Бюджетные тенденции

Бюджетные тенденции

 Автор Андрей Сергеевич Дёгтев — эксперт Центра Сулакшина

ПОПРАВКИ ПОД КОНЕЦ ГОДА

На позапрошлой неделе правительство внесло поправки в бюджет на 2016 год. Дефицит увеличен с 3% до 3,66% ВВП, или с 2,360 трлн рублей до 3,034 трлн рублей. Но это не предел. К концу года дефицит может взлететь и до 3,9% ВВП. Дефицит в этом году на две трети финансируется за счёт Резервного фонда.

Несмотря на многочисленные заявления Минфина о необходимости сокращать расходы, на деле резать бюджет оказалось не так легко. По итогам 2016 года расходы планируется увеличить с 16,098 трлн рублей до 16,402 трлн рублей. Это неудивительно. Секвестр всегда встречает сопротивление заинтересованных групп.

А вот доходы, напротив, уменьшатся с первоначальных 13,738 трлн рублей до 13,368 трлн рублей.


БЮДЖЕТ 2017

Согласно проекту «Основных направлений бюджетной политики» расходы федерального бюджета в 2017–2019 годах должны быть заморожены на уровне 15,8 трлн. рублей. В действительности расходы будут несколько больше, так как данная цифра не учитывает 1 процентный пункт налога на прибыль, который Минфин забирает у регионов. Правда, к федеральному бюджету эти расходы имеют опосредованное отношение, так как перераспределяются также в пользу регионов — наиболее бедных.

Консолидация бюджета будет достигаться в основном за счёт сокращения расходов, но и новые источники доходов Минфин тоже ищет. Предлагается увеличить норматив обязательных отчислений дивидендов и чистой прибыли госкомпаниями в бюджет. Также Минфин хотел бы навести порядок на сером рынке: побороть нелегальную занятость (а это около четверти фонда оплаты труда), разобраться с серым оборотом алкоголя и импорта.

Рассматривается сокращение расходов на оборону. С 3,9 трлн. рублей в 2016 году до 2,8 трлн рублей. в 2019 году. В этом году военные расходы, напротив, в ходе поправок в бюджет увеличились на 735,16 млрд. рублей. А вот социальные расходы за ближайшие три года могут увеличиться. Что касается бюджетного дефицита, он на протяжении трех лет будет уменьшаться, но все равно в 2019 году составит 1,2% ВВП.

Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» пока что свёрстан исходя из предполагаемого объёма доходов 13,437 трлн рублей и расходов 16,181 трлн рублей. Верхний предел государственного внутреннего долга устанавливается в размере 10,352 трлн рублей, а внешнего — $53,6 млрд. Дефицит планируется в размере 2,745 трлн рублей, или 3,2% ВВП.

Бюджет на 2017–2019 годы верстается исходя из цены на нефть $40 за баррель. Это примерно соответствует цене нефти Brent в 2016 году (рис. 1).

Рис. 1. Цена нефти марки Brent

Но даже если нефть будет стоить больше, излишки всё равно не пойдут в резервы. Бюджетное правило приостановлено до 1 февраля 2020 года. В 2017 году Резервный фонд будет исчерпан, а Фонд национального благосостояния сократится к концу 2019 года до 3 трлн рублей с нынешних 4,6 трлн. Доля резервов в финансировании дефицита госдолга будет сокращаться, а доля заимствований возрастать.


ГОСДОЛГ

Как не допустить в таких условиях скачка госдолга? Ведь такой сценарий может аукнуться вторым дефолтом! Для этого в Минфине планируют предусмотреть механизмы ограничения роста государственных заимствований. Во-первых, ежегодные расходы на обслуживание госдолга планируется ограничить 0,8–1% ВВП. Во-вторых, дополнительные займы не должны будут превышать недобор ненефтегазовых доходов бюджета. Тем не менее, госдолг в ближайшие годы вырастет. Если к концу текущего года объем совокупного госдолга составит 15% ВВП, то к концу 2019 года он увеличится до 16,6 трлн рублей, или 16,8% от ВВП.


СТРУКТУРА БЮДЖЕТА 2017

Наибольшая доля расходов федерального бюджета в 2017 году будет направлена на социальную политику. К 2019 году она должна вырасти на 4 процентных пункта. Под социальной политикой понимаются не образование и здравоохранение, как можно подумать, а пенсии и социальные пособия. Доля расходов на здравоохранение, напротив, уменьшится. В структуре бюджета также сократятся расходы на экономику и, несмотря на программу перевооружения — на оборону (рис. 2).

Рис. 2. Структура расходов федеральных бюджетов на 2016 и 2017–2019 годы, *роспись по состоянию на начало 2016 года


ПРОБЛЕМНЫЙ МОМЕНТ

Самым проблемным вопросом в бюджете на следующий год, пожалуй, является финансирование медицинских расходов. Они будут сокращены на 33% по сравнению с уточненной росписью бюджета 2016 года: 362 млрд рублей против 544 млрд рублей. Расходы на стационарную медицинскую помощь уменьшатся на 39%. Расходы на амбулаторную помощь — в 1,7 раза. Расходы на обеспечение санитарно-эпидемиологических норм — на 16%.

Вдобавок к сокращению медицинских расходов федерального бюджета в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, который также является источником финансирования здравоохранения, образовалась дыра. Дефицит составил 71 млрд. рублей, или 4% доходов Фонда. Расходная часть Фонда в 2017 году составит примерно 1,7 трлн. рублей. ФОМСу не хватает денег для повышения зарплат медработникам в связи с майскими указами, согласно которым в 2017 году зарплата врачей должна составить 180% среднерегиональной, а среднего и младшего медперсонала — 90 и 80%, соответственно. В 2018 году соответствующие показатели должны достигнуть — 200, 100 и 100%. Когда принимались указы, ничего не было известно о будущем падении цен на нефть, санкциях и кризисе. Однако уже тогда их выполнимость вызывала сомнения. Теперь же для того, чтобы уложиться в нормативы, нещадно сокращают персонал. Чем меньше работников — тем меньше зарплат, а значит, легче их повышать. Только за несколько месяцев 2016 года уволены около 50 тыс. санитарок, а также 16 тыс. фельдшеров и медсестёр.

Проблемы бюджета неотделимы от проблем экономики в целом. Низкий экономический рост и дешёвая нефть предопределяют бюджетный дефицит. Ликвидировать этот дефицит можно только за счёт сокращения расходов. Залезать в долги — не лучший вариант. Меры по ускорению экономического роста могли бы создать дополнительную налогооблагаемую базу в виде новых предприятий. Но даже если это произойдёт — эффект не может быть моментальным. Снижение коррупции теоретически тоже могло бы высвободить из распильно-откатной «чёрной дыры» существенный бюджетный ресурс. Но вороватая элита крепко присосалась к коррупционным потокам и не намерена отказываться от своих дивидендов. Одним словом, секвестр бюджета в ближайшие годы неизбежен.



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
1088
5133
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика