Чехия: новый курс?

Чехия: новый курс?

Эксперт Центра Наталия Шишкина

В чем суть новой внешнеполитической концепции Чехии? Чем она отличается от прежней? Какая роль в ней отведена России, и кто станет основными партнерами страны?

Чехия – одна из стран, которую не так давно прочили в союзники России на Европейском континенте. Президент Чехии Милош Земан даже стал одним из немногочисленных лидеров Западных стран, выразивших желание поучаствовать в Параде Победы в Москве, за что подвергся шквальной критике. В итоге, глава Чехии остался верен намерению и приедет в Москву 9 мая, правда, на сам Парад победы не пойдет, а посвятит время важным встречам. Хотя само стремление главы Чехии можно расценить в качестве одного из свидетельств наличия поддержки России в странах Европы.

В понедельник, 27 апреля 2015 г., в кабинете министров Чешской республики прошли обсуждения новой внешнеполитической концепции.

В предыдущей версии своей концепции внешней политики Чехия выражала свою приверженность ЕС и НАТО, а также политике «открытых дверей» Организации Североатлантического договора, обозначая именно их в качестве приоритетных партнеров. Особенно рассматривалась посредническая роль Чехии в отношениях НАТО – Россия. Россия находилась на втором после США месте в числе региональных партнеров Чехии, опережая даже Китай. Приоритетные направления отношений – сбалансированный экономический обмен, сотрудничество в энергетике, сотрудничество в борьбе с терроризмом, а также с гражданским обществом в поощрении защиты прав человека.

Новые веяния

Чехия подтвердила приоритетность отношений с ЕС и НАТО. Выданная за нечто новое фраза о том, что США теперь считается только гарантом евроатлантической безопасности, на самом деле вполне закономерно вытекает из формулировки прошлой концепции от 2011 года.

Согласно ее положениям, США выступали ключевым союзником Чехии, которые, ни много ни мало, внесли решающий вклад в разгром агрессивных тоталитарных режимов и восстановление чешского суверенитета. Россия, если верить версии концепции, растиражированной чешскими СМИ, отнесена к остальным странам наравне с Ближним Востоком и Северной Африкой. И теперь Россия, хотя и является дестабилизирующим фактором архитектуры европейской безопасности, но сохраняет потенциал политического и экономического партнерства для Чехии и стран ЕС.

Именно последнее утверждение наиболее активно муссировалась в российских СМИ, однако первое утверждение можно назвать новацией, и весьма многозначительной.

Далее, авторы новой концепции утверждают, что Чехия намерена усилить конструктивное сотрудничество с РФ, особенно в экономической и культурной сферах, и наладить как можно более тесный контакт с российским гражданским обществом. Является ли это кардинальным изменением политики Чехии по отношению к России? Пожалуй, нет. Главные изменения связаны с тем, что Россия признана разрушающим фактором для европейской безопасности, и потому уровень экономических и политических отношений Чехии и России будет зависеть степени от уважения к международному праву и от территориальной целостности российских соседей.

Можно ли утверждать, что подобное отношение со стороны члена НАТО и ЕС стало неожиданным? Конечно, нет. Неожиданно, скорее, желание президента этой страны принять участие в Параде Победы на Красной площади в Москве.

Южное направление своей политики Чехия намерена пересмотреть. На Ближнем Востоке, что не удивительно, приоритетным стратегическим партнером Чехии становится Израиль – извечный союзник США. Одним из направлений развития внешней политики Чехии, также ожидаемым, станет борьба с ИГИЛ и подобными ему экстремистскими государствами.

Отношения, которые должны пережить положительные изменения – это отношения Чехии и Китая. Хотя, несмотря на заявленный в новом варианте акцент на морали и праве в отношении КНР, Чехия вряд ли станет вспоминать про нарушения прав человека. Китай для Чехии, главным образом, экономический партнер – как и Россия. Однако доброжелательное отношение к последней теперь чревато негативной реакцией со стороны западных партнеров.

Поддерживает ли Чехия Россию?

Основными партнерами Чехии остаются страны ЕС и союзники по НАТО. Кардинальных изменений новая концепция не несет, она является закономерным и органичным продолжением концепции 2011 года. Изменилось лишь то, что отныне российско-чешские отношения будут определяться другими акторами, диктующими, какие права, нормы и принципы нарушает Россия.  Но разве это было тайной?

Еще в прошлой своей внешнеполитической концепции Чехия заявляла об общности социальных и культурных ценностей с США, разделении уважения к основным правам и свободам и позиции по стратегическим вопросам. На ценностном уровне уже тогда провозглашалось единство взглядов. Метания чешского руководства между поклоном Киеву и Парадом победы в Москве связаны исключительно с желанием использовать сложившуюся ситуацию в своих собственных интересах и не испортить отношения ни с Россией, ни со странами ЕС, ни с Украиной.

Совершенно очевидно, что Чехия и раньше не входила в российскую орбиту влияния, была расколота, что особенно ярко проявилось после событий на Украине. Неоднозначное отношение, которое в основном зависело от выгодности или не выгодности (в отличие от той же Сербии, несколько более решительной, но не более успешной в плане российской поддержки) сейчас совершенно ясно преобразилось в приверженность западному курсу. Разве можно было ожидать, что Чешская республика внезапно изменит свой достаточно последовательный курс развития? Конечно же, нет. Поэтому было бы неверным характеризовать новый внешнеполитический курс Чехии как нечто совершенно инновационное.

Российские официальные и сателлитные им СМИ акцентируют внимание на отдельных моментах, которые в целом создают впечатление о Чехии как о стремящейся к независимости от ЕС стране, лидеры которой настроены если не совсем пророссийски, то, в целом, доброжелательно. Это проявление становящейся все более заметной болезни российской власти: чем больше провалов, тем более активно желаемое выдается за действительное.

Отдельные вопросы, которые в весьма категоричной форме Чехия пытается решить самостоятельно – например, вопрос с квотами по беженцам – будут решены, скорее всего, в пользу требований ЕС. Заявления президента М. Земана о недейственности антироссийских санкций и развитии отношений с Россией представляют всего лишь политический ход, а вот его уверенность в переходе Чехии на евро намного красноречивее свидетельствует о реальном направлении интересов. Создается впечатление, что М. Земан стал отвечать за задабривание Москвы, а Л.Заоралек и премьер-министр Б.Сободка – Украины и западных стран.

На самом деле, Чехия всего лишь продолжает попытки сбалансировать свой курс между превалирующими на западе политическими интересами, о первостепенной важности которых весьма ясно заявила А.Меркель, и собственными экономическими интересами, связанными, в том числе, и с Москвой. Поэтому впечатление, что «Чехия тоже нас поддерживает», обманчиво, и новая концепция внешней политики стала еще одним тому подтверждением.

Читайте также по теме:


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
525
20724
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика