Борьба с наркотиками: опыт и перспективы

Борьба с наркотиками: опыт и перспективы

Автор Иван Анатольевич Кульнев — юрист, бывший следователь УФСКН России по г. Москве.

26 июня отмечается Международный день борьбы с наркоманией. Он был учрежден в 1987 году Генеральной Ассамблеей ООН в знак выражения своей решимости усиливать деятельность и сотрудничество для создания международного общества, свободного от злоупотребления наркотиками. Спустя год была принята Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. По данным ООН, общий объем операций в наркобизнесе в 1989 г. оценивался в 500 млрд долл. США. Из них почти 85 млрд долл. «отмывалось», в том числе использовалось в качестве инвестиций. На сегодняшний день эти цифры существенно возросли.

Как борьба с наркоманией решалась в Советском Союзе, который ратифицировал Конвенции в сфере наркотиков (1961 г., 1971 г. и 1988 г.)?


БОРЬБА С НАРКОТИКАМИ В СССР

Советский Союз столкнулся с проблемой наркотиков на закате своего существования. Стратегию борьбы с наркоманией определял указ Президиума ВС СССР от 1974 «Об усилении борьбы с наркоманией» и ряд ведомственных нормативных правовых актов. Была выстроена четкая система профилактических и лечебно-трудовых мер.

Лечение хронических алкоголиков и наркоманов было введено в качестве вынужденного средства охраны и восстановления их здоровья, а также предупреждения преступлений и других антиобщественных проявлений со стороны этих лиц и являлась принудительной мерой административно-медицинского характера.

Согласно данного указа, лица, больные наркоманией, уклоняющиеся от такого лечения, подлежали направлению в лечебно-трудовые профилактории или лечебно-воспитательные профилактории для принудительного лечения на срок от шести месяцев до двух лет.

С 1990 года начинается крах существующей системы во всех сферах жизнедеятельности Советского Союза. Смертоносным ударом в борьбе с наркотиками, было заключение Комитета Конституционного Надзора СССР «О законодательстве по вопросу о принудительном лечении и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией». Было установлено, что Указ Президиума ВС СССР «Об усилении борьбы с наркоманией» не соответствует Конституции СССР, международным актам о правах человека по вопросу принудительного лечения и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.

Таким образом, в ходе перестроечно-либеральной эйфории под благое намерение защитить человека от отдельных или надуманных изъянов существовавшей системы лечения от алкоголизма и наркомании была открыта дорога в преисподнюю пороков, сломавших и погубивших миллионы судеб. Были приняты документы, в которых потребление наркотиков было приравнено к естественным правам человека. Соответственно, произошла декриминализация уголовного и административного законодательства, предусматривающие ответственность за немедицинское потребление наркотиков. По этой причине нет оснований ни удивляться, ни тем более, возмущаться существованием в стране такого количества наркотиков и наркоманов, коль сам образ жизни людей, призванный использовать социальные институты цивилизованного общества, не соответствует провозглашенным идеалам.

Вышеупомянутые события всем хорошо известны. Когда каждый день вносились изменения в действующее законодательство и Конституцию СССР 1977 года. Однако, здесь было уместно напомнить о них, поскольку с того момента начинается уничтожение существующего строя и шквал наркотиков по всей стране. Данный рассказ о борьбе с наркотиками в СССР помещен для того, чтобы дать информацию к следующему выводу о борьбе с наркотиками после уничтожения советского государства.


БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ ПОСЛЕ УНИЧТОЖЕНИЯ СССР

Насколько парадоксально наше прошлое, настолько непредсказуемо будущее. Мы отказались от советской системы, но не смогли найти лучший путь борьбы с наркотиками. То есть мы вообще ничего не искали, а пустили все на самотек. На тот момент «демократу» Ельцину было не до борьбы с наркотиками. Шла полным ходом борьба за власть. Результат всем известен. Наивысшее выражение демократии и «общечеловеческих ценностей» — пальба из пушек по депутатам. В очередной раз народ соблазнился миражами импортируемой «западной демократии». Под этот шумок в страну ввозились тонны героина. Страна начинает жить по принципу: «Разрешено все, что не запрещено законом». О какой борьбе с наркотиками могла идти речь, когда в России потребление наркотиков стало считаться естественным правом человека. Принимаемые правящими компрадор-либералами решения привели к тому, что страну охватила героиновая эпидемия. Страна тотально села на иглу.

О наркоугрозе писали многочисленные СМИ, били тревогу специалисты, но мер по борьбе с ней не принималось.
В 90-е годы резко возросла преступность, а компрадор-либеральное государство уклонялось от выполнения социальных функций, провозглашенных Конституцией.

Утвердившаяся власть компрадоров привела к невиданной коррупции, к широкому подкупу чиновников, и в первую очередь тех, кто должен бороться с преступностью, что становится крайне опасным и для гражданина, и для государства.

В 1993 году страна ужаснулось от масштабов наркоугрозы, поэтому была разработана и принята Концепция государственной политики по контролю за оборотом наркотиков в РФ (утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 22 июля 1993 г.), где главной задачей было сокращение оборота наркотиков и уменьшение числа наркозависимых.

Концепция — это всего лишь способ понимания явления или процесса, точка зрения на предмет. Она носит рекомендательный характер и соответственно под нее не предусмотрено финансирование. Страна прошла через героиновую эпидемию, множество смертей, тотальную наркоманию регионов, где раньше даже не знали про эту проблему. Некоторыми одиозными политиками и экспертами ставились вопросы о легализации распространения и употребления легких наркотиков. 17 июня 1997 г. петербургская газета «Смена» в информации: В Нидерландах наркотики делят на легкие и тяжелые» сообщает о том, что «с давних пор у каждого народа был свой наркотик… Из более 350 кафе Амстердама в 100 разрешена продажа «легких» наркотиков. В тоже время в Европе происходит консолидация противников легализации, сторонников антинаркотических конвенций ООН 1961, 1971 и 1988 гг.

Неуклонный рост наркопреступности, наблюдаемый на протяжении последних 10 лет после распада СССР, в конце концов заставил руководителей страны и правоохранительных органов задуматься о коренной перестройке правовой системы. Были приняты новый уголовный, уголовно-процессуальный, уголовно-исполнительный кодексы, а также серия примыкающих к ним законов.

В частности, в 1998 году был принят один из основных нормативных актов в интересующей нас сфере — Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», который был направлен на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.

Итак, с началом 1990-х годов негативные процессы, связанные с наркоугрозой, многократно усиливались. Советское государство могло стать лидером человечества, но после распада СССР этот шанс был утоплен в болоте воровства на государственном уровне, безграничного бесстыдства и бездарности управленцев.

Иммунной системе России был нанесен сокрушительный удар, в т.ч. некомпетентностью должностных лиц никогда не работающих в сфере борьбы с наркотиками. Так в 1994 году председателем Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами был назначен Черномырдин, а его замом Шахрай. Бездумно уничтожались многие «советские порядки», не считаясь с их эффективностью. Так были распущены народные дружины, ликвидированы комиссии по делам несовершеннолетних, упразднена правовая пропаганда. Таким образом, чтобы грабить население, нужно было подавить его волю к сопротивлению. Это не сложно сделать, если привести людей в состояние духовной анестезии. Нынешним хозяевам жизни удалось погрузить общественную мысль в наркотический сон. Стране были навязаны западные идеалы с перестройкой всей системы советских ценностей и приоритетом международного права.

Требовалась не частная перестройка, не некая модернизация, а радикальная реконструкция, которая спасет от наркоугрозы нашу страну. В каком направлении ведется реконструкция борьбы с наркотиками в современной России?


СОВРЕМЕННАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Новые формы и средства, используемые современной наркопреступностью, диктуют настоятельную необходимость изменения стратегии, средств и методов борьбы правоохранительных органов.

В сентябре 2001 года было принято решение Совета Безопасности Российской Федерации «О мерах по усовершенствованию государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и распространением наркомании в стране», которое призвало субъекты Федерации создать отделы по организации профилактической работы против наркотизации населения.

11 марта 2003 года Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ России становится самостоятельным федеральным органом исполнительной власти. Большая часть штатной численности и материальной базы передано Комитету упраздненной Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации. Через два года Госнаркокнтроль России переименован в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотам наркотиков.

С созданием ФСКН России стало возможно вести речь о состоянии антинаркотической работы в субъектах Федерации и мерах по ее усилению.

В 2007 году был образован Государственный антинаркотический комитет РФ, который возложил ответственность за наркоситуацию на первых лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, назначив их председателями антинаркотических комиссий. С созданием ГАК РФ можно было говорить об эффективной координации в российской антинаркотической политике, поскольку в ее состав входили руководители (представители) Федерального собрания, Администрации Президента РФ и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. В Положениях об межведомственных комиссиях в субъектах Федерации детально определен политико-правовой механизм принятия решений в области антинаркотического управления, как на федеральном, так и на региональном уровне. Растет штатная численность ФСКН России, совершенствуется материальная база и профессионализм сотрудников.

Централизации государственной власти и ее институтов противостоит совершенно особый противник. Наркоугроза стала превращаться в некую отрасль общественной жизни, можно сказать в определенный «вид индустрии». Она приобрела широкий промышленный и научно-технический характер, в том числе с появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ. Поэтому, очередным шагом на пути эффективной борьбы с наркотиками стала Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 09.06.2010). Не имея возможности в рамках статьи подробно проанализировать сильные и слабые стороны всей современной антинаркотической политики, отмечу, что 5 апреля 2016 года Президент России подписал Указ №156 об упразднении ФСКН России и передаче ее функций в МВД России. Сейчас функции ФСКН выполняет Главное управление по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел РФ.

Практика, как критерий истины, покажет, насколько было эффективным данное совершенствование государственного управления.

Как бы не называлась служба по борьбе с наркотиками, генеральная цель остается неизменной — это существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства, постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

О реализации Стратегии государственной антинаркотической политики РФ

Колониальный наркофашизм

Наркоситуация: игра со смертью

О «крокодиле», чиновниках и бедности

Спайс пришел в детсад

Спайс-эпидемия: доморощенная смерть

ФСКН: быть или не быть

Тест детей на наркотики — а вы позволите?



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
1600
7139
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика