в сфере благотворительности: автореф. дисс. … канд. экон. наук. Нижний Новгород, 2007. С. 9.

[13] Социальная доктрина. Макет-проект / под общ. ред. С.С. Сулакшина. М.: Научный эксперт, 2010. С. 164–165.

[14] Там же

[15] Алексеева Е.Г., Горшкова И.Д. Фандрайзинг: мотивации потенциальных жертвователей … С. 205–206.

[16] Там же. С. 188–189.

[17] Папкова О.В. Отечественная благотворительность как объект … С. 22.

[18] Лаврененко Л.Я. Становление благотворительной деятельности в образовании: автореф. дис. … д-ра педагог. наук. Великий Новгород, 2003. С. 31.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
6559
20398
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика