Четыре причины появления современного фашизма

Четыре причины появления современного фашизма

Автор Анатолий Акимович Королев  доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик РАЕН, профессор кафедры истории Московского гуманитарного университета.

Выступление на научно-экспертной сессии «Современный фашизм: новые облики и проявления» (26 апреля 2017 г., Москва).

Фашизм — определение с разбегающимися смыслами, разноликий феномен нашей общественной жизни. Это как, образно говоря, «человек с тысячью лиц»: он и гомо советикус, и гомо разумный, и одномерный, и человек играющий и т. д. Классическое определение, которое дал немецкому фашизму Георгий Димитров, трансформируется, отражает изменившиеся реалии второй половины XX — начала XXI вв. Существует 18 определений фашизма. Свой вклад в эту проблему внесли как ученые РАН, так и писатели Умберто Эко, Борис Стругацкий и др.

Каждый, на свой взгляд, обращал внимание на ту или иную грань этого парадоксального феномена. Но все практически обращали внимание на такие сущностные стороны, как расизм, ксенофобия, культ героя и смерти, нетерпимость к инаковым (и по рождению, и по мышлению), милитаристский шовинизм и т. д. Думается, выбирая причины появления и бытования современного фашизма в России, следует обратиться, прежде всего, к психологическим причинам, определяющим внутреннюю жизнь современного человека. Это механизмы заражения, подражания и моды.

Что касается моды, то механизмы ее влияния на мировоззрение и поведение недостаточно изучены. Мода на фашизм, точнее — на фашистов была еще в советское время. Она появилась еще в 70-е годы, после появления телесериала «Семнадцать мгновений весны». Штандартфюрер Штирлиц стал образцом для поведения некоторых молодых людей. Умный, подтянутый, хладнокровный, облаченный в черный мундир, стал героем для подражания подростков. Они увидели в нем человека волевого, который наведет порядок, которого уже так не хватало детям невоевавших отцов. В то же время отмечались случаи, когда школьники играли (а это было в Белоруссии — многострадальной республике, где был убит немцами каждый четвертый житель) в фашистов и партизан. Первые мучали вторых. Нельзя утверждать, что это были массовые случаи, но они имели место. Проводилась так же демонстрация (немногочисленная, где-то 20 человек) в Москве в честь рождения Гитлера 20 апреля.

По размышлению видится и вторая, гносеологическая причина распространения фашизма в наше время — архетипическая, связанная с глубинными основами личности. В современной жизни срабатывают (хотим мы или не хотим) архетипы подсознания, которые оказывают невидимое влияние на поведение людей. Прежде всего, такой архетип, как «они» и «мы». Они — это плохие люди, враги, мы — хорошие. Все, кто не наши, подлежат отторжению, если не уничтожению. Надо полагать, в этом лежат инфернальные корни фашизма как явления, воспроизводимого в настоящее время. Фашизм в известной степени дает выход накопившейся злобы, агрессии у определенной категории молодежи. Как известно, агрессия — имманентное качество личности. Оно микшируется, погашается, нейтрализуется воспитанием, образованием, школой, семьей, окружающей средой. Но было бы наивно думать, что все молодые люди проходят эту школу оккультивирования. Определенная часть — наоборот, ученики «школа злословия» если не преступления. Кроме того, надо куда-то выпустить адреналин.

Человек, чтобы ни говорили, — существо общественное. Он стремится войти в группу, банду, если она носит криминальный характер. Ряд молодежных банд носит идеологическую, нацистскую окраску. Подростки на бессознательном уровне порой убивают бомжей — «нелюдей», по их мнению, не имеющих права на жизнь. А они, как судьи, решают, выносят свой вердикт: кому жить, а кому нет. По существу, они реализуют идеи евгеники, которые проповедовали вожди гитлеровского рейха. Главари неонацистских объединений в России — это, как правило, волевые, харизматические личности, знающие что им делать и куда вести свою паству. Хорошие от природы психологи, они владеют приемами внушения. Как тут не вспомнить слова поэта: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад».

В советское время 30% населения было внушаемо, считалось конформистами. В современной России количество внушаемых значительно возросло. Одна из причин — Интернет-зависимость, зависимость от сетей, в которых распространяется идеология фашизма. Самый «эффективный» путь привязки апологетов фашизма к преступным структурам — привлечение их к убийству инаковых, других по цвету кожи и мироощущению.

Третья причина воспроизводства фашизма — социальная. А именно: имущественное, социальное расслоение российского общества. Нас не может успокоить тот факт, что это общемировая тенденция: «бедные — беднеют, богатые — богатеют». В наши дни выявилась такая категория населения, как «новые бедные». 40% населения России испытывает «самоощущение бедности». К новым бедным относят людей из числа работающих, которым хватает на хлеб, на молоко, на макароны, иногда на докторскую колбасу. Но для них закрыт заграничный туризм, отдых, высокие стандарты потребления. Если взять децильное соотношение доходов населения (10% богатых и 10% бедных), то оно было таким. В СССР — 1:4, в США — 1:6, в латиноамериканских странах — 1:12. В 90-е годы в России был такой коэффициент — 1:34, в настоящее время, по официальным данным 1:17. В Москве, как утверждают независимые статисты, 1:64. Это не удивительно, в столице «крутится» 85% всех денег страны. Естественно, что такая вопиющая разница порождает протестные явления, которые могут и принимают форму неонацистских объединений.

Четвертая причина — оккультная, мистическая, мифологическая. Установить оккультные корни современного фашизма — дело непростое. Очевидно то, что и здесь срабатывают механизмы тоски по сильной личности, которая наведет порядок в этом бедламе. И это неизбывная потребность в сверхчеловеке воскрешает постулаты исторического фашизма (нацизма), а именно: культ героизма и культ смерти.

В заключение два замечания. Первое. Приведенные причины возрождения фашизма взаимопереплетаются, накладываются друг на друга, взаимодействуют, эволюционируют. И порой трудно сказать. Что первично, что вторично. Второе. Современный фашизм мимикрирует, маскируется под другие формы проявления протеста, принимающие личину молодежных субкультур. Скажем, этнодиктаторские режимы бывших союзных республик подменяют естественное стремление этнических русских сорганизоваться, заявить свои права на территорию и нормальные жизненные условия надуманными ярлыками и приписывают им экстремизм, «русский фашизм». Хотя, как показывает история России, каких-либо значимых проявлений так называемого русского фашизма не было на территории страны. Вместе с тем, мы знаем, что среди русских эмигрантов, проживающих в Европе, накануне Второй мировой воны были созданы фашистские организации, инспирированные германским фашизмом. Наоборот, русский народ консолидировал нерусские народы и сломал хребет гитлеровскому фашизму.

Вот по мере того как этнократический режим Назарбаева использовав завесу дружбы с великим русским народом и с молчаливого согласия Б.Н.Ельцина жестокими репрессиями вначале 90-х годов расправился с русским казачеством северных областей Казахстана, требовавшим культурно-национальную автономию. Видимо, по этой причине, чтобы застолбить суверенитет казахского народа на северные земли, он перенес свою столицу из Алма-Аты в Астану.

Таким образом, налицо объективные и субъективные факторы воспроизводства и бытования фашистских тенденций в современной России. И это надо учитывать при проведении внутренней политики властвующей элитой.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

«Современный фашизм: новые облики и проявления» — пора бить в набат!

Сталин и Гитлер — будущее человечества?

Россия на исторической развилке постлиберального перехода

Угроза фашизации России — I

Неонацизм как модель социализации и воспитания: угроза государственной безопасности

Вопреки решениям Нюрнбергского трибунала: новые тенденции и формы пропаганды фашизма

Что такое фашизм?

Фашизм как фундаментальный вызов в мегаэволюции человечества

Русская идея — или национализм - нацизм - фашизм



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3050
87316
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика