Чей бюджет должна поддерживать Россия?

Чей бюджет должна поддерживать Россия?

Андрей Сергеевич Дёгтев — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Недавно вышли обновлённые данные о количестве американских казначейских обязательств в распоряжении иностранных держателей. Россия увеличила за месяц объём вложений в американские ГКО на $10 млрд — с $72 млрд до $81,7 млрд. Это событие идёт вразрез с ранее наблюдавшейся тенденцией. Ранее СМИ и блогосфера неоднократно подчёркивали тренд на уменьшение Россией своих резервов в американских казначейских обязательствах. Подчёркивалось как сокращение этого актива в первые три месяца 2014 года — что рассматривалось как подготовка к «Крымской операции», так и последующий длинный тренд на сброс ГКО, который интерпретировался как совместная стратегия России и Китая по обрушению американского доллара (рис. 1).


Рис. 1. Российские вложения в американские ГКО

Возможно, Китай действительно использует свои резервы для давления на США. Но российских накоплений в US Treasuries явно недостаточно, чтобы оказывать существенное влияние на американскую финансовую систему. Доля российских сбережений в американских государственных ценных бумагах не дотягивает до полутора процентов от их общего количества.

Увеличение вложений в американские долговые инструменты в тот момент, когда США активно ведут антироссийскую санкционную кампанию, вызывает недоумение. Более того, по последним данным Центробанка почти 90% российских ЗВР размещено в странах, объявивших России санкции (рис. 2).


Рис. 2. Географическое распределение валютных активов ЦБ России

Чем объяснить столь последовательное стремление российских властей финансировать бюджеты и стимулировать экономику своих геополитических конкурентов? Неужели нельзя перевести российские резервы из западных активов в ценные бумаги незападных стран? Очевидно, у стратегии инвестирования резервов в западные активы есть свои объективные и субъективные причины. Рассмотрим сначала объективные факторы.

Целесообразность инвестирования в тот или иной финансовый инструмент определяется его надёжностью и доходностью. Российский Центробанк преимущественно размещает валютные активы в инструментах с рейтингом от, А и выше (рис. 3).


Рис. 3. Распределение валютных активов по кредитному рейтингу

При этом около 80% российских ЗВР приходится на государственные ценные бумаги, и лишь 12% на депозиты, то есть основная масса валюты направляется на финансирование бюджетных дефицитов западных стран (таб. 1.).

Таб. 1. Величина валютных активов и их распределение по видам инструментов


При сохранении существующих нормативов и пропорций инвестирования перевод российских ЗВР в альтернативные активы будет осложнён малым количеством незападных государств с высоким кредитным рейтингом. Если выделить из общего числа стран те, у которых кредитный рейтинг составляет от, А и выше, а затем разделить их на две категории: поддерживающих санкции против России и воздерживающихся от них, — то группа не присоединившихся к санкциям стран окажется примерно в полтора раза меньше, чем присоединившихся (таб. 2).

Таб. 2. Действующие и потенциальные реципиенты российских ЗВР с кредитным рейтингом от, А и выше


Ещё более внушительная разница между западными и незападными странами прослеживается в совокупном размере их государственных долгов. Если западные страны должны своим кредиторам в общей сумме $43 трлн, то незападные всего лишь $4 трлн. Десятикратная разница в суммарных долговых обязательствах говорит о том, что количество обращающихся на рынке ценных бумаг незападных государств достаточно мало и быстрая конвертация в них российской валюты трудноосуществима.

Что касается средней доходности то у государственных ценных бумаг незападных стран она почти вдвое больше, чем у западных. Следовательно, в случае перевода средств в облигации развивающихся стран Россия смогла бы выигрывать больше на процентах (таб. 3).

Таб. 3. Доходность государственных облигаций со сроком обращения 10 лет, %


Американские казначейские обязательства при этом выделяются своей высокой доходностью на общем фоне среди ценных бумаг остальных западных стран. Лишь Австралия имеет более высокий процент по облигациям. Во многом это является признаком кризиса американской долларовой пирамиды. США нуждаются во всё больших объёмах заёмных средств, и их привлечение становится всё труднее и труднее. Отсюда — повышенные процентные ставки по ГКО. Близится момент, когда американское государство, несмотря на высокие кредитные рейтинги, не сможет расплатиться по долгам и будет вынуждено либо объявить дефолт, либо разогнать печатный станок до катастрофических темпов.

Что же касается субъективных факторов отказа от диверсификации российских ЗВР, то главным из них является неготовность руководителей пойти на этот шаг. Это может быть обусловлено: 1) идеологическими убеждениями либерального властного корпуса, придерживающегося курса на встраивание России в западный мир, 2) возможной коррупционной коммерческой заинтересованностью и сговором руководства ЦБ с западными выгодоприобретателями или же 3) опасением относительно потенциальной ответной реакции Запада, не намеренного допускать разрыва России с её традиционной ролью сырьевого придатка.

Ни одной причины в объективную пользу страны тут не отыскивается. И кто-то после этого говорит: верьте президенту, верьте верхам, они лучше знают, что делать. Главное, не критикуйте их и поддерживайте. Ну, и с каких таких пирогов их поддерживать?


ВЫВОД

Диверсификация российских ЗВР возможна, хотя и затруднена относительно низким предложением государственных ценных бумаг развивающихся стран. Эта проблема может быть преодолена за счёт плавного и поэтапного режима перехода в альтернативные активы, а также за счёт увеличения доли депозитных вкладов в структуре ЗВР. Упрощённым вариантом диверсификации может быть уход из государственных казначейских обязательств США — главного инициатора санкций, а также уменьшение доли доллара в структуре ЗВР при сохранении доли других западных активов и валют. Однако без соответствующей политической воли подобные решения не могут быть приняты и реализованы.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Уплотнить бюджеты регионов, расчехлив министерства. Смелый план или популистская идея?

Глазьев прав

Повышение пенсионного возраста или за счет кого заткнуть дыру в бюджете?

Завышенные ожидания от Минэкономразвития



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
379
10336
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика